"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Творчеством заполнить пустоту
Не однажды писала я про мастеров декоративно-прикладного творчества “Кузнецкая слобода”, что на Октябрьском, 6.
Организовал его, напомню, местный Союз художников и непосредственный организатор член правления Новокузнецкой организации СХ и он же художественный руководитель объединения Анатолий Думлер. Мы рассказали о Сергее Варламове, вырезающем из дерева фигурки медведей, гномов и прочих сказочных персонажей; о Виталии Юрченко, создающем удивительные композиции из дамасских клинков. Может, заявление о том, что неинтересных людей нет, и спорное, но мастера-прикладники представляют собой целый мир, богатый и неожиданный.
И вот новое знакомство. Михаил Михайлович Василенко, 51 год. Резчик по дереву. Сочиняет панно из кедра, осины, иногда березы. Его главная тема - лес и его обитатели. Размером с большой расписной поднос, похожие на слегка сплющенные круги, а в них из дерева вырезанная сценка, выпуклая, как барельеф. Сюжеты берет, как он признается, из энциклопедии. На одном из панно снежный барс настигает марала, его гибель неотвратима. На морде - отчаяние. Ирбис - воплощение агрессии.
- Какие драматические истории выбираете, - говорю Михаилу.
- Это жизнь, - отвечает он.
Не знаю, то ли он очеловечивает своих персонажей, то ли ему так удается передать эмоцию животного, гримасу ужаса, одним словом, его “живая” драматургия, производит впечатление.
На одной из выставок в Прокопьевске в книге отзывов кто-то написал: “Думал, загляну на пять минут, а остался в зале на час”.
Прошу Михаила рассказать о себе. Биография простая, рабочая.
- Отец - фронтовик. Мать со Смоленщины. Уже давно нет ни того, ни другого. Жили в Прокопьевске. Хотелось научиться рисовать. Походил в изостудию - бросил. Потом пожалел. В авиамодельный кружок ходил, туризмом занимался. Даже инструктором по туризму был. Одиннадцать лет в шахте отработал. Был горнорабочим.
В 1998 году увидел у одного человека маски, которые тот резал. Я давно хотел этому научиться. И у меня было очень много свободного времени. Жил уже в Новокузнецке в общежитии. Надо было чем-то заполнить пустоту.
В 22-й школе стал подрабатывать плотником, и сейчас там. Очень благодарен я директору. Мастерской у меня нет, а в школе мне разрешают заниматься творчеством. Сядешь в шесть вечера, смотришь - уже утро.
Кедр считается энергетическим деревом. Природу люблю. Рыбалку. Лес для меня - это все. Всегда мечтал жить возле речки, рядом с лесом. Охотником себя не считаю. Как-то заблудился, рябчика увидел, не стал стрелять. Мне мой друг однажды сказал: “Кто дает нам право убивать братьев меньших?” И я согласен с ним.
Идешь по лесу, глухомань, трава высокая. Идешь, песни поешь. В лесу как-то ночевал. Вспотел. Спички отсырели - и костра не разведешь, на хвою лег, хвоей укрылся.
Как-то давали мне пистолетик. “Доходишься”, - говорят. А я в основном так хожу, без всего. Да и зверь сам никогда на человека не кинется.
Михаил близко не встречался с медведем, но его сопение слышал. И он изобразил и как зверь идет, и как кряхтит. Причем Михаил не спектакль нам показывал, а как-то так непроизвольно изображал. И похоже, хоть я рядом с мишками была только в цирке. Про медведей Михаил, кажется, знает все. И сюжет у него есть - лайки окружают косолапого. Не драматического содержания у Михаила только портреты тетеревов и беркутов. И птицы тоже не абстрактные, а с энциклопедической точностью вырезанные.
Однажды посчастливилось ему познакомиться с московским резчиком по дереву, бывшим артистом цирка, издающим журнал “Резьба по дереву в России”, Михаилом Ильяевым. Творчество Василенко представлено в нем отдельными страницами. Известный мастер оценил его.
- Я ничего не делаю на продажу. Меня притягивает возможность что-то делать с душой, - признается Михаил.
Он любит стихи о природе, о взаимодействии человека с ней и о горняцком деле. Заучивает их. И нам за чашкой чая читал так, как читают сами поэты - слегка нараспев и несколько монотонно.
- Как много в мире красоты, Которую порой не замечаешь. Все потому, что каждый день встречаешь, Ее давно знакомые черты.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь