События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
“По ту сторону шорских гор”
Цикл встреч с новокузнецкими авторами в библиотеке имени Д.С. Лихачёва начался с презентации нового поэтического сборника члена Союза писателей России, лауреата премии Кузбасса, лауреата журнала “Огни Кузбасса” 2013 года Таяны Тудегешевой “По ту сторону шорских гор”.
Два предыдущих сборника Таяны Васильевны “Поющие стрелы времён” (2000) и “Небесный полёт девятиглазых стрел” (2007) быстро разошлись среди почитателей её таланта и давно стали любимым источником высокого поэтического творчества. “Мне близки стихи Тудегешевой открытостью, искренностью, пронзительной энергетикой, мелодичностью, национальным колоритом, - отмечает первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов во вступительной статье к её новой книге. - В них есть и ласка, и нежность, но есть и горячий порыв, и мужество, и есть “аскеза гор”. Есть радость и горечь. Одним словом, нам явлена здесь талантом поэта живая жизнь. Без трафаретов и шаблонов”.
Кандидат филологических наук Анатолий Сазыкин, представляя собравшимся сборник “По ту сторону шорских гор”, отметил, что в новых стихах Таяны коэффициент мудрости автора возрос в несколько раз, и это утяжеляет духовный вес данного издания. Анатолий Семёнович остановился на каждом из семи разделов нового сборника и наглядно показал, как в них, подобно лепесткам горного цветка, раскрываются разные аспекты внутреннего мира поэта, его пронзительная любовь к родине и шорскому народу.
Новоильинцы гордятся, что такой крупный поэт, как Таяна Васильевна Тудегешева живёт совсем рядом с ними. Об этом говорили в своих выступлениях начальник отдела культуры Новоильинского района И.А. Иващенко, председатель литературного объединения “Творческая шкатулка” Н.В. Палаткина и другие.
Творчество Таяны Тудегешевой знают далеко за пределами Кемеровской области. Её поэтические сочинения публиковались в литературных журналах “Наш современник”, “Литературный Кузбасс”, “Огни Кузбасса”, в газетах “Российский писатель”, “Литературная Россия” и многих других. В книгу “Русская сибирская поэзия. Антология ХХ век” вошли её стихи “Немая встреча”, “Что ты смотришь грустными глазами” в числе лучших произведений Сибири за последние 100 лет.
Таяна Васильевна сочиняет также стихи и загадки для детей. Их можно прочесть в недавно вышедшем сборнике “Элимай” (“Моя родина”), который ещё ждёт своей презентации.
Многие композиторы пишут песни на её стихи. Среди них М.М. Маслов, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов Кузбасса.
Издание книги - всегда большое событие и для автора, и для читателей. Поздравляем Таяну Васильевну с выходом нового сборника и желаем достижения новых вершин творческой мысли.
Она родом из Усть-Анзаса. По моим впечатлениям, это самое красивое село Горной Шории. С южной стороны там высится Ак-Кая, скала из белого известняка, с севера — поднимается зелёной травой и уходит за горизонт урочище Таз-Гол. На восток — тайга, где-то за ней самая высокая гора Шории — Патын.
Оттуда, с Патына, течёт Анзас — ручей, ну, малая речка. Посреди реки — песчано-галечная отмель, наследок золотодобычи ещё Девятнадцатого века.
Село стоит на правом берегу, при впадении Анзаса в реку Мрассу. Первую и, пожалуй, главную реку Горной Шории (пусть Кондома не обижается), потому что пересекает её наискось, от самого юга до самого севера. Тут когда-то был православный миссионерский стан, основанный знаменитым иереем Василием Вербицким. Он склонил шорцев к Православию. В верованиях при советской власти шорцы были поколеблены, но к шаманству в чистом виде не вернулись. Стали как бы полиморфными: в избах можно видеть иконы с Николой Угодником, его тут особо почитают, но, выйдя из избы, шорец охотно покажет, где у него водятся «иннеры», похожие на русских леших, и почему не стоит ночевать на чердаке, где живёт злой «узют».
Усть-Анзас находится в среднем течении, это село — в средостении, может быть, в самом сердце Шории.
Сердце Шории бьётся стихами Таяны Тудегешевой.
Есть на свете обитель, приют – это родина,
Там сбегают ручьи с гор седых в синий лес.
Анзас — чистая речушка, профильтрованная тайгой. И Мрассу теперь чистая — из её водосборной площади ушли золотодобытчики и лесорубы, некому стало мутить эти воды и беспокоить духов Воды и Земли.
Эти духи обитают напротив устья Анзаса, на высоком левом берегу, вздымающемся девятиглавой горой Айган, часто затуманенной низкими шорскими облаками. Сюда первыми приходят утренние солнечные лучи, отсюда они последними уходят. И наступает ночь духов.
Над туманным и вечным Айганом
Одиноко застыла луна.
Вдоль Мрассу исчезает след санный…
И душа тихой грусти полна.
Родившейся в Усть-Анзасе нельзя не писать стихи. Таяна Тудегешева начала писать их в шестом классе местной школы, где учительствовал её отец — Василий Василий Каныштаров. Профессиональным поэтом она стала после Высших литературных курсов, пройденным в Москве.
Стихи Тудегешевой странно и волшебно организованы. С виду русский стих: иногда рифмованный, иногда белый, без рифм, бывает, что и свободный — верлибр. Но в то же время явно присутствует в нём специфичная шорская, азиатская интонация. Она — двуязычный поэт, пишет и по-шорски. Но когда по-русски, то тоже получается по-шорски. Талантливое соединение двух культур: коренной шорской и привнесённой, но счастливо и охотно усвоенной русской. Особенно ощутимо это, разумеется, в тематике и в образном строе:
Был аргамак со славою былой –
Затмило свет коварною стрелой.
Сыны ушли, избрав отважный путь,
Земля родная им не сдавит грудь...
Можно блоковское вспомнить «да скифы мы, да азиаты мы» (Блок и русских в этот евразийский конгломерат впаял) и спроецировать на родовые корни Тудегешевой и выйдет сущая правда: через Усть-Анзас прошли толпы разных народов, в том числе скифы или куманы (есть у Мрассу приток — Кубансу или Кумансу, река куманов), эти горы дышат древней азиатчиной, тут на каждом речном мысу древние захоронения, только коснись почвенного слоя.
Я – дочь, я – ветвь Абинского народа,
Наш род Аба, и нет древнее рода.
Да, Аба значит — Отец. Глава рода родов. А сама Таяна Тудегешева — родоплеменная сказительница. Или шаманка, в чем охотно признаётся:
Я пронзаю взглядом сумрак ночи
У костра таинственных курений.
Сквозь дымы грядущее пророчу,
В мир иной я открываю двери.
По судьбе мне выпал строгий жребий
Встать на страже между тьмой и светом.
Мчусь стрелой девятиглазой в небе,
Весть с земли несу к мирам далёким.
Я много раз бывал в глубинной Шории. Заводил там друзей и знакомых. Со временем связи поистончились, но не порвались. Мне нравится простодушие этих людей, их открытость и добросердечность.
И склонность к поэтическому слову.
Однажды мы сплавлялись по Мрассу и ночевали в Усть-Ортоне — посёлке, где живёт семейная шорская пара — Максим и Людмила Торчаковы. Двое. У них ни электросвета, ни радио. Есть только плеер-кассетник. И там записаны песни о Шории. В том числе на стихи Таяны Тудегешевой.
Вечером хозяева угощали нас абырткой (лёгкой ячменной бражкой), жареными харюзами и этими песнями — как самым лучшим блюдом.
Василий ПОПОК.
Попок прокололся, есть таки места в Шории без электричества (а он спорил, что нет).
Попок прокололся, есть таки места в Шории без электричества (а он спорил, что нет).
В Дальний Кезек тоже не дошли провода. Но Григорий Отургаев купил на свои деньги генератор, чтобы дети (а теперь и внуки) могли развлечься ТВ.
В посёлках, где есть население, есть электричество и муниципальная радиотелефонная связь.
Электричество потребно населённым пунктам. Нежилые обойдутся.
Дедушка Крылов - пиарщик шаманизма?
ГЫ-ГЫ.
Верно. Понять и уважать надо.
Их шаманизм, думаю, не столько религия, сколько стремление через это сохранить свою национальную самобытность...
Такая этно-духовная атомизация еще и инстинктивное движение сохранить себя, как народ, в море всё разъедающей, глобализации и поганой либерастии...
Верно. Понять и уважать надо.
Их шаманизм, думаю, не столько религия, сколько стремление через это сохранить свою национальную самобытность...
Такая этно-духовная атомизация еще и инстинктивное движение сохранить себя, как народ, в море всё разъедающей, глобализации и поганой либерастии...
Церкви построил в Усть-Анзасе и Матуре (это шорский посёлок за Абаканским хребом, сейчас там Хакасия).
Советы Православие в Шории вроде как уничтожили, но не искоренили - Николай Угодник там почитаемый святой. Иисуса тоже знают. Но и иерархию традиционных божеств соблюдлают тоже.
У Тудегешевой "шаманство" и прочеее, конечно, попытка идентификации, культурной и этнической. Ибо чем новокузнецкие шорцы отличаются от новокузнецких, скажем, татар или русских?
Ничем.
А вот храм на месте разобранной церковки так и не построили. Пока это только в намерениях.
На фото http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/39212079.jpg Усть-Анзас и прогал между домами (слева от самых правых) на берегу - место, где когда-то стоял Православный храм. Его было видно и с нижнего течения Мрассу. И сверху, издалёка.
Хорошее место для церкви.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь