"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
...
На ремонт шахтных провалов
Небезызвестный Остап Бендер собирал деньги на ремонт Кисловодского провала. Когда любопытствующие граждане спрашивали его, зачем ремонтировать провал, он отвечал: "Чтобы дальше не провалился". И граждане безропотно отдавали ему свои гривенники. Новокузнецкие провалы не так известны, как кисловодский, но тем не менее денег требуют тоже.
На их выявление и засыпку, а также выселение людей из опасных для проживания провалоопасных зон. Речь идет, как многие уже догадались, о тех провалах, которые образуются на отработанных шахтных территориях. Эти территории образовались на горных отводах уже ликвидированных или еще ликвидируемых шахт - имени Димитрова, "Новокузнецкой", "Нагорной", "Байдаевской".
Всего на этих территориях выявлено почти пятьсот с половиной провалоопасных зон. Почему почти? Потому что точно определить количество провалоопасных зон невозможно: сегодня их пятьсот, а завтра может быть пятьсот пятьдесят - земля, как живой организм, живет, дышит и... проваливается. Кроме того, значительная часть территорий отработанных горных отводов, на которых и возникают отвалы, находится в залесенной зоне, где обнаружить провалы очень сложно. Впрочем, провалы в лесных массивах нас пока не беспокоят. Беспокойство вызывают те провалы, которые расположены в непосредственной близости от жилых построек или промышленных сооружений. Особенно неблагополучен в этом отношении район шахты имени Димитрова.
- Несколько лет назад, - вспоминает начальник отдела заявок комитета городской администрации по земельным ресурсам и землеустройству Владимир Викторович Литвинов, - в провал, образовавшийся на горном отводе "Димитровки", ушло несколько гаражей из расположенного здесь гаражного кооператива. В свое время кооператив занял территорию горного отвода без каких-либо согласований, что и привело к чрезвычайному происшествию.
В отделе заявок собрана самая богатая база данных по провалоопасным зонам Новокузнецка. Владимир Викторович выводит на экран монитора карту, на которой отмечены провалоопасные зоны. Они выделены красным цветом. "Краснеет" почти половина карты. Она отделу нужна для того, чтобы не согласовать застройщику территорию, которая внезапно может провалиться.
- Пока, - говорит Владимир Викторович, - достаточно стабильное положение на горных отводах ликвидируемых шахт, расположенных в Орджоникидзевском районе: "Новокузнецкой", "Нагорной" и "Байдаевской". Их территории сейчас находятся на рекультивации, возвращаются природе.
Такому благополучию есть простое объяснение. Шахты Орджоникидзевского района подвергались ликвидации уже после того, как был получен негативный опыт на "Димитровке". Закрытие шахты имени Димитрова специалисты назвали в свое время варварским. Был избран самый легкий и самый опасный для будущего состояния участка водный вариант: шахту имени Димитрова затопили.
Не будем сейчас вдаваться в экономические и политические причины такой срочности. Скажем только, что никто из ответственных за ликвидацию шахты руководителей угольной отрасли не прислушался тогда к мнению геологов, один из которых, знающий и авторитетный Владимир Ефимович Язвенко, бывший директором "Южсибгеолцентра", открыто взывал: "Прежде всем топить "Димитровку", нужно исследовать ситуацию".
В итоге уровень грунтовых вод резко повысился, что в свою очередь ухудшило провало- и оползнеопасную ситуацию. Чтобы понизить этот уровень, шахтные воды пришлось откачивать. Куда? В Абушку, конечно. А надо знать, что подземные воды опасны своим повышенным кислотно-щелочным содержанием. Таким образом, ущерб был нанесен не только земле, но и воде. Пыталась с этим бороться Новокузнецкая природоохранная прокуратура, да, мне помнится, без особых результатов.
Впрочем, и на шахтных отводах ликвидируемых "Новокузнецкой", "Нагорной" и "Байдаевской" тоже время от времени возникают свои проблемы в виде подземных возгораний.
Следить за ситуацией, складывающейся в Кузбассе вокруг ликвидируемых шахт, призвано Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) с главным офисом в Москве. ГУРШ следит за уровнем подземных вод в закрытых шахтах, контролирует пожарную ситуацию и отслеживает возникновение провалов. По итогам исследований выделяются деньги на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и рекультивацию разоренных земель.
Теперь самое время сказать, почему мы вновь вернулись к проблеме закрываемых шахт. Некоторое время назад Кузбасский центр мониторинга производственной и экологической безопасности провел внеплановую целевую проверку состояния провалоопасных зон на горных отводах ликвидируемых шахт: имени Димитрова, "Новокузнецкой", "Нагорной" и "Байдаевской" - и... не обнаружил ни одного провала. О чем и не преминул сообщить главе Новокузнецка С.Д. Мартину. Проверка проводилась, как сказано в отчете, вместе с представителями Новокузнецкой администрации. Работники отдела заявок комитета по земельным ресурсам и землеустройству слышали о ней в первый раз.
А чем была вызвана внеплановость проверки? Некоторые специалисты полагают, что со стороны ГУРШа на основании данных отчета Кузбасского центра мониторинга может быть сделана попытка сокращения финансирования на ликвидацию последствий от закрытия шахт в Новокузнецке.
Конечно, пока это только предположение, но что если оно превратится в реальность? И нам придется, подобно Остапу Бендеру, просить деньги на ремонт наших провалов? Ведь они наверняка будут еще долго беспокоить нас.
Владимир Валиулин.
"Кузнецкий рабочий"
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь