Новогодние каникулы подходят к концу. Подошли к финалу и Новогодние голосования на портале КузПресс.
СКР сообщил о гибели начальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игоря Кириллова и его помощника.
Подлежат ли обсуждению и осуждению погибшие пропагандисты?
Устраивает вас календарь-2025 по соотношению рабочих и нерабочих дней?
Кто из комментаторов портала КузПресс в 2024 году был худшим?
...
Экспорт взял шахтёров в заложники
В условиях санкций со стороны Европы и США позиции российского углепрома далеко не так надежны, как позиции Газпрома.
В Москве прошел 9-й саммит “Уголь России и СНГ-2014”. На форуме рассматривались прогнозы и динамика угольной отрасли в мире и, в частности, проблемы отечественного углепрома, связанные с положением на внутреннем и внешнем рынках в условиях продолжающегося снижения цен на уголь. На саммите было отмечено, что рост зависимости от экспорта делает угольную промышленность России крайне уязвимой.
Ситуация обостряется ввиду угрозы ЕС и США ввести против РФ санкции 3-го уровня на уголь и газ в случае “неправильного поведения” России, могущего “навредить волеизъявлению народа Украины на президентских выборах 25 мая”. (О том заявили главы внешнеполитических ведомств 11-ти стран после недавней встречи в Лондоне.)
Оценивая угрозу санкций, стоит отметить, что шансы “поставить в угол Газпром”, не загнав в этот угол себя, у Евросоюза невелики. Прежде, чем отказаться от российского газа, надо найти других поставщиков и радикально поменять газотранспортную инфраструктуру в Центральной и Восточной Европе, что невозможно сделать за год-другой, а может быть, и в десять лет. А вот позиции российского углепрома далеко не так надежны. Евросоюз относительно быстро может переориенироваться с угольных поставок из России на американский импорт, тем более что Штаты настойчиво предлагают себя в качестве альтернативных поставщиков угля.
И все же возможные санкции 3-го уровня заключают в себе лишь сиюминутные политические обстоятельства. Куда большую опасность представляет неблагоприятная экономическая конъюнктура на рынке угля, оформившаяся в виде долговременной тенденции. И дело тут не только в том, что Европа год от года сокращает его потребление в рамках программы декарбонизации, но и в неуклонном снижении доли угля в топливном балансе самой России.
На московском саммите руководитель Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев выступил с докладом о рисках и перспективах угольной промышленности России, в котором изложил следующую информацию для размышлений. В 2013 году объем угледобычи в России стабилизировался (347,9 миллиона тонн - на 1,2 процента меньше, чем в 2012 году). Тем не менее экспорт угля существенно увеличился (137,9 миллиона тонн - на 10,1 процента больше, чем в 2012 году), несмотря на продолжавшееся снижение цен. По данным ИПЕМ, в первые месяцы 2014 года добыча показала отрицательную динамику, а экспорт продолжает расти еще большими темпами, чем годом ранее (+16,1 процента), и опять-таки на фоне падения цен. Понятно, что в этой ситуации плюс в экспорте “уравновешивается” минусом во внутреннем потреблении угля или, что тоже совсем не здорово, увеличением импортных поставок из Казахстана.
Вывод докладчика: “Зависимость от внешнего рынка - это зависимость от факторов, почти не поддающихся влиянию как со стороны государства, так и со стороны отдельных компаний. Внутренний рынок нуждается в развитии, что невозможно без активной помощи государства”. При этом он позитивно оценил меры Минэнерго РФ по развитию биржевой торговли углем, но отметил, что предпринятых правительством шагов на пути восстановления позиций угольщиков на внутреннем рынке явно недостаточно. Словом, в ИПЕМ считают, что “увеличивающаяся зависимость от экспорта является серьезной угрозой для российской угольной промышленности, в то время как усиление спроса на внутреннем рынке повысит конкурентоспособность и улучшит имидж российского углепрома на мировом рынке”.
В качестве комментария к этому несколько противоречивому выводу стоит заметить, что беды российского углепрома заключаются все-таки прежде всего в недооценке роли угля в топливном балансе России. А что до рисков, которые несет в себе продажа угля за рубеж, то огромный экспортный потенциал почему-то не повредил имиджу Газпрома. Список таких “несчастных заложников экспорта” можно без труда продолжить - японский автопром, китайский ширпотреб, национальные и мировые компании, производящие IT-технологии...
И если бы наш Самизгнаетекто не имел интерес(свой личный) в угольных сигментах... то наш регион давнобы уже "застлили" солнечными батареями и ветряками... чтобы снабжать Росссию
В ближайшие годы, добавил Путин, планируется ввести в строй 20 - 25 атомных энергблоков.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь