"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
“Я погибну, если потеряю своего ангела...”
Вот уже 156 лет прошло со дня венчания в нашем городе Ф.М. Достоевского и М.Д. Исаевой - события долгожданного и очень значимого для писателя.
Шестого февраля 1857 года: “За народом едва можно было протолкаться вперед... Конечно, присутствовало в церкви все лучшее кузнецкое общество. Дамы были все разнаряжены... В церкви - полное освящение”, - писала в воспоминаниях очевидец этого торжества Т.М. Темезева.
К сожалению, Одигитриевская церковь, в которой происходило венчание гения мировой литературы, утрачена. Но старинные фотографии и картины художников возвращают нам этот образ Кузнецкой Путеводительницы.
Увидеть произведения искусства, посвященные кузнецкому периоду жизни великого писателя, можно на выставке “Ф.М. Достоевский в произведениях кузбасских художников”, приуроченной к дате венчания и ставшей своеобразным духовным подарком нашим посетителям.
Экспозиция размещена в трех выставочных залах. Первый носит название “Каторга”. Представленные в нем эскизы Ярослава Курдюмова “Политический. Достоевский по пути в Кузнецкую ссылку” и “По этапу” подтверждают легенду, по сей день бытующую в нашем городе: будто бы Федор Михайлович отбывал в Кузнецке часть каторжного срока и был заточен в Кузнецкую крепость...
Четыре года каторги Ф.М. Достоевского проходили в Омском остроге, в который писатель прибыл в январе 1850 года. Его отвели в караульную, где немедленно придали новое обличье арестанта: обрили полголовы, облачили в двухцветную куртку с желтым тузом на спине, надели мягкую бескозырку. “Сколько образов, выжитых, созданных мною вновь, погибнет, угаснет в моей голове или отравой в крови разольется! Да, если нельзя будет писать, я погибну. Лучше пятнадцать лет заключения и перо в руках”, - сокрушался Достоевский. Внутреннее угнетенное состояние писателя убедительно передано в работе кемеровского художника Дмитрия Логачева “Достоевский на берегу Иртыша”. Утешающий свет льется с темного сине-бирюзового неба на Иртыш и на задумчивую фигуру писателя. Художник передает нам и нечеловеческую физическую усталость тех каторжных лет Достоевского, живущую в его натруженных плечах и спине, несмотря на то, что изображен он в минуты отдыха. На берегу Иртыша арестанты разбирали старые лодки, обжигали и дробили алебастр, месили глину. Эта работа чаще всего доставалась Федору Михайловичу, так как, будучи дворянского происхождения, он не владел никаким мастерством и числился в острожных документах чернорабочим.
В первом зале также представлены работы Людмилы Статных “Портрет М.Д. Исаевой” и Юрия Юрасова “Федор Достоевский”, выполненные в необычной технике. Художники намеренно оставили живописно-пластическую структуру как бы “сырой”, и в этом нами, зрителями, ощущается некая незавершенность образов, та тайна внутреннего мира человека, которую Достоевский разгадывал всю свою жизнь.
Второй зал выставки напоминает о годах солдатчины Федора Михайловича в Семипалатинске и знакомстве в этом городе с будущей супругой Марией Дмитриевной Исаевой. Посетители музея могут увидеть парный портрет Достоевского и Исаевой, созданный в 1980 году новокузнецким художником Николаем Статных в технике литографии. Образы списаны с сохранившихся фотографий конца 1850-х годов.
“Одно то, что женщина протянула мне руку, уже было целой эпохой моей жизни...Если б Вас не было, я бы, может быть, одеревенел окончательно, а теперь я опять человек...” - это строки из единственного сохранившегося из двухлетней переписки письма Ф.М. Достоевского к своей возлюбленной, посланного ей из Семипалатинска в Кузнецк.
В нашем городе Мария Дмитриевна оказалась благодаря назначению своего мужа Александра Ивановича Исаева заседателем по корчемной части, то есть смотрителем питейных заведений. Федор Михайлович остро переживает разлуку, а затем и тяжелейшую ситуацию, в которую попадает Исаева после смерти мужа: “У ней ничего нет, кроме долгов в лавке. Кто-то прислал ей три рубля серебром. Нужда руку толкала принять, и приняла... подаяние!..”
Как громом поражен Достоевский, узнав, что Мария Дмитриевна собирается в Кузнецке выйти замуж “за юношу 24 лет, сибиряка, ничего не видавшего, ничего не знающего... без назначения, без дела на свете, без ничего, учителя в уездной школе...” О чувствах писателя говорят строки его писем к близкому другу барону Врангелю: “Никогда в жизни не выносил я такого отчаяния... Для меня все это тоска, ад... Люблю ее до безумия... Я погибну, если потеряю своего ангела - или с ума сойду, или в Иртыш....
Неодолимое желание увидеть Марию Дмитриевну, все узнать у нее о решении своей участи побуждает Достоевского в июне 1856 года тайно приехать в Кузнецк. В следующий же свой приезд в наш край, в ноябре 1856 года, уже в офицерском чине прапорщика Федор Михайлович добивается согласия Исаевой на брак.
Алла Фомченко, знаменитая далеко за пределами нашего города художница-“палешанка”, создала картину “Венчание Достоевского”, сочетая технику лаковой миниатюры и иконописи. Храм, в котором происходило венчание, изображен изнутри и снаружи. В этом приеме раскрывается оригинальность композиционного решения. На фоне Одигитриевской церкви изображены Достоевский, Исаева и венчавший их священник - о. Евгений Тюменцев. Запряженные тройки лошадей, молодые люди, гости, расположенные вокруг главных героев, подчеркивают торжественный, праздничный характер картины. В группе приглашенных лиц на переднем плане работы мы вдруг замечаем женскую фигуру в красном платье. Это автопортрет художницы. Изобразив себя свидетельницей кузнецкого праздника, Алла Фомченко как бы стерла временные границы между прошлым и настоящим, сделав тем самым и нас участниками этого светлого события.
Последний зал экспозиции - “Бессмертие”. В нем представлены живописные, графические и скульптурные изображения Достоевского и Исаевой Германа Захарова, Георгия Стаценко, Константина Дверина, Виталия Берзина, Александра Брагина и Геннадия Елина, напоминающие нам о том, что образ первой супруги писателя остался жить в его творчестве, стал предтечею многих “тревожных” героинь Федора Михайловича, которые говорят теперь с нами, читателями, со страниц его вечных литературных произведений.
Может освЕщение?
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь