"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Становление Мастера
Сразу скажу, что долго-долго раздумывал, как бы точнее и объемнее рассказать о заслуженном деятеле искусств России, бессменном художественном руководителе и главном дирижере Новокузнецкого камерного хора Сергее Алексеевиче Липовом, я все-таки решил выбросить то, что связано с собственно хором - по возможности, конечно.
В начале февраля славному коллективу грянет 20-летний юбилей, вот тогда и настанет черед поговорить об истории становления хора - предтечах, обстоятельствах возникновения, о пяти тех, кто был в самом первом составе и так далее.
А сегодня хотелось бы поговорить о самом Сергее Липовом, как вы помните, неделю назад отметившем 60-летний юбилей - время подвести промежуточные итоги. Попробовать найти рычажок к нему, отгадать корни вдохновенной незаурядности этого, признаюсь, лично глубоко симпатичного мне человека (он привлекал, даже когда мы не были знакомы: открытая улыбка, сияющие глаза). Я даже придумал “легенду”: родившийся во Владивостоке, он, наверное, был захвачен океанскими стихиями, а они сродни музыкальным. Легенда растаяла, как дым над водой: Сергей Алексеевич улыбнулся, выслушав ее.
Так сложилось, что семья оказалась в Казахстане, в Усть-Каменогорске, откуда до ближайшего океана тыща верст с большущим гаком. Так что вовсе не океанские стихии формировали в нем вкус к музыке, а отец - изумительно талантливый человек, владевший мандолиной, гитарой и особенно баяном. “Когда он брал в руки баян, меня точно завораживало”, - говорит Сергей Липовой. Отец в силу обстоятельств военного времени не сумевший выразить себя, увидел интерес в сыне и, видимо, посчитав, что тот сможет реализовать не реализованное им, отдал в музыкальную школу. Естественно, по классу баяна.
Через пять лет Сергей поступал на народное отделение музыкального училища. Легко и, как ему казалось, хорошо отыграл программу, как выяснилось, за второй курс училища. Однако что-то было не так... Короче, заметив, что “у вас великолепные музыкальные данные”, ему предложили поступать на дирижерско-хоровое отделение. Он согласился. Наверное, это была судьба. А еще потрясение от выступавших с гастролями Белорусской хоровой капеллы имени Ширмы и ансамбля (к слову, о морских и музыкальных стихиях) Тихоокеанского флота.
Надо сказать, что он с детства пел - у него был прекрасный дискант. Пел на работе у папы и мамы. Потом совсем юным работал со взрослыми людьми, а еще в пионерских лагерях с их смотрами строевых песен и линейками. Вот это все - помаленьку отсюда, оттуда - и собралось в то, что он, подводя сегодня некую черту под тем периодом жизни, формулирует как “я определился в профессии”: “Я почувствовал, что у меня получается, и захотел учиться дальше”.
С несколькими друзьями-выпускниками, подробно изучив условия поступления, Сергей Липовой выбрал Новосибирскую консерваторию. Однако ему была “предписана” Алма-Атинская или... два года отработки где-нибудь в сельском захолустье. Из управления культуры Усть-Каменогорска дорога в российский Новосибирск не просматривалась. Однако они сумели убедить ректора консерватории допустить их до экзаменов. Где над ними, ночующими прямо в приемных классах, простерлась невидимая, но надежная “рука” - мнение кафедры о том, что эти ребята имеют хороший музыкальный потенциал.
“Из вас должен получиться хороший музыкант”, - сказано было лично Сергею Липовому на одном из “непрофильных” экзаменов, когда он, скажем так, не глубоко знал предмет. “Это очень талантливый мальчик”, - звучало рефреном все годы учебы в консерватории.
А консерватория, куда поначалу он боялся входить, казалась храмом искусства. Московско-ленинградская профессура. И, разумеется, Борис Самуилович Певзнер, который руководил студенческим и камерным хором, позже ставшим профессиональным. Певзнер, который, как ветхозаветный Авраам, стал (через своих воспитанников) родоначальником едва ли не всех сибирских хоров. “Он горел на посту дирижера”, - говорит Сергей Алексеевич о человеке, который так много дал ему в плане расширения музыкального кругозора, в овладении хормейстерским мастерством. И еще был Владимир Николаевич Рогачев - педагог по специальности “Мануальная техника дирижирования”.
К слову, участие Сергея Липового в хоре, которым руководил Борис Певзнер, дало ему и первый - бесценный - опыт участия в международных фестивалях - в Польше и Венгрии, где камерный хор завоевал первое место в категории “Современная музыка”. И когда Сергей Алексеевич ехал уже с Новокузнецким муниципальным камерным хором в Белоруссию или Германию, он уже знал, что нужно жюри и что лучше воспринимают зрители, как подобрать материал и как его драматургически выстроить.
Вообще - как готовится исполнение произведения какого-нибудь композитора? Прежде всего хормейстер проводит, так сказать, историко-стилистический анализ произведения: в какой период оно написано, какова стилистическая особенность музыки той эпохи, какие средства музыкальной выразительности композитор использует, как соотносится музыка с поэтическим текстом и так далее. То есть рассматривается целый комплекс вопросов, из которых рождается концепция исполнения. “Чем ближе к пониманию произведения, тем большее музыкальное богатство в нем открываешь”, - говорит Сергей Алексеевич. Как видите, это огромная творческая работа.
Хотя вот пример немножко, как говорится, не “в строчку”. В 1996 году Новокузнецкий камерный хор стал лауреатом золотого диплома Международного конкурса хоров имени Мендельсона - Бартольди в Германии, а Сергей Липовой был отмечен особым дипломом за лучшую интерпретацию произведения современного немецкого композитора Юргена Голле. Так вот о Голле материала было ровно ноль. Его произведение для обязательного исполнения - атональная пьеса: “Начало и конец, в середине - черт ногу сломит - космос вообще!.. - просвещает Валерий Червяков. И с удовлетворением комментирует: - Все пели ее как чисто техническую вещь, а мы сделали художественное произведение. У самого композитора чуть глаза не выпали”.
Простим преувеличение - оно тоже художественное. Наверное, в этом случае главную роль сыграл и выдающийся музыкальный кругозор Сергея Липового, позволяющий хору работать с самым разнообразным материалом всех эпох, направлений и стилей, и его интуиция, уникальное чутье.
Давайте переведем разговор к тому, что Сергей Алексеевич формулирует так: “Вначале нужно подготовить коллектив”. То есть использовать весь комплекс дирижерского воздействия, чтобы зажечь его своими эмоциями, передать как можно полнее знания, полученные при изучении произведения.
“Дирижер не только контролирует качество исполнения, но и направляет исполнителей. И насколько точно и изящно он будет адресовать свои намерения, настолько точно выполнит их коллектив. И тут все важно: и глаза, и руки. Если глаза пустые, то, как бы красиво ни дирижировал мануально, это недостаточно, - говорит Сергей Липовой о тонкостях дирижерской работы. - Весь комплекс дирижерских средств имеет огромное значение: даже положение ног и так далее”.
Не помню кто, но кто-то однажды сказал, что на дирижерскую работу Липового интересно смотреть даже со спины - настолько она выразительна: по ней можно “читать” музыкальное произведение. Ловлю себя на мысли, что и я занимался тем же.
Очевидно, все дело в темпераменте режиссера-дирижера, в его, если хотите, понимании музыки, его связи с коллективом. Упомянутый Певзнер, например, дирижировал не по долям (музыкальным), а по кругу - как движется музыка, оставляя коллективу право на свободу, с одной стороны, и на интеллектуальную работу в этом самом коллективе. Дирижер - художник. Его задача - выразить музыкальное произведение во всей силе. Это невозможно, если хор не до конца его понимает.
“Я хотел учиться в аспирантуре, - говорит Сергей Алексеевич. - Но тогда ее в Новосибирской консерватории не было. Лет через пятнадцать такая возможность появилась... Но время было упущено, - говорит Липовой. - Семья, быт и профессиональная занятость уже не позволили”.
Заметьте: “и профессиональная занятость”. Ровно вровень с его кипучей натурой - выше головы: председатель городской хоровой секции при Всероссийском музыкальном обществе, организатор бесчисленных семинаров и городских хоровых фестивалей, их неизменный председатель или член жюри и так далее, и так далее.
Суммируя все, можно повторить классика, переиначив к случаю: “Липовой - наше всё в хоровой музыке. Потрясающий профессионал, человек, одержимый музыкой, музыкант удивительного дарования. Педагог Божией милостью. Таких можно пересчитать на пальце одной руки”.
-------------------------------------
- Подвижник. Энтузиаст. Без его кипучей энергии невозможно было бы достичь таких высот. Два золотых диплома международных конкурсов в Германии - это совсем не просто. Это здесь “стены помогают”, а там надо показать все, что умеешь. И ему надо было так воодушевить людей, так зарядить энтузиазмом, что они закипели и сделали, кажется, невозможное.
-------------------------------------
- В принципе, в каждом уважающем себя городе достаточно талантов, чтобы составить хороший хор. Но не в каждом городе есть такой энтузиаст, как Сергей Липовой. Наверное, в закончивших консерваторию не талантливых не бывает. И многие из них могли бы делать что-то такое же важное, но делает он один. Он в свое время приехал к нам не просто так, а создавать. От Липового зависит все целиком и полностью. Я думаю, что если бы не было Новокузнецка, то он создал бы прекрасный хор в любом другом городе. Его подвижничество уникально.
--------------------------------------------
- Он фанатично предан своему делу. Невероятная работоспособность, музыкальное чутье, интуиция, его способность осваивать и переосмысливать огромный музыкальный материал - это то, что делает его хормейстером высочайшего уровня. Когда он дирижирует, он каждым движением рук, всего тела выражает то, что хочет сказать. Он делает это просто виртуозно. Он очень выразителен. Умеет подобрать самое нужное - сокровенное - слово, которое доходит до каждого. Да, он взрывной человек. Но все знают, что он негодует не просто так: значит, что-то не то, надо собраться, настроиться. И хористы это прекрасно понимают. И еще Сергей не только отличный хормейстер, но и вдумчивый педагог, чьи воспитанники учатся в консерватории, делают успешную профессиональную карьеру. Он поддерживает с ними тесные отношения. Сегодня, говорят, в силу демографических причин уровень студентов ниже, чем раньше, но Сергей Алексеевич и с ними добивается хороших результатов. Наверное, дело в том, сколько души ты вкладываешь в дело, которому служишь.
Источник: Кузнецкий рабочий
Будьте здоровы, Сергей Алексеевич! Радуйте нас!
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь