"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Хождение по шпалам и углям
В Кузбассе что ни осень - “распутица на железной дороге”. На прошлой неделе губернатор Аман Тулеев направил свое, можно сказать, ежегодное послание правительству и руководству РЖД с просьбой решить вопрос вывоза кузбасского угля.
Срыв поставок ставит под угрозу выполнение обязательств, взятых на себя угольными компаниями, и влечет за собой финансовые потери предприятий. На складах в области скопилось более 16 миллионов тонн топлива (в 3 раза выше нормы), что может привести к его самовозгоранию, говорится в телеграмме губернатора.
В этой ставшей традиционной переписке в верхах называются, как правило, две причины срывов в графике вывоза кузбасского угля. Первая заключается в нехватке полувагонов, другая, как ни странно, кроется в их... избытке.
Нынче проблема - в дефиците подвижного состава, что привычно для сезона исполнения контрактов по отгрузке угля потребителям, готовящимся к зиме. К тому же из-за летних ремонтов на путях были скорректированы графики вывоза, что еще больше увеличило осенний спрос на порожняк. Но ведь еще совсем недавно правительство прорабатывало варианты сокращения количества железнодорожных вагонов в сети РЖД. Уж не знаю как сейчас, а всего только полгода-год назад считалось, что избыточный вагонный парк, оцениваемый Минтрансом в 200 тысяч единиц (около пятой части всего подвижного состава), снижает скорость движения и погрузочных операций. В общем, путается под ногами. В качестве одного из возможных вариантов решения этой проблемы Минтранс подумывал даже о существенном ограничении нормативного срока эксплуатации вагонов после ремонта...
Напомним, вагонный парк в России стал прирастать быстрыми темпами после того, как правительство допустило частных операторов на рынок желдорперевозок. В Кузбассе действовали более двухсот из них. И очень скоро выяснилось, что железной дороге они нужны примерно так же, как в бане лыжи. Именно мелких операторов посчитали главными виновниками едва ли не катастрофического положения с вывозом угля, что сложилось в области осенью 2011 года. Они, дескать, не желают подчиняться какому-либо централизованному управлению, да и друг другу “лыжни не дают”, и уж тем более ни мазью, ни мастью не совпадают с крупными контр-агентами РЖД.
Насчет способа, к которому прибегли, разруливая тогда ситуацию, есть разные мнения. Кто-то полагает, что все было сделано по уму, а кто-то считает, что мелкие компании в сущности лишили бизнеса. За давностью времени об этом может быть и не стоило вспоминать, да только нынче в сентябре Федеральная антимонопольная служба пусть с опозданием, но все-таки обнародовала свое заключение по этому поводу. Она признала Администрацию Кемеровской области, ОАО “РЖД” и 16 операторов подвижного состава нарушителями Федерального закона “О защите конкуренции”.
Вот что говорится на сей счет в пресс-релизе антимонопольной службы: “Комиссия ФАС России установила, что в октябре 2011 года Администрация Кемеровской области, ОАО “РЖД” и операторы подвижного состава под предлогом борьбы с заторами на железнодорожных путях, препятствующими отгрузке угля, провели совместные совещания, на которых приняли решения о сокращении количества операторов, предоставляющих вагоны для вывоза угля с территории Кузбасса. В результате заключенного соглашения количество участников рынка операторских услуг в Кемеровской области должно было сократиться с 230 до 16.
Рынок был поделен по территориальному принципу, составу покупателей и объему продаж, а участниками сговора были созданы условия, ограничивающие доступ на рынок для других операторов.
В ходе рассмотрения дела ответчики заявили, что заключенные соглашения были вынужденной мерой, предпринятой во исполнение поручения Президента России в условиях тяжелой ситуации с вывозом угля из Кузбасса.
Комиссия ФАС России установила, что поручение Президента России не содержало указаний о конкретных мерах, которые необходимо принять для разрешения сложившейся ситуации, и было использовано участниками соглашения в качестве оправдания своих незаконных действий.
Реализация этого антиконкурентного соглашения существенно ограничила конкуренцию на рынке предоставления операторских услуг подвижного состава, нарушила права добросовестных участников рынка и не решила проблем с вывозом угля с территории Кемеровской области”.
Словом, проблема как была, так и осталась. Этак “хождение по углям” взад-вперед станет чем-то вроде этнографической особенности Кузбасса. Но, с другой стороны, разве оно не воспроизводит общую для всей России экономическую модель? Дефицит - это плохо, а избыток вызывает паралич. Конкуренция создает хаос, а её отсутствие ведет к стагнации...
Может, как на железной дороге, так и в стране пора менять что-то в диспетчерской службе?
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь