#
#
Просмотров: 11664
Тема дня

Почему СССР был импортером зерна, а Россия стала экспортером

Picture

Нынешний экспорт зерновых из России является предметом гордости режима.

Просмотров: 107500
Тема недели

Леонид Ивашов: в Нью-Йорке очень боятся отставки Медведева

Picture

Понятно, что американцы боятся не Медведева, Силуанова и Набиуллину — это их, так сказать, служащие. Субъективно, может быть, это не так, но объективно — несомненно так.

Просмотров: 77403
Тема месяца

В Новокузнецке убит криминальный "авторитет" (+4)

Picture

Застрелен криминальный "авторитет" Александр Жестоков. Об этом нам сообщили неофициальные источники.

Рубрики

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
добавить на Яндекс
Проверенные новостройки Москвы и Подмосковья на 1000novostoek.ru
Пётр Шерешевский известен новокузнечанам неординарными постановками

"Вишневый сад" Чехова – история про время, про человечество"

Петербуржец Петр Шерешевский известен новокузнечанам неординарными постановками в Драматическом театре.

Петербуржец Петр Шерешевский известен новокузнечанам неординарными постановками в Драматическом театре. «Иванов», включенный в программу «Золотой маски», «Господа Головлевы», «Старший сын», всего восемь спектаклей вышло на сцене театра начиная с 2010 года. 5 апреля в НДТ выйдет премьерный спектакль Шерешевского «Вишневый сад». Корреспондент Новокузнецк.ru пообщался с режиссером о творчестве, театре и искусстве.

«Бывает и так, что ты предложил пьесу, название прекрасное, а Короля Лира играть некому»

Люблю я все свои спектакли. Ты ставишь пьесу несколько месяцев, и все это время живешь темой и рождающимся художественным языком будущего спектакля. Ничего важнее для тебя не существует. В результате спектакль — это будто слепок куска твоей жизни, дневник мыслей и ощущений от мира. Но, естественно, по прошествии времени, наступает время критической оценки того, что же получилось. Чтобы понимать собственные ошибки, чтобы двигаться дальше.

В процессе создания всегда есть ощущение, что много придумано. Иначе и невозможно. Ты говоришь, как можешь и чувствуешь. Но потом, когда оглядываешься из уже другого себя, из другого времени, порой видишь, как торчат какие-то белые нитки. Или не так остро, не так неожиданно, как могло бы быть, слишком предсказуемо. Или, наоборот: где-то перемудрил, ушел от внятности высказывания. А порой соединяется и содержательная, и эстетическая составляющая, и думаешь: «ай да Шерешевский, ай да сукин сын».
Из спектаклей, которые я ставил в Новокузнецком драмтеатре, если уж выбирать, больше всего я, пожалуй, люблю «Дуэль», «Иванова», «Господ Головлевых» и «Откровенные полароидные снимки». Может быть, дело в выборе материала, наиболее созвучного моему мироощущению, в отсутствии изначальных компромиссов. Это не значит, что я не люблю «Фигаро» или, например, «Старшего сына». Это, повторяю, все части меня, как дети. Но что-то в них оцениваю критически.

Я стараюсь не работать с двумя составами актеров, потому что реалии таковы: ты делаешь спектакль на одну психофизику, а второго человека впихиваешь в психофизику первого. Или сочиняешь немного на первого, немного на второго, и в результате работаешь с чем-то усредненным. Роль рождается от конкретной личности, с которой ты работаешь, из сотворчества. Это не пустой звук. По идее должны получиться действительно два разных спектакля. А спектакль-то, в итоге, ты ставишь один! Плюс к этому возникают всякие межличностные проблемы: ревность, кто лучше, кто хуже, кого больше любят, кто будет играть премьеру.
Когда я попадаю в незнакомый театр, я не думаю об артистах, а просто предлагаю название и дальше мы подбираем актеров. А бывает и так, что ты предложил пьесу, название прекрасное, а Короля Лира играть некому. Когда я ищу пьесу для своего театра, где маленькая труппа, или я еду в театр, где знаю актеров, как здесь, в Новокузнецке, то стараюсь иметь в виду людей, с которыми хочу работать и под которых ищу название пьесы. С другой стороны, когда ты не знаешь труппу и берешь понравившуюся пьесу, то бывает, что и Король Лир находится, и Гамлет, хотя мне казалось, что их нет. Артист — гибкая структура, как и пьеса. Наверное, так и надо.

«Я интеллигент, тот самый, оторвавшийся от народа»

Я мягкий. Хотя зануда, и всегда добиваюсь того, что мне нужно. Каждый раз, начиная что-то новое, я чувствую себя школьником, самозванцем, который не знает, как ему подступиться к работе.

Я скорее, себя считаю представителем интеллигенции, чем богемы. Богема это что? Каждый день пить в компании? У нас в Петербурге из тех мест, которые знаю, есть, например, галерея Борей. Там собирается «богема»: бородатые люди, художники, артисты, писатели. Бываю и я, но не чаще, чем раз в полгода. Когда я там оказываюсь, то вполне комфортно себя ощущаю. Но это не мой постоянный образ жизни.
Я, скорее, интеллигент, тот самый, оторвавшийся от народа. С одной стороны, это сосредоточенность на интимном внутреннем мире, с другой стороны — жизнь в культуре, с третьей стороны —политические взгляды. В политике я придерживаюсь радикальных либеральных взглядов. Но при этом, когда смотрю на либеральную тусовку в facebook, на хороших и близких мне людей, становится дурно от того, как мы все поем хором, не хочется в этот хор вливаться. Это нежелание и неумение встроиться ни в одну большую общность и есть, на мой взгляд, вечное изгойство интеллигенции. Отчасти добровольное, отчасти мучительное.
На самом деле, я кокетничаю, наверное, когда говорю, что мне сложно найти общий язык с другими. В основном-то, с людьми близкими, друзьями и по работе в театре мне это дается легко. Но я говорю про более широкий взгляд, когда я смотрю на то, что люди любят, чем наполняются. Прихожу в театр на какую-нибудь дурацкую комедию, и вижу, что зал всегда забит до отказа. И я думаю: а кто эти люди? Когда я смотрю программу федеральных каналов, я думаю: кто они, смотрящие эти передачи? Я сейчас пошлости говорю, но, тем не менее, это правда. С другой стороны, я прекрасно вижу, что людей, ответственно относящихся к своей жизни, ощущающих потребность отвечать на вечные вопросы: «Зачем я оказался на этом свете» достаточно. С ними и хочется вести диалог своими спектаклями.

«Мне, по-прежнему, интереснее говорить о вопросах бытия, но каждый раз их хочется преломлять через что-то звенящее в сегодняшнем времени»


В Театральной академии моим Мастером была прекрасная Ирина Борисовна Малочевская, которая 15 лет работала педагогом у Товстоногова и Кацмана. Поэтому у меня школа товстоноговская. Довольно долго пресловутый товстоноговский вопрос «О чем сегодня?» мне казался примитивной актуализацией и социализацией театра. Дескать, интереснее говорить о том, зачем мы пришли на эту землю, в чем смысл жизни, почему мы хотим одного, а делаем другое — такие детские вопросы, их много. А сейчас я постепенно начинаю ощущать, что театр все-таки очень зависящая от времени штуковина. Мне, по-прежнему, интереснее говорить о вопросах бытия, но каждый раз их хочется преломлять через что-то звенящее в сегодняшнем времени, и оно звенеть может по разным причинам. Не только социальные причины, политические. Хотя и они.

Например, наши «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину о двойных стандартах. О женщине, строящей Империю ради своих детей, все грехи свои оправдывающей заботой о детях, и этих же детей уничтожающей, пожирающей и морально и физически. Ради Семьи! Это отраженный в капле одной семьи Головлевых весь наш социальный мир. История о том, что страх и насилие могут породить только страх и насилие. О том, что себя мы всегда готовы оправдать, какие бы гадости мы не творили. А близких готовы судить за любой маломальский грех. И прикрываем мы все это высшими ценностями. И даже сами верим в собственную непогрешимость, закрывая глаза на очевидное собственное злодейство. Портрет современной России, увы, с двойными стандартами власть предержащих, «скрепами», «оскорблением чувств» и прочими пугающими реалиями дня сегодняшнего.

Тем много… «Откровенные полароидные снимки» по Равенхиллу — о том, что все договоры с самим собой не срабатывают. Сколько не бойся жизни, собственных живых чувств — от них не спрячешься. Сколько не говори себе: «Я не буду пускать в это душу, мне достаточно секса», живая душа рано или поздно срабатывает. И ты сталкиваешься с такой пугающей Любовью. И чем больше ты хотел от нее отгородиться, тем неподготовленнее ты к встрече с нею. Тем сильнее она ударит по тебе, когда вытащит из ракушки эгоизма. И наоборот, сколько не оправдывай свои поступки высшими материями, если главное, о чем ты мечтаешь, это комфорт и благополучие, то рано или поздно ты обречен осознать собственную пустоту, бессмысленность всей своей жизни, подчиненной внешнему. И ужаснуться этой пустоте, когда поздно, нет сил уже что-то исправить.
Но причины эстетические тоже влияют на выбор материала. В искусстве возникают каких-то новые языки. И они толкают к новым поискам. Не замечать того, что происходит вокруг — это называется: «чукча не читатель, чукча — писатель». Помню, как раз когда четыре года назад, когда мы с художником Сашей Моховым здесь, в Новокузнецке сочиняли «Иванова», тоже по Чехову, то мы задали друг другу вопрос: «Где бы, в какой точке планеты мы могли бы ставить спектакль не думая, что скажут зрители, критика, дирекция театра». И вдруг поняли, что только так и можно ставить спектакли, где бы ты ни был, без оглядки. Только так, как хочется говорить в данный момент времени. Это, вроде, очень простая мысль, но, если вдуматься, очень острая.

«Вишневый сад» — эта история про время, про человечество»

Если обратиться к «Вишневому саду», которым мы сейчас занимаемся в Новокузнецке, то здесь мы размышляем: что такое вишневый сад у Чехова? Это некая метафора чего-то прекрасного, но не жизнеспособного и перемолотого временем. Пьеса про безжалостность времени. Она отличается от остальных чеховских пьес, потому что если в остальных в центре внимания стоит человек и его судьба, вера, поиск смысла жизни, то в «Вишневом саде» — так у нас получается в спектакле, и в этих ощущениях он родился, героев практически нет. Они как бы есть, но это скорее, хор, такое многоголосье. Если ты читаешь пьесу, то даже в голове начинает шуметь от того, насколько там нет отдельных персонажей, а все состоит из каких-то реплик, друг с другом сталкивающихся и пересекающихся. По сути, эта история про время, про человечество. Про то, что время перемалывает каждое следующее поколение. Наша жизнь безумно коротка: еще вчера ты был ребенком, а завтра ты уже старик и пора умирать. Но даже в этом коротком времени мы успеваем отстать от жизни так, что ее потом и не догнать. Время идет быстрее нас, и нам отведено немного.

Может быть, это неправда, но сегодняшнее мое ощущение — будто я живу во время изменения человеческой природы как таковой. Когда я смотрю на медиа, сотовые телефоны, я понимаю, что тот мир, в котором я рос, очень сильно отличается от того, котором я живу. Я в любой момент могу найти нужного человека, посмотреть его личную жизнь, если он ее не прячет. Есть опасения, что вся культура, в которой живем сейчас, и в которой жило человечество, на пороге окончания и возникновения чего-то нового. Футурологи говорят нам, что не за горами создание искусственного интеллекта, который очень быстро в миллионы раз превзойдет интеллект человеческий. Не за горами физическое бессмертие человека, когда будут побеждены процессы старения, смертельные болезни… Если верить этим футурологическим прогнозам, человечество обречено превратиться в новый вид. Это будут существа с компьютерами, вживленными в мозг, с неограниченными способностями, знающие все, живущие вечно. Грядет новая ступень эволюции, и, если это правда, сопротивляться этому бесполезно.

Точно также, как любого человека, к чему-то привыкшего, кардинальные изменения, конечно, меня пугают. В «Вишневом саде» Лопахин говорит: «Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад», — отвечает ему Раневская. Это про то, что ты любишь, и что тебе привычно. Отказаться от этого эмоционально невозможно, потому что ты перестаешь быть самим собой.
Чехов с одной стороны, очень жесток к человеческой природе. Он видит все наши слабости, задние мысли, сделки с собой. Он препарирует человеческую природу достаточно безжалостно. С другой стороны, Чехов эту природу любит. И вот это соединение с одной стороны безжалостности, с другой стороны — любовности, оно дает мудрость — как в отношении человека отдельно взятого, так и к человечеству целиком. В этой поэтике мне очень комфортно и интересно рассматривать человека, потому что я пытаюсь приближаться к такому отношению. Не знаю, насколько это получается.

Мне очень интересно то, чем я занимаюсь. Я не понимаю людей, а их 99,9%, которые не занимаются искусством. А как тогда можно тогда находить интерес к жизни? Я познаю мир через искусство, и другого способа не представляю.
Автор: Роза Ройзман

Исходная информация: novokuznetsk.ru
Источник: Клуб КП Материал предложил к публикации Mary_Louise_G
03.04.2018
Просмотров: 747 | Комментариев: 6
На всё вишнёвое я бы сделала в Кузбассе табу! Запретить Вишнёвый зад, ЧериКэш на Зелёной горе, красно-фиолетовый цвет и ягодки в сиропе!
2
3
=
-1
арбуз 03.04.2018 15:39
Заниматься искуством- это што? В смысле-крестиком вышивать?
Или в балете Щелкунчека плясать? У тебя какая школа искуства?
У меня школа товстоногого! Звучит, чёрт побери...Или - у тебя какая школа? Школа чайковского! А тут какая школа...начальная, и то не законченная...
2
3
=
-1
Халяваплиз 03.04.2018 15:50
Видать совсем плоха, никто идти не хочет на эту лабуду !!!Что Пётр лавочка закрывается по отёму бабла у лохов, ну пиарь, пиарь дурачков мала осталась.А так вы с Мариной молодцы за гос. деньги всякую шляпу подорвать называя это великим искусством !
6
1
=
5
арбуз 03.04.2018 16:00
Да ни чё, ща ночной сеанс устроят с квасивом да девками-и всё в театре устаканитса.
3
2
=
1
Сципион 03.04.2018 16:01
Если ты читаешь пьесу, то даже в голове начинает шуметь от того, насколько там нет отдельных персонажей, а все состоит из каких-то реплик, друг с другом сталкивающихся и пересекающихся.
Странно.
"Вишнёвый сад" - одна из моих любимейших вещей. Именно потому, что люди там живые.
На сцене я пиэсу не видел никогда, но могу себе представить всех, даже самых второстепенных персонажей: ненашенскую циркачку Шарлотту, разорённого помещика Симеонова-Пищика, презирающего всё русское лакея Яшу, даже Фирса, у которого всего несколько реплик...

Впрочем, о постановке читал у Горчакова в "Режиссёрских уроках Станиславского". Да и у самого Станиславского в мемуарах.

Любопытно было бы увидеть рекорнструкцию того МХАТовского спектакля.
2
1
=
1
SBPopov 03.04.2018 20:54
Сципион: Если ты читаешь пьесу, то даже в голове начинает шуметь от того, насколько там нет отдельных персонажей, а все состоит из каких-то реплик, друг с другом сталкивающихся и пересекающихся.
Странно.
"Вишнёвый сад" - одна из моих любимейших вещей. Именно потому, что люди там живые.
На сцене я пиэсу не видел никогда, но могу себе представить всех, даже самых второстепенных персонажей: ненашенскую циркачку Шарлотту, разорённого помещика Симеонова-Пищика, презирающего всё русское лакея Яшу, даже Фирса, у которого всего несколько реплик...

Впрочем, о постановке читал у Горчакова в "Режиссёрских уроках Станиславского". Да и у самого Станиславского в мемуарах.

Любопытно было бы увидеть рекорнструкцию того МХАТовского спектакля.


вряд ли стоит надеяться на реконструкцию МХАТовского спектакля. В "эпилоге" выделено жирным Петр Шерешевский известен новокузнечанам неординарными постановками в Драматическом театре.
Скажем, не мой режиссёр... Не для ординарных зрителей
1
1
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь