События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
“Белое солнце Кузнецка”
В галерее “2 Суворова” (название и адрес) открылась совместная выставка живописи и графики новокузнечанина Сергея Шаталова и Сергея Червова из Кемерова, художников, которых объединяет только то, что они когда-то одно время учились в Кемеровском художественном училище.
А в остальном они - едва ли не полная друг другу противоположность. Прежде всего в способе мыслить на холсте и бумаге. Однако в пространстве выставочного зала галереи “2 Суворова” они не только не мешают друг другу, а смотрятся совершенно органично, превращая осмотр экспозиции в захватывающее приключение.
Которое, пожалуй, начинает графический триптих Сергея Шаталова о некоем капитане Воронине, который на фоне прибытия парохода “Чулым” из Томска (есть известнейшее фото этого события 1902 года) вразмашку пересекает Иванцевскую протоку, на каком-то диковинном, кажется, мотоциклете несется в объятиях пухлогубой красотки по улице Достоевского мимо пожарной каланчи (она тоже есть на старых фото) и пролетает над старым Кузнецком на дельтоплане (должно быть, собственной конструкции).
Капитан Воронин - образ, конечно, собирательный, некто вроде товарища Сухова из “Белого солнца пустыни” (не случайно, видимо, выставка называется “Белое солнце Кузнецка”). “Наверняка были в то время подобные чудики, - смеется Сергей Шаталов, - которые что-то выдумывали, творили, изобретали”.
Собственную историю мы воспринимаем с дистанции старых фотографий (к слову, Олеся Быкова изладила чудную коробку с дореволюционными снимками, чтобы каждый мог ощутить длину этой дистанции), а между нами - пустота. И вот Сергей Шаталов густо заселил эту пустоту героями во главе с усатым красавцем капитаном Ворониным, наполнил движением, звуками - плеском воды, трубным звуком гудков парохода “Чулым”, плеском его колес и рук Воронина в протоке, рокотом аэроплана, стрекотом мотоциклета, лаем собак, криком восхищенных пацанов...
Словом, Шаталов сотворил миф, без которого любой город мертв. И эта блестящая находка немножко (и это, конечно, несправедливо) отодвигает его библейскую серию (извиняет, что часть ее мы уже видели) с трагическим “Молением о чаше”, драматическую гонку от волков в “Часе совы”, сочные натюрморты.
У Сергея Червова тоже есть работа на библейскую тему - “Благовещение”. Две фигуры, точно списанные с древних икон, в кричащем безмолвии окружающей пустоты говорят о том, как по-разному художники подходят к разработке и осмыслению образов: у Шаталова все наружу, все движется, волнуется, все очевидно, у Червова - все запрятано глубоко вовнутрь, он предпочитает размышление действию, созерцательное одиночество - участию.
“Когда-то и у меня картины были густо заселены, - говорит Сергей Червов, - но постепенно пространство холстов стало очищаться и очищаться. Не то чтобы я специально следовал какому-то минимализму - так получилось как бы самом собой. Хотя вот тринадцать лет я выставлялся у Ольги Михайловны Галыгиной, и она придумала название выставки - “В стиле минимализма”. Вот тогда я впервые об этом задумался. Хотя, как уже сказал, никогда не следовал этому направлению из каких-то теоретических соображений”.
Картины Сергея Червова предельно лаконичны, их “сюжеты” рассказаны языком сухим и точным, что делает их невероятно выразительными: ничто, например, не мешает выяснению отношений (вероятно, чрезвычайно мелодраматических) между букетом и скрипкой - тут чистая эмоция. Столь же выразительны и другие работы художника, который минимальными художественными средствами добивается максимального напряжения - сопереживания, удивления, любования.
Словом, как я уже сказал в начале отчета, выставка доставляет огромное удовольствие и переживается - мной, по крайней мере, - как захватывающее приключение.
Фото автора: Сергей Червов, Сергей Шаталов и директор галереи Елена Флах
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь