"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
“Грудь в крестах или голова в кустах”
Новокузнецкие историки собирают сведения о кузнечанах, награжденных Георгиевским крестом.
Для начала немного истории. Георгиевский крест - знак отличия Военного ордена был учреждён 13 (25) февраля 1807 года манифестом императора Александра I как награда для нижних воинских чинов за “неустрашимую храбрость”. 4-я статья манифеста повелевала носить знак отличия Военного ордена на ленте тех же цветов, что и орден Святого Георгия.
При учреждении солдатский крест степеней не имел, не было также ограничений по количеству награждений одного человека. При этом новый крест не выдавался, но с каждым награждением жалованье увеличивалось на треть, до двойного оклада.
Указом от 15 июля 1808 года кавалеры знака отличия Военного ордена освобождались от телесных наказаний. Знак отличия мог изыматься у награждённого только по суду и с обязательным уведомлением об этом императора.
Существовала практика награждения знаком отличия Военного ордена гражданских лиц низших сословий, но без права именоваться кавалером знака отличия.
В январе 1809 года введены нумерация крестов и именные списки. Знаками отличия без номеров награждали до 1820 года в основном невоинских чинов армии, а также бывших командиров партизанских отрядов из числа купцов, крестьян и мещан.
В 1833 году положения о знаке отличия Военного ордена были прописаны в новом Статуте ордена Святого Георгия. Именно тогда было введено ношение знака отличия Военного ордена “с бантом из георгиевской же ленты” лицами, удостоившимися получать полный оклад прибавочного жалования за повторные подвиги.
Извлечение из Статута ордена Святого Георгия от 1833 года: “Сей знак отличия приобретается только на поле сражения, при осаде и обороне крепостей и на водах в морских битвах. Оный дается единственно тем нижним чинам, кои действительно служа в Сухопутных и Морских войсках, отличат себя особенною храбростию против неприятеля”.
Прибавочное жалованье за крест (или кресты) сохранялось пожизненно после увольнения в отставку, его могли получать вдовы ещё год после смерти кавалера.
Если кавалер получал знак отличия в ополчении, то его уже не могли отдать в военную службу (“забрить в солдаты”) без его согласия. Однако Статут не исключал насильственной отдачи кавалеров в солдаты, если те будут признаны помещиками как лица, “кои поведением своим нарушат общую тишину и спокойствие”.
Следует отметить, что зачастую определённое количество крестов выделялось отличившемуся в бою подразделению, а затем ими награждались наиболее отличившиеся солдаты, причём с учётом мнения их товарищей. Этот порядок был узаконен и назывался “приговор роты”. Кресты, полученные по “приговору роты”, ценились в солдатской среде больше, чем полученные по представлению командира.
С конца августа 1844 года для награждения иноверцев был установлен специальный знак: он отличался от обычного тем, что в центре медальона с двух сторон был изображён герб России - двуглавый орёл.
С 19 марта 1856 года царским Указом введены четыре степени, награждение которыми производилось последовательно. Нумерация знаков началась заново для каждой степени.
В 1913 году был утверждён новый Статут знака отличия Военного ордена. Он стал официально называться Георгиевским крестом, и нумерация знаков с этого времени началась заново. Новый Статут закрепил разделение знака отличия на 4 степени, введённое в 1856 году.
Этот Статут ввёл также пожизненные денежные поощрения кавалерам Георгиевского креста: за 4-ю степень - 36 рублей, за 3-ю степень - 60 рублей, за 2-ю степень - 96 рублей и за 1-ю степень - 120 рублей в год. Кавалерам нескольких степеней прибавка или пенсия платилась только за высшую степень. На пенсию в 120 рублей можно было нормально жить, зарплата промышленных рабочих в 1913 году составляла около 200 рублей в год.
Кавалер 1-й степени жаловался также званием подпрапорщика, а кавалер 2-й степени получал такое звание только при увольнении в запас.
С 1914 до 1917 год было вручено (в основном за подвиги в Первой мировой войне):
Георгиевских крестов 1-й ст. - ок. 33 тыс.
Георгиевских крестов 2-й ст. - ок. 65 тыс.
Георгиевских крестов 3-й ст. - ок. 289 тыс.
Георгиевских крестов 4-й ст. - ок. 1 миллиона 200 тыс.
Возможно, именно в Первую мировую войну родилась поговорка “Грудь в крестах или голова в кустах”.
В 1917 году Временное правительство изменило Статут Георгиевского креста и разрешило награждать им офицеров по решению солдатских собраний. В этом случае на ленте знака укреплялась серебряная лавровая ветвь.
Вопреки распространённому заблуждению Георгиевский крест не был “узаконен” советским правительством или официально разрешён к ношению военнослужащими Красной Армии.
После начала Великой Отечественной войны мобилизовали много людей старших возрастов, среди которых были участники Первой мировой войны, награжденные Георгиевскими крестами. Такие военнослужащие носили награды “явочным порядком”, в чём им никто не препятствовал, и пользовались они в армейской среде законным уважением. После ввода в систему советских наград ордена Славы, во многом сходного по идеологии с “солдатским Георгием”, было внесено предложение узаконить старую награду. Был даже создан проект Постановления СНК СССР от 24 апреля 1944 года по этому поводу, но он так и не стал реальностью.
Знак отличия “Георгиевский крест” был восстановлен в Российской Федерации в 1992 году.
В честь 395-летия города и 100-летнего юбилея начала Первой мировой войны мы хотим рассказать о наших земляках - участниках этой войны, которые за героизм и храбрость были награждены Георгиевскими крестами.
Чем дальше от нас это событие, тем труднее находить сведения о земляках - георгиевских кавалерах. Дело в том, что сведения о родственниках - участниках Первой мировой войны если и сохраняются в семьях, то очень скудны.
В лучшем случае, люди говорят, что их предок воевал на фронтах этой войны и что он был награждён Георгиевским крестом. Очень хорошо, если сохранились фотографии родственника в военной форме того времени и с наградами.
Если не сохранились в семье подтверждающие документы, родственники порой просто не могут назвать род войск, номер и название полка или другого воинского подразделения, где служил их предок. А без этих данных нельзя найти сведения в архивах, в том числе и о его наградах.
В данный момент, основываясь на разных источниках, мы располагаем следующими сведениями о наших земляках - георгиевских кавалерах:
Беклемишев Александр Фёдорович - ефрейтор 63-го пехотного Углицкого полка. Был награждён Георгиевским крестом 4-й степени за № 407547. Награду должны были вручить его родственникам, проживающим в Елейской волости Кузнецкого уезда Томской губернии. Сопроводительный документ за подписью командира полка датирован 31 июля 1917 года.
Закржевский Степан - младший унтер-офицер 12-го пехотного Великолукского полка. В полку служил с 1 марта 1916 года, в пулемётной команде “Кольта”. Награждён Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней. Призывался из Кузнецкого уезда Томской губернии.
Кирсанов Иван - солдат 62-го пехотного Суздальского полка, был награждён Георгиевским крестом 4-й степени за № 605009 с лентой. Награду должен был получить сам И. Кирсанов, который был “эвакуирован на родину” в Касьминскую волость Кузнецкого уезда Томской губернии.
Кудряшов Павел Иванович - стрелок 5-й роты 8-го стрелкового полка. Воевал, попал в плен, откуда вернулся инвалидом. “С высочайшего Его Императорского Величества сочувствия” был награждён 11 сентября 1915 года Георгиевским крестом 4-й степени за № 462436. Призывался из Кузнецкого уезда Томской губернии.
Кутькин Андриан Терентьевич - рядовой 46-го пехотного Днепровского полка, был награждён (посмертно) за участие в сражении с неприятелем 23 июля 1917 г. Георгиевским крестом 4-й степени за № 1046667 с лентой. Награду должны были получить его родственники, проживавшие в Титовской волости Кузнецкого уезда Томской губернии.
Пономарёв Прокофий Сергеевич - младший унтер-офицер 7-й роты 8-го стрелкового полка. Был награждён Георгиевским крестом 4-й степени за № 583689 “за оказанные подвиги храбрости и мужества в боях с австрийцами 6 июня 1915 года у селений Сновидова и Космержин”. В конце 1915 года он попал в госпиталь по ранению и пробыл там до 19 февраля 1916 года. Затем он вернулся в строй, воевал, был ещё раз ранен, попал в госпиталь 22 июля 1916 года и умер от ран в октябре того же года. Награды должны были получить его родственники, а сам он происходил из крестьян Салаирской волости Кузнецкого уезда Томской губернии.
Пушкарёв Егор Никифорович - старший унтер-офицер 5-й роты Лейб-гвардии Преображенского полка. Сначала был награждён Георгиевским крестом 4-й степени за № 651701 за бой 17 июля 1915 года у Рейговца. Затем получил Георгиевский крест 3-й степени за № 97331 лично из рук Великого князя Георгия Михайловича у коллектора Чёрный ключ 17 ноября 1916 года. Призывался из Яминской волости Кузнецкого уезда Томской губернии.
Пушкарёв Михаил Иванович - ефрейтор 2-й роты Лейб-гвардии Преображенского полка. Был награждён Георгиевским крестом 4-й степени за № 733859 за бой 15 июля 1916 года у деревни Райместо. Вручал награду ему лично Великий князь Георгий Михайлович. Призывался из Романовской волости Кузнецкого уезда Томской губернии.
Сайгушев Михаил Егорович - сапёр 10-го инженерного Сибирского полка, был награждён Георгиевским крестом 4-й степени за № 878546 “за проявленные им подвиги в боях 24 мая 1916 года”. В ночь с 11 на 12 сентября 1916 года он был ранен и эвакуирован. Награды должны были получить его родственники, потому что данные о его местонахождении к середине августа 1917 года отсутствовали. Родственники проживали в Сарычумышской волости Кузнецкого уезда Томской губернии.
Хомутов Георгий Иванович - житель города Кузнецка Томской губернии. Был награждён Георгиевским крестом за подвиги во время Первой мировой войны.
Яковенко Семён Яковлевич - родился на Алтае, в 20-е годы XX века переехал жить в город Кузнецк. Был награждён Георгиевским крестом за подвиги во время Первой мировой войны.
Естественно, это далеко не полный список. Он будет дополняться и уточняться.
В следующем году в музее “Кузнецкая крепость” планируется открытие выставки, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны и нашим землякам - георгиевским кавалерам. До её открытия остаётся ещё целый год. Мы обращаемся ко всем, кто располагает любыми сведениями о своих родственниках (и не только) - георгиевских кавалерах, с просьбой поделиться информацией.
Причём речь здесь идёт не только об участниках Первой мировой войны. Много наших земляков было награждено Георгиевскими крестами, например, за подвиги во время Русско-японской войны 1904 - 1905 годов. У вас есть шанс увидеть сведения о своём родственнике на этой и других последующих выставках. У вас также есть шанс пополнить информацию о родственнике - георгиевском кавалере, ведь предполагается продолжить поисковую работу наших сотрудников в архивах страны.
А сколько Новокузнечан было награждено возрожденным "георгиевским крестом" в 2008-2009г. за "Олимпийскую войну" с Джорджией (Грузией) ???
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь