"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Достоевский: смерть и бессмертие
Исторические реконструированные платья, мемориальные панно, траурные женские украшения, в том числе постижерные, перчатки и сумочки, открытки-соболезнования, кольца с камеями, гравюры, фотографии, книги, документы... Порядка 150 вещественных источников, повествующих об ушедшей эпохе, демонстрируется на выставке “Достоевский: смерть и бессмертие” в Новокузнецком литературно-мемориальном музее писателя.
Большая часть из представленных предметов является собственностью новосибирского Музея мировой погребальной культуры, члена Европейской ассоциации музеев смерти, сохраняющего похоронное наследие под эгидой ЮНЕСКО. С начала октября и до конца декабря у новокузнечан и гостей города есть возможность познакомиться с небольшой толикой из богатейшей коллекции этого учреждения и осмыслить одну из самых волнительных для Ф.М. Достоевского тем - тему смерти.
Применительно к русскому классику, пережившему ожидание смертной казни, “пловцу страшных человеческих глубин”, как называл его знаменитый литературный критик начала XX века Ю.И. Айхенвальд, она звучит по-особенному.
Мрачные и подчас пугающие мысли, вещие сны, предвидения и предзнаменования, эпилептические припадки, в любой момент готовые свести счеты с жизнью, ситуации “кажется” и “мерещится”, а также сами знаки смерти, словно предостережения или напоминания о смысле-бессмысленности человеческого бытия, преследовали литератора с раннего возраста. За 60 лет, отмеренных ему судьбой, Федор Михайлович пережил смерти своих родителей и родного брата Михаила, смерть Пушкина - “солнца русской поэзии”, смерть первой жены Марии Дмитриевны Исаевой, а также преждевременный уход двух малолетних детей - Сонечки и Алексея. И не просто пережил, а осмыслил во всем философском величии своего таланта на страницах записных книжек, писем, личных дневников, литературных произведений “Неточка Незванова”, “Братья Карамазовы”, “Преступление и наказание”, “Кроткая”, “Мальчик у Христа на елке”, “Идиот”, “Бесы”...
“Вершиной размышлений Достоевского о смысле существования личности, о семье и браке является дневниковая запись от 16 апреля 1864 года, сделанная им у гроба его первой жены Марии Дмитриевны Исаевой. Эта запись легла в основу нашей постоянной экспозиции в мемориальном доме писателя”, - сопровождает экскурсантов по музейным залам научный сотрудник, куратор выставки Екатерина Мингазова. Она рассказывает о вдовстве Марии Дмитриевны в первом браке, о жизни и смерти писателя и его близких, попутно погружая присутствующих в сложный художественный мир Достоевского, обрамленный траурной рамкой смертей литературных персонажей.
Особое внимание посетителей привлекают женские траурные украшения и наряды: кольца с камеями, кулоны, броши, старинная дамская обувь, шикарные платья и со вкусом подобранные к ним шляпки и сумочки. Неужели все это великолепие, вся эта роскошь и разнообразие фасонов, буйство тканей и декора называется “трауром”?
“Во все времена женщина стремилась быть красивой. Несмотря ни на что, вопреки всему и во что бы то ни стало, - поясняет Екатерина Мингазова. - Смертность в XIX веке была достаточно высокой. Иногда случалось, что женщине практически всю жизнь, следуя традиции, приходилось соблюдать траур”. Мы попутно получаем информацию о культуре вдовства, введенной королевой Викторией по случаю смерти любимого мужа, о символике глубокого траура и полутраура, о траурных элементах в нашей повседневной одежде, утративших глубокое внутреннее содержание и уже не воспринимаемых нами в таком качестве...
Когда-то русский религиозный мыслитель прошлого века Б.П. Вышеславцев сказал, что “мысль о смерти каждого делает философом и мистиком”. Познакомившись с собранием Музея мировой погребальной культуры на выставке “Достоевский: смерть и бессмертие”, действительно ощущаешь это.
А если серьезно...
Память смертная - высшая аскетическая духовная практика и должна осуществляться только под руководством опытных духовных наставников, в русле святоотеческой традиции и в лоне Православной Церкви...
Иначе могут быть глубокие душевные повреждения до умопомрачения и даже бесовской одержимости...
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь