#
#
Просмотров: 1019
Тема дня

Разгадка фото встречи В. Путина и С. Цивилёва

Picture

"Кинесика фотографии обнажает устройство власти в Кузбассе", - рассуждает гость портала КузПресс Михайлов.

Просмотров: 31208
Тема недели

Уголь или жизнь

Picture

Первая декада октября принесла два перекликающихся между собой события. Одно из Новокузнецка, второе - из Германии.

Просмотров: 88982
Тема месяца

М. Делягин "Правительство из-за денег ошалело"

Picture

Кабмин Медведева наращивает нелепые бюджетные расходы.

Рубрики

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
добавить на Яндекс
Проверенные новостройки Москвы и Подмосковья на 1000novostoek.ru
Что даст ТОСЭР Новокузнецку, пока не вполне понятно

Записные инвестиции

Что даст ТОСЭР Новокузнецку? Обсудить эту тему предлагает гость портала КузПресс Наган

Если свести воедино всю критику относительно создаваемых четвертый год в России территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), то может выясниться, что за всеми предлагаемыми этим инструментом режимами поддержки и планами «опережения» стоит примерно одна проблема: сами моногорода инфраструктурно и институционально — да просто порой морально — не готовы к внедрению этого механизма.

Курс на ускорение?

Согласно ФЗ-473, принятому еще в декабре 2014 года, ТОРы разного типа должны обеспечивать, прежде всего, ускоренное социально-экономическое развитие по векторам, соответствующим мировому уровню промышленного и технологического развития. При этом, судя по свежему Указу президента от 7 мая сего года «О нацио­нальных целях развития Российской Федерации на период до 2024 года», развитие должно быть не просто «ускоренным», а обеспечивающим темпы экономического роста выше мировых. Эксперты сходятся в том, что для реализации даже более скромных планов создания площадок с особыми налоговыми режимами для бизнеса недостаточно.

«Возможно, механизм ТОРов сам по себе неплохой, он представляется привлекательным инструментом косвенной господдержки. Однако, с нашей точки зрения, принципиально важно, чтобы реализовалась «опережающая» модель формирования подобных территорий, которая пока явно не просматривается в представленных проектах ТОР», — говорит кандидат экономических наук, с.н.с. ИЭОПП СО РАН, доцент кафедры экономики и инвестиций СИУ-РАНХиГС  Наталья Горбачева .

Напомним, постановлением правительства РФ от 16 марта 2018 года статусы ТОР получили еще 19 территорий страны. Создание ТОР в моногородах является одним из мероприятий Федеральной приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», стартовавшей в ноябре 2016 года. По данным Фонда развития моногородов, на 1 мая 2018 года создано уже 59 ТОРов, из них 13 в Сибирском федеральном округе. 20 резидентов зарегистрированы и приступили к реализации своих инвестиционных проектов в Сибири. При этом ТОРы подобно особым экономическим зонам (ОЭЗ), официально признанным Счетной палатой убыточными, могут стать также неэффективными, считает эксперт РАНХиГС.

За 2016–2020 гг. на развитие ТОР планируется потратить 56,1 млрд руб­лей бюджетных средств и за 2021–2025 гг. — еще 111,2 млрд руб­лей. При этом такой показатель, как «объем привлеченных инвестиций» по факту может быть в разы ниже (например, по ТОРу «Линево» в Новосибирской области планируется привлечь 1,8 млрд рублей). Другой целевой показатель ТОРа  — «новые рабочие места»  — может не соответствовать критерию «высококвалифицированных кадров». «В таком случае стремление уйти от одной устаревающей моноспециализации, например, шахтера к другой, не менее «древней», например, сортировщику огнеупорных отходов, как это происходит в ТОРе «Новокузнецк» в Кемеровской области, вряд ли может рассматриваться как воплощение тренда Новой индустриальной революции», — поясняет свою мысль Наталья Горбачева.

По мнению заместителя директора Института регио­нальных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ  Евгения Плисецкого , ТОР как инструмент, который изначально был запущен на Дальнем Востоке, сработал не так уж плохо — под территории разрабатывались перспективные планы развития, выделялось немаленькое финансирование, по отдельным ТОРам сформирован неплохой пул резидентов. Однако к попытке перенести этот опыт на моногорода эксперт относится скептически: «Мало назвать моногород ТОСЭРом, должна быть проведена комплексная подготовительная работа, чтобы в город пришли и инвестиции, и население не уезжало, не говоря о демографическом приросте — для этого нужна какая-то база, но сейчас этой базы у моногородов нет. ТОРы, которые созданы в 2016–2017 годах, тоже не демонстрируют особые успехи. Не хватает комплексного подхода к решению задач — меры принимаются точечно, направленные на ручную настройку, преодоление кризисных проблем».

Судя по пулу сибирских проектов, получивших одобрение правительства и статус ТОР в марте 2018 года, в отличие от дальневосточных субъектов РФ ТОРы в Сибири рассматриваются, прежде всего, как способ вдохнуть новую жизнь в промышленные моногорода.

«Сегодня на территории Забайкальского края возможно создание ТОР только в границах моногородов, и преференции, предоставляемые таким ТОРам, значительно ограничены по сравнению с ТОРами на территории ДФО, — говорит губернатор Забайкальского края  Наталья Жданова . — Поэтому, на наш взгляд, было бы правильным и своевременным включить Забайкальский край в перечень регионов, на территории которых возможно создание полноценных ТОР по аналогии с Дальним Востоком».

Реальность же заключается в том, что, несмотря на красивые экономические и социальные показатели, зафиксированные в заявках, сами ТОРы по-прежнему являются по большей части «отчетной» темой для регио­нальных администраций. В подготовленных заявках слишком читается чиновничий подход.

«Пока четко прослеживается схема, когда все сосредоточились на сопоставлении регио­нальных и федеральных нормативных актов, чтобы было все, что требуется, но все забывают про инвестора. В итоге он приходит, стучится в окно, а там все бумаги заполняют и с ним некогда разговаривать», — констатирует руководитель комитета по инвестициям Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ»  Анна Дмитриева .

Многие эксперты, как независимые, так и представители бизнес-структур, согласны с тем, что привлекать инвесторов только под какие-то налоговые льготы крайне сложно, потому что инвестору, прежде чем зайти на территорию, нужен готовый земельный участок, под который подведены все необходимые коммуникации  — коммунальные, транспортные или технологические. Отсутствие сформированных площадок под промпроизводство в моногородах является одной из ключевых проблем.

«Во-первых, муниципалитеты слабо используют весь имеющийся у них инструментарий, позволяющий сформировать условия для инвестора, — считает Анна Дмитриева. — Они сосредотачиваются в основном на налоговых преференциях, хотя это по большей части является бонусом для инвестора, а не фактором, влияющим на принятие решения. Налоговые льготы — инструмент, доступный в каждом созданном ТОСЭР, здесь нет уникальности».

Еще одна острая проблема, решение которой регио­нальные власти возлагают на организацию территории опережающего развития,  — сложная демографически-миграционная ситуация, потому что эти города испытывают довольно негативные тенденции, связанные с оттоком населения из-за невозможности комфортного проживания и рядом других социальных проблем. И как следствие — кадровый вопрос.

«Создание кожевенных предприятий, транспортно-логистических хабов, аграрных предприятий, вероятно, позволит решить некоторые тактические проблемы структурной безработицы в отдельных регионах и моногородах, хотя возможно появление «другой зависимости» от новых видов хозяйственной деятельности, — говорит Наталья Горбачева. — Но так называемая оптимальная стратегия ТОР должна быть нацелена на ускорение технологического развития и увеличение высокопроизводительного экспорта, что вряд ли можно сделать за счет производства кормов, какими бы инновационными они ни были, за счет комбикормов, какими бы высокоэффективными они ни были, за счет кирпича, каким бы «экологичным» он ни был».

 

Те же грабли, только в профиль

 

Но не только в поле подготовки заявок и понимания чиновниками реальных запросов инвесторов лежат трудности организации территорий опережающего развития — банальное недопонимание правил игры: одни по-прежнему «давят», другие привычно «уходят в серое». Так, соучредитель компании, занимающейся производством стройматериалов из полистиролбетона и являющейся резидентом ТОР в Анжеро-Судженске, признался в одном из местных изданий, что подумывает «свернуть бизнес в Кузбассе». «Власти пообещали нам хорошие перспективы для создания производства стройматериалов: динамичные темпы строительства в регионе. И мы сформировали проект для ТОР. Но теперь жалеем, что зарегистрировали компанию в Анжеро-Судженске: фискальные органы просто не дают работать!»  — сетует бизнесмен.

А в другом сибирском регионе, Иркутской области, уже губернатор удивляется поведению резидентов и их нежеланию становиться резидентами территории опережающего развития. По его словам, в ТОР Усолье-Сибирское все сделано для того, чтобы предприятия туда заходили: налога на прибыль ноль, все остальные налоги вместе взятые составляют всего лишь 5%. «Но и те платить не хотят!» — поделился Сергей Левченко, столкнувшись с тем, как мало желающих идти работать в такие официальные зоны, где надо все показывать и работать прозрачно.

 

Курица или яйцо?

 

Подготовить заявку на создание ТОР и получить ее одобрение — дело бе­зусловно серьезное и важное, этому учат специально, и даже после этого не всех ждет успех. Однако основная работа начинается как раз после получения заветного статуса — работа с инвестором.

«Продвижение территорий должно быть не с точки зрения «открыли двери и ждем», а «создаем условия, чтобы туда заходили»,  — говорит председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ», генеральный директор АО «Новосибирскхлебопродукт»  Сергей Соколов . — И помимо вот этих формальных льгот, как и в любой коммерции, необходимо заниматься активным продвижением. И не только информационным, но совершенно определенным хантингом. За этим инвестором. То есть, перетягивать, иметь инсайт по возможным интересантам».

Согласно ФЗ 473 о территориях опережающего развития, одним из обязательных пунктов при создании заявки на получение заветного статуса является заключенное соглашение о намерениях с инвестором. Это не единственное требование, есть ряд других, но если это требование не выполнено, статус ТОСЭР не будет получен. Получается, что сначала необходимо найти инвестора, после одобрения заявки дождаться выделенных из Фонда развития моногородов средств на создание инфраструктуры и только после этого приступать к фактической подготовке территории.

В условиях предельно формализованного документооборота с государственными структурами все процедуры и ожидание транша могут занять порядка трех лет, говорят участники процесса. К этому стоит прибавить время на проектирование и создание самой инфраструктуры, которые тоже, как правило, занимают не один год  — крайне редкий инвестор готов ждать так долго. «Подобная модель, конечно, малоэффективна, — считает руководитель комитета по инвестициям Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Анна Дмитриева. — Необходмо все же опираться на мировую практику, сначала нужно создавать техусловия, готовить кадры, нормативную базу, заранее? ну или одновременно с подготовкой заявки, чтобы существенно оптимизировать временные затраты».

Даже при всей, казалось бы, проработанной нормативной базе и пошаговым инструкциям, как формировать и подавать заявки, ключевым все же остается работа с инвестором. Понимание возможностей территории и ее готовности, наличие проектной команды, включающей в себя не только представителей власти, но и узких специалистов, представляющих реальный сектор экономики, может помочь наполнить привлекательную в целом форму ТОРа содержанием, а открытость региональной власти — облегчить вход на территорию для инвесторов. Ведь до тех пор, пока бизнес бьется в «единое окно», где все заняты заполнением формуляров, где-нибудь в другом месте ему могут открыть дверь.

Автор: Александр Дыжин, Мария Климова

Исходная информация: expert.ru
Источник: Клуб КП Материал предложил к публикации Наган
04.06.2018
Просмотров: 1184 | Комментариев: 23
Дихлофос 04.06.2018 08:10
Похоже авторам этой статьи оплачивают построчно, иначе написать столько пустоты не получится.


Пока понятия кооператива Озеро будут выше законов государства, развитие невозможно.
12
4
=
8
Завальный 04.06.2018 14:44
Дихлофос: Похоже авторам этой статьи оплачивают построчно, иначе написать столько пустоты не получится.


Пока понятия кооператива Озеро будут выше законов государства, развитие невозможно.

Ничё ты не шаришь в менеджментах, темнота.

Только создание кожевенных предприятий, транспортно-логистических хабов, аграрных предприятий и рыщущие меж них стада ранхигсов и прочих вшей тьху, пропасть, вшэй спасут Расеюшку, адназначна.
2
0
=
2
Завальный:
Дихлофос: Похоже авторам этой статьи оплачивают построчно, иначе написать столько пустоты не получится.


Пока понятия кооператива Озеро будут выше законов государства, развитие невозможно.

Ничё ты не шаришь в менеджментах, темнота.

Только создание кожевенных предприятий, транспортно-логистических хабов, аграрных предприятий и рыщущие меж них стада ранхигсов и прочих вшей тьху, пропасть, вшэй спасут Расеюшку, адназначна.

А хурум-бурум будет?
0
0
=
0
Завальный 04.06.2018 15:20
хурум

А пёс его знает, но хуруст в коленках при вставании должон быть, ящетаю.
2
0
=
2
lis0chca 04.06.2018 18:30
:)))))
0
0
=
0
кол 04.06.2018 08:50
Опять талмудизм, тора, какие инвесторы?
https://www.youtube.com/watch?v=5GY2HNyQ_zM
3
0
=
3
кол 04.06.2018 08:52
Вова Горбатого вспомнил - щас как ускоримся.
1
0
=
1
кол 04.06.2018 09:02
Столыпин тоже подготовил Сибирь и Дальний восток с дешевой рабочей силой.
3
0
=
3
Хиус 04.06.2018 09:20
Ельцин говорил :
Мы имеем 600 технологий, которых во всём мире нет.
Вот запустим их в дело - весь мир ахнет !
Пока запустили только одну - воровство.
А где остальные технологии ? В Израиле, в США, в Германии...

Вот взмахнёт крылами и полетит... низенько так
8
0
=
8
кол 04.06.2018 09:32
У политиков все технологии для красного словца, президенты, как детсадники, любят поиграть во взрослых резидентов.
3
0
=
3
Лом 04.06.2018 10:35
ТО, сэр
2
0
=
2
Лом 04.06.2018 10:36
В смысле, техосмотр
2
0
=
2
арбуз 04.06.2018 10:51
В России што главное-объявить. С завтрашнего дня в России капитализьм. Или- объявляем ТОСЕР, ибо хватит. Надо вставать. Или-вот вам ваучеры-обогащайтесь. Или-объявляем свободу! Можете отсоединяться-прям с завтрашнего дня. Или - Сирия-дальняя территория России! Двадцать лет ждали вступления в ВТО, объявили-мы вступили! Теперь не знают, как из этого навоза вылезти.
Ничего в этой стране путнее не может произойти, ибо кто(?) правит то? Кооператив Озеро, однако...
8
2
=
6
Айл Би Бэк 04.06.2018 12:05
Про ТОСЭРы раньше много писалось. Что это дурилка
3
0
=
3
Буланов Ю 04.06.2018 13:55
Интересная и актуальная тема. Внимательно изучил этот вопрос с позиций 473-ФЗ и уточняющего для моногородов постановления правительства № 614, изучил все на сегодня доступное, что удалось найти по ТОСЭР "Новокузнецк". Никакой ясности в том, что это даст городу и его жителям, к великому сожалению, нет. Упомянутые закон и постановление, есть лишь инструменты развития, все зависит в какие руки эти инструменты попадают и для каких целей используются. Именно целей, не лозунгов и не рекламных слоганов. Инструменты эти обоюдоострые, очень многое меняется в организации управления городом и его хозяйством, возникает и ряд серьезных рисков, вот например:

Статья 4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

1. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

Вопрос. Что в этой части предусмотрено в хронически дефицитном бюджете города?

Или вот это:

Статья 10. Обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития

1. В целях обеспечения размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития управляющая компания осуществляет следующие функции:
1) подготавливает предложения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов, в границах которых расположена территория опережающего социально-экономического развития, а также в правила землепользования и застройки указанных муниципальных образований;
2) организует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог;
3) организует размещение объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития;
4) организует транспортное обслуживание на территории опережающего социально-экономического развития;
5) организует электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение на территории опережающего социально-экономического развития;
6) организует сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов, строительство объектов, использующихся для размещения и утилизации указанных отходов, а также благоустройство территории опережающего социально-экономического развития;
7) создает условия для обеспечения лиц, находящихся на территории опережающего социально-экономического развития, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также для организации досуга таких лиц;
8) осуществляет иные функции для обеспечения жизнедеятельности лиц, находящихся на территории опережающего социально-экономического развития.

2. Управляющая компания осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи, самостоятельно или с привлечением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, третьих лиц.
3. Финансовое обеспечение функций, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств управляющей компании, дочерних обществ управляющей компании, федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В случае, если в границы территории опережающего социально-экономического развития входит городское или сельское поселение, управляющая компания осуществляет указанные в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи функции в отношении такого городского или сельского поселения на основании соглашения о передаче полномочий, заключенного между уполномоченным федеральным органом, управляющей компанией и соответствующим органом местного самоуправления.

Вопрос. Какие полномочия переданы управляющей компании?
Какие функции оставлены законодательно и исполнительной властям города?

Статья 26. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.

1. Решение о подготовке документации по планировке территории опережающего социально-экономического развития принимает уполномоченный федеральный орган.
2. Документация по планировке территории опережающего социально-экономического развития подготавливается управляющей компанией.
3. Документация по планировке территории опережающего социально-экономического развития утверждается без проведения публичных слушаний.
4. Подготовка и утверждение документации по планировке территории опережающего социально-экономического развития допускаются при отсутствии документов территориального планирования.

Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд

1. Принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании.

А, ведь кого то из хозяйствующих субъектов это может реально коснуться.

Некоторый итог. Вопросов больше чем ответов, есть большие риски и непонятно кто и как их оценивал, какие доводы возобладали.
ТОСЭР "Новокузнецк" по состоянию на сегодняшний момент времени, очень закрытая тема, хотя касается она каждого из проживающих и работающих здесь.


7
2
=
5
uttkin 04.06.2018 14:02
Чё тут не ясного? Придут китайцы и всё у нас отберут...в ускоренном темпе...а у нас и уголь, и марганец, и железо, и золото, и медь, и серебро...а мы от всего этого отказываемся, строим из себя "зеленых"...вот придурки...будем жить в землянках вне Кузбасса, а тем более вне Новокузнецка...как первобытные...
2
5
=
-3
uttkin: Чё тут не ясного? Придут китайцы и всё у нас отберут...в ускоренном темпе...а у нас и уголь, и марганец, и железо, и золото, и медь, и серебро...

Забыли - золото партии и заначка Колчака.
3
1
=
2
Буланов Ю 04.06.2018 15:13
Эмоционально и совсем мутно. Вас "экспертом" в ТЭО этого ТОСЭР привлекали?
0
3
=
-3
Правдоруб16 04.06.2018 19:09
Вы невнимательно изучили основополагающий НПА - 473 ФЗ. А именно главу 9, регулирующую создание ТОСЭР в моногородах:
п.2 ст.34 - В отношении территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 настоящей статьи(ТОСЭР в моногородах), не применяются положения настоящего Федерального закона, за исключением пунктов 3, 4, 8, 9 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Таким образов все вами перечисленные статьи не имеют силы и не реализуются в рамках ТОСЭР Новокузнецк.
2
2
=
0
veranvkz 04.06.2018 16:56
Статью не читала ,потому что известно мнение насчёт ТОСЭР Юрия Болдырева и всех патриотических сил.Оно КРАЙНЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

Комментарии Буланова прочла.
Респект и уважуха Ю.Буланову-как всегда-логично и основательно. По существу.
Думается ,Ю.Буланов вполне мог бы поработать на благо Кемеровской области.Правой или левой рукой Сергея Дмитриевича.
Мне кажется ,они очень даже нашли бы общий язык.
Оба жутко умные и спокойные ,основательные.
5
2
=
3
ert 04.06.2018 18:13
Какого такого Сергея Дмириевича?
0
2
=
-2
lis0chca 04.06.2018 18:28
Которого доля в тарифе на электричестве для горожан.
2
0
=
2
Завальный 04.06.2018 18:53
ert: Какого такого Сергея Дмириевича?

Какого Сергея-губера?! Серёгу?! <…> Серёгу — на царство в губеры?! <…> Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее?! Сам захотел царствовати всем володети?! Повинен смерти!
2
0
=
2
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь