"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Трепетное отношение к старине
Очень многие люди сейчас путешествуют по разным странам. Но туристическая поездка - это одно, а командировка - другое. В октябре директор Художественного музея Лариса Ларина побывала в Бельгии на научной конференции, посвященной деятельности музеев, и, конечно, музеи Бельгии она смотрела не как турист, а прицельно, как человек, много лет занимающийся изобразительным искусством профессионально.
Мы попросили Ларису Николаевну поделиться впечатлениями с читателями.
-Конференция была организована Русским музеем, который является методическим центром всех российских художественных музеев. Ее тема - опыт применения информационных технологий в музейной деятельности и в работе с посетителями. К этому событию было приурочено еще одно - установка виртуального филиала Русского музея. Думаю, что инициатива шла со стороны бельгийцев, которые попросили установить у себя виртуальный филиал знаменитого петербургского музея, а заодно провести у них конференцию.
- Русский музей устанавливает в разных городах страны и за рубежом свои виртуальные филиалы. Это выглядит как класс или экспозиционный зал, или вестибюль, где стоят компьютеры с сенсорными экранами. Туда могут приходить взрослые и дети и “заходить” в экспозицию Русского музея, знакомиться с его собранием. В программу закладываются игры для детей. Можно провести игру, знакомящую с искусством.
Кстати, в Прокопьевске в выставочном центре “Вернисаж” совсем недавно создали такой филиал. В Бельгии мы видели такой филиал Русского музея в университете города Лёвена. Доступ к компьютеру бесплатный. Студенты могут в любое время “погулять” по Русскому музею. Это было открытие филиала. Огромное количество людей было на открытии. Интерес огромный.
- Два момента. Надо сказать, что более двадцати директоров музеев представляли Россию от Мурманска до Хабаровска. Калининград, Норильск, Волгоград, Саранск, Барнаул, Омск, Петрозаводск, Ярославль и другие города страны. Это огромный опыт общения. Были и автономные музеи, которые ставят задачей зарабатывать деньги. Даже свадьбы, регистрации устраивают. Говорят: “У нас это отработано. Свадьба стоит 10 тысяч в час”. Хорошо это или плохо? Не знаю. Меня интересовало, как у них научная, выставочная работа организована. А у них все хорошо. Издают книги. Ярославский музей, например, который привозил нам две выставки. Богатый музей с хорошими фондами. У них и научная работа идет.
И второе, конечно, это сама Бельгия и ее музеи. Это не то место, куда все туристические потоки направляются. И если бы не семинар, многие участники в эту страну не попали бы. Но нам повезло. Впечатления потрясающие.
Первые три дня мы работали в городе Лёвене. Участников конференции приветствовали глава города, руководитель культуры, известные люди города, преподаватели университета.
Свой информационно-образовательный центр презентовали питерцы, показывали слайды. Выступали и хозяева. Была встреча с мэром города Луисом Табаком. Директор музея Лёвена рассказал об экспозиционно-выставочной деятельности. Мы посмотрели, как устроены фонды. Потрясает чистота в них. Поскольку я сама очень долго работала главным хранителем, знаю, что главная проблема этого специалиста - это борьба с пылью. Убираешь ее, а через две недели все покрывается слоями пыли. В музее города Лёвена чисто. На наш вопрос, почему у них пыли нет, отвечают, что у них в городе пыли нет. Такая у них экология.
Этот музей молодой. Ему всего 50 лет. Но сколько ему внимания уделяется и со стороны властей, и со стороны спонсоров. В музей вкладываются деньги. Это сразу видно. Даже такие мелочи. Приходят родители с маленькими детьми. Для малышей комната с игрушками, и педагог там. У музеев стойки для велосипедов.
Все музеи потрясали меня. В Брюсселе, куда мы переехали из Лёвена через три дня, мы пошли в Королевский музей искусств. Это замечательный музей с огромной историей. Шедевры. Брейгель. Огромное количество роскошных залов. Высокие потолки. Помещения для отдыха, раздевалки, туалеты. Всё устроено гораздо лучше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Посетили мы единственный в мире музей Рене Магрита, известнейшего бельгийского художника. Поразило, что наряду с художественными произведениями много мемориальных вещей - письма, предметы, которые ему принадлежали. Экспозиция в полной темноте. В стенах вмонтированы ниши, закрытые стеклом, и изнутри подсветка. Ощущение мистики.
Затем мы отправились в город Брюгген, один из старых городов Бельгии. Первым на нашем пути был музей Мемлина. Когда-то в этом здании был собор, потом госпиталь. В Средние века туда приходили больные люди, и монахи их лечили. Музей как раз и рассказывает историю этого здания.
В Антверпене мы посетили музей современного искусства. Небоксреб на уровне 50 этажей кубической формы. Как бы наслоение кубов один на другой. Посетили выставку одного художника-индейца, покинувшего Америку и живущего в Бельгии. Он стал художником актуального искусства. Трусики с перьями. Унитаз разбитый. Где-то художник глумится над зрителями. Живописных произведений немного. Бочки, окрашенные в разный цвет, выставлены этажерками. В принципе, у нас в стране такое тоже есть.
Очень много инсталляций. Много музыки, света, техники.
- Да, у наших директоров такое прозвучало, что одни навороты, а искусства не так много. Но всегда великолепная подача.
Дом-музей Рубенса произвел впечатление. Не только своим видом, но и тем, что бельгийцы, в отличие от нас, не стесняются, что у них очень мало мемориальных вещей. Показали стул и два серебряных блюда, принадлежавших семье Рубенса. И, конечно, произведения Рубенса и его современников. А мы стесняемся того, что в доме Достоевского нет мемориальных вещей писателя.
Последний город Гент очаровал старинными зданиями, которые берегут. Не важно, что в нем: музей или забегаловка. Обилие старинной архитектуры приводило в восторг. И сразу вспоминался наш город, которому скоро 400 лет, а в нем практически отсутствует прошлое. Хоть бы что-то было восстановлено из утраченного.
у них в городе пыли нет
туалеты лучше чем в Москве
стойки для велосипедов
зачем это нам???
лучше бы уж тогда про что едят и пьют и что почем рассказали, раз про культуру не получилось (
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь