"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Проблема есть. Но чья?
Велосипедист на улицах города. Субъект, вызвающий у многих пешеходов панический страх, у сотрудников ГИБДД - непереносимую головную боль, у автомобилистов - сильнейшее раздражение.
Почему? Потому что его место в городском движении не определено. И это при том, что велосипед давно перестал быть дворовым развлечением для мальчишек школьного возраста, педали сейчас крутят и солидные дяди, и образованные тети, и пенсионеры, и студенты. А сев на двухколесную машину, понимают, что езда в черте города связана с большими трудностями...
“Велосипедист в городе: чья проблема?” - “круглый стол” под таким названием состоялся в НФИ КемГУ. К обсуждению этой темы были приглашены представители различных структур власти, общественных организаций, ГИБДД, велосипедисты - профессионалы и любители, тренеры спортивных школ. Разговор получился долгим, с неизбежными в этом случае спорами. Но то, что проблема пользования велосипедом в городе есть, - сомнению не подвергалось.
Главное, о чем тут же заявили участники обсуждения, - в Новокузнецке нет возможности безопасно ездить на велосипеде. Дорог не хватает даже автомобилям, куда уж тут велосипеду! На тротуаре тоже места маловато: зачастую, помимо пешеходов, по тротуарам не брезгуют передвигаться и автовладельцы на своих машинах.
Сравнивая наш город с европейскими населенными пунктами различного значения и масштаба, Николай Белых, исколесивший множество дорог за рубежом, сказал: “Германия, Австрия, Швейцария - все ездят на велосипедах, поголовно. У нас большая проблема отношения к велосипедистам. А на Западе каждый автомобилист еще и велосипедист. Однажды сам наблюдал такую картину: едет по дороге старичок на велосипеде со скоростью 15-20 километров в час, за ним поток машин. Но никто не сигналит, не подгоняет, не спешит. Все терпеливо ждут, когда освободится встречная полоса, чтобы обогнать велосипедиста. Но как решить эту проблему в Новокузнецке? Нельзя же мерять все деньгами, нужно понимать, что мы меняем образ жизни населения. У нас есть масса предложений, как сделать велодорожки в городе. Где-то просто обозначить, где-то построить. И для этого даже необязательны большие вложения”.
“Велосипедист в Новокузнецке зажат, неуважаем, - вступает в разговор представитель “велосообщества” Сергей Upsa Пигарев. - Я считаю, что если реально посмотеть на проблему, то можно устроить в городе какие-то парки - чтобы велосипедисты не сбивали пешеходов, как кегли, потому что такое часто наблюдается, когда велосипедист едет по тротуару. И если бы было место, которое можно было бы использовать для свободного катания, не сталкиваясь с пешеходами, то это было бы очень неплохо...”
“На самом деле по дороге двигаться опасно. И градостроители со мной согласятся, что здесь тесно и автомобилям, - берет слово Петр Саенко, тренер по велоспорту. - В городе достаточно много мест, где есть широкие тротуары. Но основная проблема - высоченные бордюры. Возьмем улицу Кирова. Я замечал четыре вида бордюрных камней, разных по высоте. А зачем они? Люди через них перешагивают, велосипедисты перепрыгивают. А если сделать даже примитивные съезды или просто убрать эти бордюры? За это нам скажут спасибо и мамы с детскими колясками, и люди на инвалидных креслах”. На это заявление тут же нашелся вопрос у заместителя председателя городского комитета градостроительства и земельных ресурсов Александра Колтакова: “А зачем вам эти спуски? Чтобы ездить по пешеходным дорожкам и сбивать пешеходов? Нельзя совмещать пешеходный тротуар и велодорожку!”
Однако и в других странах, да и российских городах такие совмещения вполне допустимы. Впрочем, как увидели на показанных в ходе “круглого стола” фотографиях, даже существование этой разметки не всегда решает проблему. Где-то велодорожки размечены просто с абсурдными оплошностями, где-то их тут же занимают либо автомобили - как места для парковки, либо пешеходы - в качестве участка для неспешных прогулок. И “по-умному” оборудовать дорожки, конечно, можно, но где?
“Вот говорили, что в Чехии каждый автомобилист еще и велосипедист, - высказывает свое мнение Александр Колтаков. - А у нас велосипедистов - меньшинство. Конечно, каждому образу жизни надо способствовать. Но должны быть условия для этого образа жизни. Рассматривать велосипед как средство передвижения и при этом ездить по дорогам - не полезно для здоровья с точки зрения экологии. Для здоровья это не дает ничего. Есть парк, есть рекреационная зона, как на “Водной”. Есть Новоильинский район, где вокруг поля, зеленые участки. Можно их оборудовать и там устраивать эти велодорожки, чтобы не по пешеходным тротуарам ездили, а в специальных местах. И потом у нас всего-то полгода можно ездить! А почему бы не совмещать дорожки с лыжными трассами? В этом направлении и можно начать, а уж когда это приобретет массовый характер и изменится отношение... Но если мы начали разговор о безбарьерном пространстве в городе, то сейчас законодательство в этом отношении ужесточилось, есть заметное движение. И будут еще подвижки, при строительстве в новых микрорайонах”.
О проблеме высоких бордюров, пожалуй, больше велосипедистов знают только инвалиды-колясочники. Только у активистов инвалидных организаций разговорами дело не обходится, это тот трудный вопрос, ответ на который они упорно ищут уже долгое время. “Мы не просто говорим, мы стараемся делать, - рассказывает Юлия Романова, руководитель информационного центра для инвалидов “Крылья”. - Раньше часть территории на улице Кирова, где когда-то был магазин “Товары для женщин”, была любима колясочниками: там можно было передвигаться, потому что были скаты с бордюров. Как только стали ремонтировать дорогу, скаты убрали и поставили огромные бордюры. Мы обратились к градоначальникам: “Вы же сэкономите, если не поставите бордюрный камень. Так поставьте его где-нибудь в другом месте, а здесь сделайте скаты. Давайте подумаем вместе, как лучше поступить!” - “Давайте”, - услышали мы. И думаем до сих пор... А велосипедист - это инопланетянин. Он сейчас пока еще не пешеход и не участник дорожного движения. Сначала надо создавать условия для них, а потом менять сознание”.
И с сознанием, и с условиями у нас одинаково тяжело. Известный тренер по велоспорту Борис Тихановский, представлявший, кроме того, на этом “круглом столе” и спорткомитет городской администрации, сказал, что из-за растущего количества автотранспорта проблема тренировок велосипедистов на шоссе стала весьма серьезной. По сути, для тренировок спортсменов осталась только одна подходящая дорога - в направлении села Костенково. “И то сейчас там много дач, карьеры построили, движение большое, так что мы на шоссе практически не выступаем, а только в маунтинбайке, - с сожалением поведал Борис Александрович. - А когда выезжали, то я сопровождал группу на мотоцикле, так в меня еще и бутылки летели из проезжающих автомобилей. Вот такая у нас культура... Когда-то была практика кататься на “тропе здоровья”, которая не только для бегунов, но и для велосипедистов. Такая тропа существовала в парке Гагарина, но там построили теннисный корт и “откусили” от тропы большой кусок. А выехать из города действительно тяжело: пробки”.
Александр Тюнин, специалист управления по транспорту и связи, посетовал, что теперь нет подходящего общественного транспорта, чтобы вывезти велосипед за пределы города: “Специализированного нет, а пассажирский для велосипеда не предназначен”. - “И как вы прикажете добираться до места катания?” - спросят велосипедисты. Собственно, простого и удобного всем решения этой проблемы, оказывается, не существует. Либо ехать на велосипеде по оживленной автотрассе, рискуя жизнью, чтобы, наглотавшись пыли, добраться до проселочных дорог и там накататься вдоволь, либо приобрести личный автомобиль и вывозить экологически безопасный вид транспорта на экологически вредном. Нелогично, а что делать? А если кататься в городе ночью, когда улицы пусты, как на это посмотрит ГИБДД? К сожалению, мнение сотрудников инспекции узнать не удалось: своим присутствием они “круглый стол” не почтили, хотя и были приглашены.
Да, как совершенно справедливо отметили участники “круглого стола”, сейчас доля населения “на двух колесах” сравнительно невелика. И, возможно, ради этой относительно небольшой группы не стоит кардинально перестраивать городскую структуру. Но когда-нибудь придет время, когда и у нас автомобилисты пересядут на велосипеды, и тогда автотранспорта станет меньше, воздух в городе - чище, пробки рассосутся, а у приверженцев передвижения на велосипеде будут свои дорожки - удобные, длинные, широкие и вдали от пешеходов и машин! Тем более что нет ничего зазорного в том, чтобы взять пример с городов, где власти видят в развитии велосипедного движения большие плюсы не только для экологии их территорий, но и для собственного имиджа, имиджа власти.
Как заметила Юлия Романова, “недостаток “круглых столов” в том, что после них нет решений”. Однако решение, подсказанное участниками обсуждения и куратором проекта руководителем программы НФИ КемГУ “Новокузнецк-400” Ириной Басалаевой, все-таки будет направлено для рассмотрения властям. Сделать велодорожку, не внося больших изменений в инфраструктуру города, можно. Например, на дамбе вдоль берега Томи. И продолжить эту “велотропу” в другие районы Новокузнецка. Тогда велосипедисты никому мешать не будут, и им самим никто не помешает. Предложение, может быть, еще “сырое”, но вполне достойное дальнейшего обсуждения.
А серия “круглых столов”, организованная в рамках проекта “Город накануне” сотрудниками и студентами НФИ КемГУ при поддержке фонда “Новая Евразия”, продолжится. На обсуждение предлагается множество актуальных тем, касающихся прошлого, настоящего и будущего Новокузнецка: “Современный образ Южного Кузбасса: зона йети или древняя земля?”, “Новокузнецк - город детства?”, “Последнее, что осталось от Кузнецка. Советская площадь”, “Молодёжь в Новокузнецке: уехать нельзя остаться” и так далее. Участвуйте!
на велосипедиста привыкли смотреть как на транспортную помеху
Где нет полиции, общественного мнения проще всего поставить забор, вы выбираете этот путь?
Я выбираю: газоны для цветов, дороги для машин, а тротуары для пешеходов.
Где нет полиции, общественного мнения проще всего поставить забор, вы выбираете этот путь?
Где нет полиции, общественного мнения проще всего поставить забор, вы выбираете этот путь?
Я выбираю: газоны для цветов, дороги для машин, а тротуары для пешеходов.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь