"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Первый кинотеатр Сталинска
Легендарный сталинский кинотеатр “Коммунар”, все титулы и достоинства которого не перечислишь, ныне сиротливо приуныл, потихоньку ветшая и разваливаясь. Когда-то самое заметное сооружение проспекта Молотова, а ныне - самое разрушенное строение проспекта Металлургов, оно заслуживает куда лучшей судьбы, чем нынешняя печальная участь обшарпанной торговой точки.
И его любопытная история даёт основания надеяться на внимание горожан и властей.
Вообще история кинематографа в Кузбассе началась ещё в 1899 году, когда в Мариинске открылся первый во всей тогдашней Томской губернии кинотеатр “Фуроръ”. Каждый вечер его большие окна закрывались металлическими ставнями, потухали керосинки и механики Виктор Каратаев и Алексей Пузанков под блестящий аккомпанемент на рояле ссыльного поляка пана Савицкого вручную крутили шедевры типа “Симъ победиши”, “Камо грядеши” и “Хлысты”. Несколько лет спустя пришло кино и в Кузнецк. Но пришло как-то очень уж кособоко. “Синематограф” с ценой билета две медных копейки был открыт слесарем Николаем Афанасьевичем Степановым в... своём огороде в старом деревянном сарае. И это при том, что в 1913 году даже безуездный городишко Тайга обзавёлся своим нормальным кинотеатром “Колизей” на главной в городе Первой улице (теперь Интернациональной) - там показывали за 10 серебряных копеек немое кино. Так что в 1914 году Степанов построил для кино в районе винзавода глинобитное здание и открыл частный кинотеатр “Иллюзiонъ”, проработавший до 1920 года. Билет подорожал до пятачка, а ежедневных сеансов стало три: в шесть, семь и восемь часов вечера.
В весенние дни 1917-го, когда Ильич писал свои апрельские тезисы, городская газета “Кузнецкий край” приглашала кузнечан посмотреть “страшную драму из русской жизни” под названием “Отравленная любовью”, в анонсе к которой предупреждалось, что “картина производитъ потрясающее впечатленiе”. Драма “Невинный убiйца, или Детективъ по принуждению” рекламировалась как “настоящiй гвоздь сезона и мировая сенсацiя”. Киноманы появились даже среди школьных учителей: в 1919-м педагог Окороков велел каждому ученику принести деньги на билет и организованно водил свой класс в кино.
Совсем другой стилистики кино буквально ворвалось в город в 1931 году. В феврале Новосибирская кинофабрика сняла первый фильм о Кузбассе - “Четвертый в мире”. В апреле 1931-го на стройплощадке КМК создана первая в Кузбассе киностудия - агентство Госкино.
И вот 6 июля 1931 года бригада московской кинохроники с режиссером Яковом Блиогом начала съёмки кинохроники, а кинооператор Георгий Михайлович Гребёнкин снял шесть выпусков хроники и фильм-обращение к задолжавшим поставщикам “Счёт Кузнецкстроя - заводам-поставщикам”. Умудрялись снимать даже детские агитки - во втором выпуске киножурнала “Пионерия” 1 октября 1931 года вышел сюжет: кузнецкие пионеры передают из рук в руки кирпичи. Мастерство росло как на дрожжах. Уже в 1932-м по всей Стране Советов крутили первый и единственный 70-минутный игровой фильм о Кузбассе - “В боях рождённый”.
Сами кузнецкстроевцы не были обделены “важнейшим из искусств”. К 7 ноября 1932 года, за год до сдачи “Коммунара”, сталинцы уже начали смотреть звуковое кино. Временный звуковой кинотеатр под названием “Кинотеатр Роскино” разместился в клубе Стальмоста. Первым фильмом со звуком стала заграничная драма “Кнут надсмотрщика” аж в шести частях. Если билеты в цирк стоили тогда от рубля до трёх, цены на невиданную диковинку были демократичные - от 80 копеек до рубля. Красным партизанам предоставлялась скидка в 50 процентов. Через 8 дней в клуб не завезли дрова, и в газете появилось объявление: “Ввиду отсутствия отопления звуковое кино не работает”. 6 декабря, когда вопрос с топливом был решен, кинотеатр продолжил работу. Киноленты менялись каждые два дня, спрос на билеты был огромный, предварительная касса начинала работать с раннего утра. Впрочем, “Роскино” недолго снимало сливки с монополии, так как вскоре все клубы поголовно стали переходить на звук. К примеру, в соседнем Прокопьевске к октябрю 1933‑го запустили кинотеатр имени Николая Островского - первый в Кузбассе звуковой, да ещё с широкоэкранной установкой. Он работает и по сей день в аккурат за драмтеатром.
Тогда же в самом центре Сталинска было решено сразу строить не просто кинозал, а первый в городе звуковой кинотеатр с залом на 1200 мест. Проектировать невиданное сооружение пригласили немецкого архитектора Герхарда Козеля. Он блестяще справился с задачей. Композицию конструктивистского здания он построил на асимметричном сочетании объёмов разной формы и величины: доминирует трёхэтажный полуцилиндрический объём, завершенный высоким аттиком, а нарушает симметрию выступающий слева прямоугольный блок лестничной клетки. Окрашен был “Коммунар” в ярко-красный цвет, а башню опоясывали две белые полосы по высоте окон. Инженерный гений Козеля проявился в уникальных перекрытиях огромного зала - деревянными арочными фермами пролётом до 26 метров! В своё время за такое решение перекрытия Манежа в Москве архитектор Бетанкур получил от Николая I медаль. Да и общие габариты здания кинотеатра в плане оказались большими: 45,3 на 73 метра.
“В 1933 году на проспекте Молотова был в стиле конструктивизма построен большой кинотеатр “Коммунар”, - писали в книге “Сталинск” в 1954 году. - Как и большинство сооружений тех лет, это сооружение несло на себе черты аскетизма и формалистического разрыва между внешним обликом и внутренним содержанием”. Сказано точно - голые стены и полное отсутствие декора совсем не вязались со статусом культурного центра города. Но это неудивительно - 1933 год - эпоха безграничного торжества “чистого” конструктивизма.
Надо сказать, у “Коммунара” есть и родной брат - точно такой же кинотеатр в это же время был построен в Новосибирске, причём по проекту Эрнста Мая. Это заставляет некоторых исследователей именно Маю приписать авторство и нашего кинотеатра. Но это вопрос, так сказать, под вопросом. Кстати, новосибирский собрат в отличие от нашего избежал реконструкций и по сей день сохраняет ярко выраженный конструктивистский облик.
Столь строгое следование этому стилю уже вскоре после возведения звукового кино стало раздражать. Тем более сталинцам было с чем сравнить - наглядным примером стал строившийся в то же самое время и открытый 30 апреля 1937-го самый большой кинотеатр Кузбасса до войны - кемеровский Дом кино “Москва”. Его архитекторы Д.Ф. Зезин и С.П. Скобликов не постеснялись смело заимствовать греко-римские элементы и поразили великолепной отделкой и своими залами: большим на тысячу мест и малым - на 130.
Меж тем и “Большевистская сталь” 10 октября 1936 года написала о городе: “Он не может жить провинциальной жизнью. Он должен иметь лучшее, что достигнуто мировой и советской культурой. При этом условии над производством чугуна и стали будут работать ещё лучше, всё повышая их качество, высококвалифицированные люди”.
Поэтому уже 24 ноября 1940 года была проведена первая модернизация “Коммунара”: не только установлена новая звукоусилительная аппаратура, но и голые фасады были пусть скромно, но украшены лёгким пост-конструктивистским декором типа ромбовидного ковра по стенам и кессонированного пояса по верху второго этажа башни. Кстати, он повторял декор, полученный в 1936 году Дворцом культуры и техники КМК, а кессоны на башне сохранились с дворовой стороны, хотя и закрашены.
Сам “Коммунар” быстро стал подлинным центром кино: и киноиндустрии, и кинофикации, и просто местом проведения досуга горожан. Сидевшая здесь кинодирекция усиленно переводила кинопрокат на звук: 1 августа 1937 года первый в Кузбассе звуковой кинопроекционный аппарат ленинградского производства прибыл на Куйбышевский рудник, а вообще на 14 февраля 1940 года даже в Кузнецком сельском районе работало восемь передвижных звуковых кинотеатров и четыре “немые” кинопередвижки.
Кузбасское кино (представьте себе!) выходило на мировой рынок - уже в 1938 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке был показан фильм оператора С. Хмелёва “Город сталинских металлургов”, а 28 августа 1940 года в доменном цехе КМК начались съёмки нового пропагандистского полнометражного фильма “День нового мира”. Фильмец этот в итоге так и не доделали - на страну напал Гитлер, и актуальнее стал “день новой войны”.
И, наконец, третья ипостась “Коммунара” - с того самого 37-го он стал и своеобразной городской танцплощадкой. 23 июня 1937 года “Большевистская сталь” писала: “Дирекция кинотеатра “Коммунар” перед началом последнего сеанса организовала в фойе танцы - когда демонстрировали картину “Путешествие в Арзрум”, тяжёлые переживания Пушкина сопровождались фокстротом из “Трёх поросят”. Такое совместительство только портит впечатление от картины”. Танцы в “Коммунаре”, надо сказать, любили посещать и тогдашние криминальные паханы с Болотной площадки - Кузнецов, Болотников да Башмак, у них и в зрительном зале были “свои” места. Редко какой визит “болотных” обходился без “махаловки”.
В первую четверть века своей жизни полноценной конкуренции “Коммунар” не знал. В 1930 - 1940-х годах кинофильмы можно было посмотреть ещё в кинотеатре имени Калинина в Старокузнецке (бывшем Народном доме), клубе коммунальщиков в районе нынешнего полиграфкомбината на улице Орджоникидзе (попасть туда можно было с улицы по деревянному мостику через небольшое озерцо) и в клубе строителей - первом деревянном, за тогдашним колхозным базаром, с проходом с улицы Куйбышева. Ну и, разумеется, в клубе имени Ленина на Левом берегу. Но то был ведомственный кинотеатр для НКВД.
Всем театрам и клубам, прокатывавшим фильмы, присваивалась категория кинотеатра первого, второго или третьего экрана. Новый художественный фильм мог быть показан только в кинотеатре первого экрана, клубы обычно довольствовались уже изрядно затертыми копиями. Кинотеатр “Коммунар” имел высшую категорию.
В фойе здесь можно было выпить ситро или лимонад в буфете, съесть мороженое, посмотреть развешанные афиши, фотографии киноактеров и кадры из разных кинофильмов.
Часто на дневные сеансы билеты продавались без нумерации мест, и надо было изловчиться и занять места поудобнее. Дело в том, что в оборудовании зала изначально были допущены промахи: экран находился на уровне глаз зрителей, а не выше, и потому всегда кто-то кому-то мешал - часто возникали конфликты. В отдельных рядах количество мест доходило до сорока, а в то время, до реконструкции, широкого экрана не было, и с боковых мест, особенно вблизи, создавался слишком острый угол зрения, что искажало восприятие картины.
Продолжали расти рекорды по посещаемости кинотеатров. В 1937-м несомненным хитом стала “Юность Максима”, на которую всего за два июньских дня сходило 4339 человек. На продолжение - “Возвращение Максима” - пошло уже 11358 зрителей. Столь резкому увеличению публики способствовало и то, что 19 июля малярийная станция и Горкомхоз провели совместную акцию против комаров и мошкары, приступив к ликвидации мохового болота, на берегу которого стоял “Коммунар”. Смотреть кино стало комфортнее - залы покинул-таки назойливый гнус.
Вплоть до 1950-х ещё демонстрировались и немые фильмы “Броненосец Потемкин”, “Праздник Святого Йоргена”, “Огни большого города”, отсутствие звука в них восполнялось более оживленной мимикой и жестикуляцией актеров, а также титрами. Порой было и музыкальное сопровождение - справа от экрана на сцене стоял рояль, и пианист-тапёр исполнял нехитрые мелодии.
Что мешало кинофикации населения, так это хулиганье. Из жалобы трудящегося в дирекцию “Коммунара”: “На звуковом фильме “Дарико” группа хулиганов устроила драку, я пытался восстановить порядок и не заметил, как у меня вытащили часы. Прошу разобраться!” Впрочем, в 1940 году к главному кинотеатру Сталинска у трудящихся было немало и других претензий: “Плохо обслуживают зрителей в “Коммунаре”. Чтобы выпить стакан фруктовой воды, приходится 10-15 минут стоять в очереди, а купить мороженое совсем невозможно, так как его хватает на первые 5 минут. По неизвестным причинам прекратил свою работу джаз-оркестр. Вместо него в фойе играет радиола, издающая хрип и шипение, смешанные с мотивом какой-то знакомой песни”, - жаловались горожане.
Что касается джаза, то на фоне борьбы с Западом, космополитизм начали искоренять. Курсы Кориева по изучению иностранных танцев переименовали в “школу танцев начального и повышенного цикла”.
Всего за 60 лет кинотеатр пережил четыре реконструкции. Первую осуществили ещё до войны. В 1940 году был проведен косметический ремонт, а внешне здание было слегка “подправлено” постконструктивистским декором. Вторая состоялась после войны, когда здание дополнили псевдоклассическими кокошниками, что выглядело нелепо и спровоцировало третью реконструкцию в 1952 - 1957 годах, которая круто изменила внешний облик кинотеатра. По проекту архитекторов П. Отурина и В. Тарасова его окончательно стилизовали в неоклассических формах, полностью изменив и фасады, и интерьеры. Опирающийся на монолитные столбы опоясывавший цилиндрический объём монолитный козырек над входом был заменен колоннадой из девяти колонн высотой в два этажа. Надстроены были и боковые крылья, а фасады получили характерную для советского неоклассицизма пластическую обработку с изменением окраски стен на ампирную жёлто-белую. Высоту вестибюля увеличили, над нижними прямоугольными проёмами соорудили полуциркульные окна второго яруса, придавшие стене вид аркады. Мотив аркады зодчие использовали и в пластической обработке стен третьего этажа при помощи плоских пилястр и архивольтов. Зал был декорирован, а количество мест в нём сократили с 1200 до 1000.
Как верно подметил кто-то из современных специалистов, строили “Коммунар” зодчие с мировыми именами, а реконструировали - архитекторы районного масштаба. И, возможно, было бы лучше оставить первоначальный “жёсткий” конструктивизм в покое - как сделали в Ленинске-Кузнецком с кинотеатром “Победа”.
К своему открытию обновлённый “Коммунар” решил порадовать зрителей американским кино - 10 мая 1957 года в “Кузнецком рабочем” вышла реклама фильма “Соль земли” производства киностудии... нет-нет, не “Уорнер бразерс” - Независимого производственного объединения и Интернационального союза шахтёров и рабочих плавильных заводов США. Крутой, видать, был боевичок! А 6 сентября 1962 года впервые в объявлении о киносеансе появилась приписка: “Дети до 16 лет не допускаются” - “Коммунар” демонстрировал фильм “Долгая ночь 1943 года”. То ли эротика, то ли насилие...
24 января 1985 года кинотеатр “Коммунар” распахнул свои двери после четвёртой - уже генеральной - реконструкции, которая обошлась в 700 тысяч рублей. Архитекторы “Кузбассгражданпроекта” и мастера “Новокузнецкремстроя” преобразили кинотеатр внутри: количество мест в третий раз сократилось - теперь с 1000 до 800, была установлена чешская кинопроекционная аппаратура, в фойе появился обитый дерматином бар с мороженым, а сам “Коммунар” был причислен к кинотеатрам высшей категории и вплоть до начала 90-х собирал полные залы.
Когда кризис кино привёл к закрытию большинства городских кинотеатров, “Коммунар” умудрялся-таки выживать, хотя тоже потихоньку деградировал - одна только самая дешёвая в городе ночная дискотека “Треугольник” чего стоила (а стоила она 10 рублей, к слову). Ветеран дотянул было до возрождения отечественного кино, и тут кино закончилось. Весной 2004 года “Коммунар” был включен в план приватизации и успешно ушел с баланса города по очень скромной цене - 6,2 миллиона рублей. В настоящее время прежний красавец кинотеатр формально находится на реконструкции, в нём хозяйничают арендаторы.
До экономического кризиса предполагалось силами Южкузбасстроя провести к 2009 году радикальную реконструкцию кинотеатра, соединив его вогнутой галереей с “Коммунаром-2” - новой копией здания к югу от него. Однако этот проект архитекторов Ларисы Павловой и Михаила Набоки общей площадью 10 тысяч квадратных метров едва ли теперь будет воплощён, да и отношение горожан к нему было, мягко говоря, неоднозначным. В любом случае, хочется, чтобы его нынешнее запустение наконец закончилось.
Источник: Кузнецкий рабочий
Когда сказал? ссылочку пожалуйста...
Тулеев подражает Москве..прогибается пока не заклинет в спине :)
В апреле депутат Госдумы и советник мэра Москвы Владимир Ресин заявил, что программа возведения 200 новых православных храмов в Москве не решит проблему нехватки церквей, городу необходимо 600 новых храмов. "Для достижения среднероссийского показателя нам нужен при 316 действующих еще 591 новый храм", – заявил Ресин.
а вот сейчас наступило настоящее совковое искусство...(от них же тоже аз)
И так во всем! В науке, в технике, в литературе...сейчас и есть все советское...а тогда во время советской власти все лушее было создано царскими людьми...
а теперь спорьте )))
и это я с тобой ещё по-божески :)
и это я с тобой ещё по-божески :)
ему сапогом в хлебало - по божески.
по хорошему бы следовало б требуху вывалить на асфальт
Нам морочили голову строительством коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям" и при его постройке "богатство польется полным потоком". Человек, который подкинул идею Хрущеву, заимствованную у утопистов,по фамилии Петров, сделал себе карьеру на этом. Я также считаю, что Россию мы потеряли в 17г.
У вас такая нетерпимость к инакомыслию, а еще мэром хотите стать.
В.В.П. Забыл упомянуть Екатерину Вторую немку, которую назвали за ее дела Великой, это к посту ниже.
Миночка, Вы такая миночка... :)
Миночка, Вы такая миночка... :)
мда...натуральная миночка.
мда...натуральная миночка.
Сорри, значок копипаста забыл поставить
(с) - стырено :)
Нам морочили голову строительством коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям" и при его постройке "богатство польется полным потоком". Человек, который подкинул идею Хрущеву, заимствованную у утопистов,по фамилии Петров, сделал себе карьеру на этом. Я также считаю, что Россию мы потеряли в 17г.
У вас такая нетерпимость к инакомыслию, а еще мэром хотите стать.
В.В.П. Забыл упомянуть Екатерину Вторую немку, которую назвали за ее дела Великой, это к посту ниже.
Я сейчас повторю свой удаленный комментарий, хотя там не было ни мата, ни оскорблений.
Уверен, что такие злобные антицерковные и антиобщественные комментарии (ввп. 27.09.2012 10:48 ; AMR-718 27.09.2012 10:51) на меня изливают эти лица, будучи нетрадиционной сексуальной ориентации…доказать при желании это мог бы, но не хочу отрывать своих друзей от нужной и серьезной работы…
Это ты какого "друга" имеешь в виду? того самого??? :)))
никогда не обращался...да и вряд ли...хотя...как говорится не зарекайся...
хочу по честному сражаться за веру...
меня последние законы не радуют...в конце концов это против настоящих верующих обернется
по царю томится согундяй
Владимира Сортирного на трон Рашки усадили… Славься, Славься..тьфу, монархисты епт
Всё ноют по русскому царю..когда он был –то?
В последнем Романове, Николае II, было русской крови примерно 1/512 (Начиная с Петра у русских государей имелась традиция жениться исключительно на иностранках, как правило - немецких принцессках) Народ должен был думать, что им правят русские цари и царицы - они ведь носят русские имена-отчества: Мария Фёдоровна, Павел I... Это сейчас мы знаем, что Мария Фёдоровна была на самом деле София-Доротея-Августа-Луиза, а Павел I - сын принца Ульриха и Софьи-Фредерики-Августы Анхальт-Цербстской. Да и то, не все знают, что династия Романовых - фикция.
Если посмотреть хронологическую таблицу российских царей XVII-XX в., их происхождение от отца и матери, станет ясно, что представляют из себя "русские цари", как получилось, что под псевдонимом "династия Романовых" в России полтораста лет правили представители Гольштейн-Готторпской династии.. В стране, принявшей не своего Бога, приняли не своего царя точнее инфа Русские нерусские цари http://nnm.ru/blogs/carro/russkie-nerusskie-cari/#comment_16535783
Вон Берестов, на голом энтузиазме какое дело вытянул.
А здесь все предпосылки есть. Там денег много не надо. Это не хоккей-футбол.
И каким там "дефицитом" торгуют?
Юность, раздолбают, та, правда, серенько выглядит.
Похоже в чей то "умной голове" идея созрела. Довести здание через аренду до плинтуса. Потом развести ручками, разваливается! Нужно снести-продать и построить новый ТРЦ. Депутаты, архитекторы, совет "народный", очухайтесь!
Это всё равно что сейчас под знаковыми достижениями нашего города поставить фамилии: Мартин, Кузьмин...
На что намекает автор?
аха, щас!!
хрен вам!
хрен вам!
да! именно так!!!
и еще всем этим строителям кол в жопу!!!
блиг!! ты дражнишся, что ли??
нала буран. просто мебелью все затарились
у большинства здания в собственности
я их всех знаю
Мне Коммунар нравится с его колоннами и балкончиком , много всего мелкого понаделано на нём, всё бы отремонтировать с любовью, и больше не допускать до сегодняшнего состояния.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь