#
#
Просмотров: 5991
Тема дня

О крепости полицейского маразма

Picture

За размещённую во ВКонтакте фотографию флешмоба, посвящённого 55-летию первого полёта человека в космос, на местного юриста и правозащитника Дмитрия Миропольцева составлен протокол.

Просмотров: 23153
Тема недели

Забастовка водителей "Яндекс такси" в Новокузнецке

Picture

Про сегодняшний инцидент рассказал гость портала КузПресс Александр О.

Просмотров: 19831
Тема месяца

Про травлю и мордобой (+)

Picture

Девятилетний подающий надежды хоккеист из Новокузнецка стал жертвой взрослых "разборок".

Рубрики

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
добавить на Яндекс
Китайские цифровые права будут работать в России

Рейтинг для Китеж-града

Как китайские цифровые права будут работать в России.

Летом в Сахаровском центре спорили о цифровых правах.
Тема одной из встреч — «Новая цифровая антиутопия: чему Китай может научить мир», — на мой взгляд, обладает для нашей страны удивительным свойством обратной актуализации, в том смысле, что чем глубже мы погружается в новую реальность, тем востребованнее становится китайский социальный эксперимент.

С одной стороны, мы наблюдаем снижение уровня взаимопонимания между российским обществом и властью, с другой — интенсификацию усилий государства, направленных на создание новой цифровой реальности по китайской модели: проверка и фильтрация сетевых пакетов по содержанию, блокировка «неправильных» сайтов, разработка мер по самоизоляции Рунета, наконец, создание национальной системы управления данными, которая предположительно к 2022 году сведет воедино более 800 государственных реестров и баз — от Федерального регистра населения до реестра недвижимости и транспортных средств, медицинской информации, налоговых сведений и т.п.

Картина вырисовывается вполне оруэлловская, даже с поправкой на традиционный российский ноншалант, который на ранних этапах, безусловно, мешает реализации и эффективному использованию Big Data — главного оружия Нового мирового порядка.

В любом случае в отношениях общества и государства приходится констатировать наступление новой эры, воспринимавшейся до последнего времени то ли технологической шуткой, то ли каналом для откатов. Не менее важно осознать и универсальность нового этапа в отношениях общества и государства. Это не китайское изобретение, не российское и даже не американское, хотя именно в Америке эти процессы были запущены 11 сентября 2001 года. Сегодня контроль над сетевым трафиком, цензурирование дискурса и массовый сбор частных данных граждан ведется как корпорациями, так и государственными структурами повсеместно — от США, России и Китая до Дании, Швеции и Турции. Это новая реальность, и нужно как-то учиться ее воспринимать.

Сегодня мне бы хотелось затронуть лишь один частный аспект новой реальности, а именно — феномен китайской «системы социального рейтинга» (далее по тексту — ССР), причем исключительно в плане перспектив его адаптации в России.

Вопрос этот мне кажется чрезвычайно актуальным еще и потому, что в нашем обществе доминирует иллюзия, которую, признаюсь, я также разделял до последнего времени. Считается, что ССР в России не приживется, потому что русский народ хоть и своеобразный, но все-таки европейский, и экстаз от хождения строевым шагом давно перерос.

В начале 2018 года я анализировал в «Бизнес журнале» перспективы создания «Золотого щита» (глобального файрволла) в России по образу и подобию китайской модели. Позволю самоцитату: «Принято считать, что между русскими и китайцами пролегает неодолимая поведенческая и ментальная пропасть, которая якобы не позволит реализовать «Золотой щит» в России с таким же успехом, что и в Поднебесной.

О каких отличиях идет речь?

В социокультурологии китайский и русский менталитеты хорошо описаны и изучены, поэтому будет несложно привести сравнение ключевых характеристик, важных для прогнозирования отношения народа к информационной цензуре (таблица отражает авторские взгляды на национальные менталитеты).

Параллелей в национальном менталитете больше, чем расхождений.

Это легко объясняется коммунальной и замкнутой природой русского и китайского общества, тяготами исторических испытаний и невысоким уровнем материального благополучия. Единственное отличие, наделенное потенциалом активного противоборства цензуре в интернете, выступает важность этических ценностей для русского человека.

Российское государство замечательно осведомлено об особенностях своих подданных, поэтому все свои действия предваряет созданием мощного морально-нравственного фундамента. Политика России нового времени выстраивается на идее «защиты традиционных ценностей» и «исторических, духовных и патриотических традиций». Пафос поведения власти: мы хотим строить наш собственный Русский мир, основанный не на сомнительном диктате сексуальных меньшинств, разрушении нравственности и ювенальной полиции, а на принципах «жизни по правде».

Тогда, в начале 2018 года, я сделал вывод, что «если будет принято решение о строительстве «Золотого щита России», призванного оградить русские «традиционные ценности» от «тлетворного влияния Запада», большинство населения страны поддержит эту инициативу.

При этом у меня оставались сомнения в целесообразности реализации «Золотого щита»: «Изолируем Рунет от мира и… что дадим взамен? Где русские аналоги Baidu, Baikei, Qiyi, Taobao, WeChat, Alipay, Alibaba? Где полноценные альтернативы Twitter, YouTube, Aliexpress, Amazon, Apple Music? Самое главное: где адекватная замена колоссального потока материальных благ, практически на 100% поступающего «из-за бугра»? Где российские макбуки, айфоны, айпады, не говоря уж про мерседесы, тойоты и рендж-роверы?

Привлекательных товаров нет, массовых сервисов нет. Есть нефть. Есть газ. Есть цензура. Всё.

Как в подобных условиях прикажете изолировать Рунет? Вернее, ради чего? Что мы будем «экономически защищать»? Какое цифровое «импортозамещение»? Яндекс, Йотафон и антивирус Касперского? В общем, можно спать спокойно: «Золотого щита России» не будет».

С момента написания этих строк прошло полтора года, и строительство «Золотого щита» уже идет полным ходом. Как и ожидалось, при молчаливом одобрении большинства населения. Поскольку полноценных аналогов китайских сервисов в местном исполнении как не было, так и нет, можно предположить, что строительство «Золотого щита» ведется не ради защиты каких-либо духовных ценностей, а по сугубо оборонительным соображениям. На мой взгляд, это недальновидно, и главное — бесперспективно для власти.

Предлагаю теперь применить совокупность озвученных аргументов к феномену ССР и посмотреть, каковы шансы реализации еще и этого китайского изобретения в России.
Во избежание разночтений сведу воедино информацию, адекватно описывающую систему социального рейтинга. Для этого использую тезисы, прозвучавшие во время дискуссии в Сахаровском центре, поскольку мне они представляются точными и концентрированными.

Под китайским социальным рейтингом понимается совокупность на сегодняшний день все еще разрозненных и несистематизированных экспериментов, которые начались в корпоративной культуре Китая, а затем были поддержаны и расширены государством.

Китайский бизнес преследовал изначально сугубо деловые цели, заимствованные, между прочим, из европейской традиции. В частности, его привлекала перспектива создания системы надежного слежения за кредитной историей граждан.

«Новая цифровая антиутопия: чему Китай может научить мир». Дискуссия в Сахаровском центре

Китайское государство «расширило естественный функционал рейтинга» (цитирую Михаила Коростикова, обозревателя «Коммерсанта») на бытовое поведение граждан (скандалы в общественных местах и транспорте, семейные конфликты, структура трат и доходов, паттерны потребления и т.п.).

Основной мотив китайской власти для подобного «расширения функционала» — желание купировать в обществе социальную напряженность, которая постоянно возникает из-за традиционного отсутствия доверия китайцев друг к другу.

Однако в воображении отечественной (и шире — западной) либеральной интеллигенции начали всплывать картины, навеянные ужасами истории ХХ века: тайная и истинная цель китайской власти — не оказывать влияние на злостного неплательщика по кредитам, не наказать за драки в общественном транспорте, не предотвращать разводы и частую смену работы, а следить и наказывать тех, кто не читает цитатник Си Цзиньпина и не поддерживает политику родной партии и правительства.

При этом из вида выпускаются два важных момента. Во-первых, ССР разрабатывается и используется не для наказания, а для социального поощрения. То есть происходит не ущемление в правах относительно нормы, а ущемление относительно привилегий. Так низкий социальный рейтинг ведет не к тому, что у тебя отнимут кусок хлеба или бросят в застенки, а к тому, что ты не получишь кредит на льготных условиях, а китайские госкомпании не продадут со скидкой авиабилет для отпуска в Таиланде и т.д.

Именно поощрительный, а не репрессивный аспект ССР заставляет усомниться в правомерности параллелей, которые принято проводить с советским 37-м годом.

Аналогия — штука в принципе опасная, а в конкретном случае еще и неуместная: уж поверьте, в арсенале государств с историческим опытом Китая или России достаточно средств для подавления инакомыслия и без системы социального рейтинга.

Второй момент, который наш брат, либеральный интеллигент, упускает из вида при оценке ССР, — это массовая поддержка эксперимента самим населением Китая. Народ рейтинг поддерживает, потому что для него это не тоталитарная система контроля, а защита от мошенников и хамов в бытовой жизни.

В выступлении Михаила Коростикова меня больше всего впечатлила история о массовых прецедентах, когда пассажиры, проехавшие свою остановку, вырывали из рук водителя руль, требуя высадить их постфактум. Если бы я не имел счастья ежегодно лицезреть китайцев в Таиланде, наверное, не поверил бы.

Наконец, последний факт, важный для мысленного эксперимента с экстраполяцией социального рейтинга на русскую почву, — это изложенная в ходе дискуссии социологом Александром Бикбовым история о том, как собираются приватные данные в Скандинавии. Оказывается, в этих благословенных странах власть собирает и знает о своих гражданах такую подноготную (например, генеалогию, прослеженную в глубь веков насколько позволяют записи в приходских книгах, или все наказания, когда-либо назначенные, начиная со школьной скамьи, или лекарства, когда-либо прописанные доктором или купленные в аптеках), что никакой китайской «Алибабе» и ЦК КПК даже не мечталось.

Посмотрим теперь, каковы шансы ССР прижиться на русской земле.

Во время дискуссии в Сахаровском центре редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов сказал, что большинство из нас не хотело бы жить в современном Китае или современной России, потому что у нас иные ценности, нам хотелось бы иметь что-то вроде открытого конкурентного общества с демократическими институтами и свободой прессы. Что-то вроде Германии.

Я согласен, но с важной оговоркой: это нужно именно что нам. Вот только мы (те, что с университетским образованием, знанием иностранных языков и менталитетом, испорченным обильными путешествиями по миру) — это в лучшем случае «малый народ», обитающий внутри «большого народа». И, поверьте, евреи с Шафаревичем тут ни при чем: этой трагической схизме в русском обществе без малого 320 лет.

Проблема в том, что «большой народ» России не захотел бы жить в Германии ни за какие коврижки.

Не потому, что боится иностранных языков и тяжел на подъем. А потому, что для «большого народа» приоритетна материя, а не идея. Тем более что это универсальная закономерность, а не русская специфика.

Материя — это безопасность на улице (в самолете, автобусе, кинотеатре), это полный холодильник, это обутые и одетые дети, это доступное образование и медицина. А идея — это совокупность гражданских свобод (слова, прессы, собраний), это неприкосновенность личности, это права меньшинства (любого: от малочисленной фракции в парламенте до ЛГБТ-сообществ).

Никогда в истории «большой народ» не жертвовал материей ради идеи. По этой, кстати, причине ни одна революция в истории не совершалась ради идеи. Идеями питались вожди-фанатики. Для того чтобы поднять «большой народ» на великую смуту, приходилось идти на ухищрения и находить (на худой конец — нагло выдумывать) сугубо материальные поводы: от протухших щей в камбузе броненосца до засеченного до смерти холопа на барском дворе.

Китайцы положительно относятся к системе социального рейтинга не потому, что они китайцы, а потому, что видят в ней прямую для себя материальную выгоду, общественный порядок, гармонию, покой и удобство.

Фото: time.com
***

Есть, однако, в русской фактуре еще одно обстоятельство, создающее для социального рейтинга на местной почве дополнительные преимущества.

В национальном эгрегоре России (да простят мне читатели эзотерическую терминологию, но лучшего слова в данном контексте не подобрать) доминируют два фетиша — справедливость и недоверие к власти.

И то, и другое уходит, похоже, к самым истокам государственности — от приглашения варягов на царствование до Золотой Орды.

Система социального рейтинга прекрасно вписывается в народную одержимость справедливостью, однако конфликтует с недоверием к власти. По этой причине в чисто китайском варианте ССР в России никогда не приживется: народ всегда будет его отторгать, будет ему противоборствовать и дискредитировать по мере сил и возможностей.

При этом сам по себе социальный рейтинг в глазах «большого народа» не перестает быть замечательным инструментом для упорядочивания жизни общества и достижения утопии справедливости. Сохранение общественного порядка, уважение чужих прав в обмен на защиту собственных — важный элемент жизни по совести, поэтому когда соседа не пустят в Анталию из-за регулярных шумных пьянок, общественность это, безусловно, одобрит и поддержит.

Но только при одном условии: правосудие социального рейтинга будет чиниться не руками власти, к которой априорно нет доверия.

Если не руками власти, то чьими? И тут арсенал русского национального эгрегора протягивает нам еще одну магическую палочку-выручалочку, а именно: удивительную идею о том, что Власть и Государство не являются синонимами.

Идеализированный образ Государства, освященного фетишем справедливости, воплощен в русской Атлантиде — Китеж-Граде. Вот только Китеж-Град пребывает в воображении, поэтому для реальной жизни нужен действенный паллиатив. И такой паллиатив мы находим в еще одной потрясающей формуле: «Государство — это государь»!

Китеж-Град = Государство = государь формирует положительный полюс в русском эгрегоре. Откуда же тогда берется Зло в жизни общества? От Власти! Знаете почему? Потому что Власть — это не Государство и не государь. Власть — это бояре.

Всякий беспредел, творимый на местах и в центре, — это не продукт Государства и государя, а продукт Власти бояр (боярский беспредел). А вот Государство-государь — это защитник народа, защитник русского эгрегора и национального самосознания.

Эти невероятные перипетии духа создают предпосылки для двух возможных сценариев реализации ССР в российском обществе. Напоминаю, что мы исходим из представления о том, что социальный рейтинг — это «инструмент для упорядочивания жизни общества и достижения утопии справедливости».

Первый путь. ССР вводится под эгидой государя. На уровне метафоры вариант привлекательный, однако утопичный в плане практической реализации. Народ хоть и считает государя персонификацией справедливого Государства (Града Китежа), однако осознает, что речь идет все же о живом человеке. Государь не может за всем уследить, поэтому неизбежно делегирует имплементацию ССР Власти (боярам), а те уж не преминут любое доброе начинание обернуть себе в авантаж. В итоге ССР закончится тем, что и всё остальное в нашей жизни: беспределом и отсутствием справедливости. 

Второй путь. ССР вводится под эгидой «мира» — еще одной палочки-выручалочки из запасников национального эгрегора. «Мир» — это третий субъект русской жизни, наряду с Властью (боярами) и Государством (государем). У «мира» исторически было две функции: пассивно давать реальности морально-этическую оценку и — в судьбоносные периоды истории — спасать Государство (государя). Чем, нужно сказать, русские государи всегда успешно пользовались — от князей и царей до генсеков.

Одним словом, если и есть у социального рейтинга в России исторический шанс, то он появится лишь в том случае, если эту систему станут внедрять всем «миром», то есть по инициативе снизу. В идеале, при благословении и освящении государем. Да еще и на распределенном децентрализованном инклюзивном блокчейне.

О, как бы мне хотелось здесь поставить точку и завершить красивую утопию на возвышенной ноте!
Увы, не получится.
Потому что, как только дело дойдет до вопроса регуляции по результатам социального рейтинга, то есть до непосредственного исполнения поощрений и наказаний, сразу же возникнет потребность в структуре, уполномоченной раздавать пряники и стегать кнутом. Проблема в том, что по Конституции вторая функция делегирована исключительно Власти. То есть боярам. А те, получив право маслить и выволакивать, мигом развернут такую бурную деятельность, что…

Короче, опять ничего не получилось. Ну да не страшно: попытка, ведь, не пытка, не так ли, Лаврентий Павлович? По крайней мере у нас вышел сочный сиквел великой комедии, в которой Иван Васильевич меняет профессию, на сей раз — в эпоху Deep Fake, Post Truth и криптовалют.

Сергей Голубицкий, журналист, автор проектов minoa.biz и vcollege.biz
Источник: Новая газета
15.10.2019
Просмотров: 562 | Комментариев: 16
арбуз 15.10.2019 09:13
екаать...неуж то есть люди, способные прочитать вот ЭТО, осмыслить, и коментировать? С утра? екаать...
2
2
=
0
Здраво 15.10.2019 09:33
Краткое содержание - скоро, очень скоро, ценность индивидуума в обществе будет измеряться количеством и объемом взятых кредитов. Не берешь кредиты, ссуды, ипотеки - ты на дне
0
0
=
0
Kotafey 15.10.2019 13:39
Не...это упрощенно для спонсоров "цифрофизации" .На самом деле соц рейтинг сложнее.Там всем действиям присуждаются баллы, а за ассоциальные отнимаются. В армию сходил+100,ребенка родил+500,морду соседу набил-50, украл в магазине-100, кредит взял и отдал +20, президента отругал-100500, в церковь ходил,милустыню давал,свечки покупал +500, налоги вовремя не заплатил -550... Чем больше баллов тем больше статус.Без определенных баллов не будеш кандидатом на выборах, не получиш безпроцентный кредит, не поступиш в институт без конкурса.

Эту систему лет 60 назад фантасты-утописты подробно описали и структуировали.
0
0
=
0
Kotafey 15.10.2019 13:43
Идея системы -"социалистическая идея" что все продается и покупается. Кое какие преференции можно только заслужить честным трудом, достижениями. Так китайцы хотят отразить удар "капитализма"...
1
0
=
1
Kotafey 15.10.2019 13:44
*не все продается и покупается конечно же.
0
0
=
0
uttkin 15.10.2019 13:44
...в одном не согласен! Президента отругал - сразу 200500 баллов! Гражданин, однако!
Котафея отругал - сразу в отставку! А вот нехрен нашу звезду путать...
1
0
=
1
Здраво 15.10.2019 17:36
Kotafey: Не...это упрощенно для спонсоров "цифрофизации" .На самом деле соц рейтинг сложнее.Там всем действиям присуждаются баллы, а за ассоциальные отнимаются... Чем больше баллов тем больше статус..

Я боюсь, что как раз упор на оценку социального или асоциального поведения при подсчёте рейтинга - это и есть примитивная завлекуха. Это, так ск., цели по оглашению. По умолчанию - всё таки надеть оковы ссудного процента. Всем. Без исключения. Это и есть цифровая экономика. А феньки типа "вовремя кредит заплатил - мы тебе в следующем кредите процент снизим на 0,1%" или "вовремя налог заплатил - мы тебе скидочку на следующую покупочку сделаем" - это чтобы индивид ничё не заподозрил и продолжал потреблять, потреблять и потреблять, а для этого кредиты брать, брать и брать. Это как в "Спортмастере" - купишь чего-нибудь, мы тебе бонусов подкинем, а чтобы бонусы эти реализовать, надо опять чего-нибудь покупать и так бесконечности.
Кроме того, чтобы все эти феньки с плюсом и минусом учесть (перешел в положенном месте дорогу или курил, напр. на балконе), что нужно? Правильно - тотальное фиксирование и логирование всех твоих действий, т.е. что? - тотальная слежка. О
3
0
=
3
ilnikbez 15.10.2019 10:27
Ага под цикорий с орешками хорошо читается. Вот только тут игнорируется куева туча плюсов например для бизнес сообществ, которые получают в защищенном секторе, не так просто алибаба и прочие стали возможны, а только благодаря определенной политике государства.
Конечно хочется надеется, что после введения суверенного интернета и повышения ответственности пользователей, государство не начнет кровожадничать в плане налогов.
1
0
=
1
Kotafey 15.10.2019 13:41
Перечислили как достижения цивилизации Baidu, Baikei, Qiyi, Taobao, WeChat, Alipay, Alibaba, Twitter, YouTube, Aliexpress, Amazon, Apple Music. Из всего перечисленого пользуюсь только Ю-туб (там кореянок показывают) а остальное глупое тратенья времени,которое с пользой можно провести разглядывая кореянок.
1
0
=
1
Здраво 15.10.2019 17:40
Трата времени, так то. Я раньше еще в ВК сидел. Вырос, наверное. Youtube - там тоже мое все)
0
0
=
0
Язва+ 15.10.2019 09:14
Через 17 минут я исчезну с сайта.
Нет, ни ССР, ни «Золотой щит России» здесь не при чём.
Просто наш дом отрезают от электроцивилизации до 12 часов.

О чём УК уведомила нас вчера.
3
1
=
2
ЖЖЖ 15.10.2019 09:33
Мы тебя не забудем!!!
Прощай!
5
1
=
4
ЖЖЖ 15.10.2019 09:35
Отсутствие инициативности, отсутствие любопытства и шаблонное мышление - вот оказывается чего русским не хватает, чтоб завоевать мир

1
1
=
0
ЖЖЖ 15.10.2019 09:35
Чайна форева!
1
1
=
0
Михайлов 15.10.2019 19:39
Не согласен с некоторыми принципиальными пунктами таблицы - Китайцы - Русские.

Высокая коммуникабельность китайцев?! Кто придумал эту глупость? Всю историю Поднебесная была закрытой империей. Даже в 20 веке, китайцы, переехав в США. например. строят там свои национальные анклавы - Чайна-тауны.

А много вы знаете республик и национальных областей в Китае? Китайцы умеют только с самими собою общаться и уживаться, полная противоположность Русских, у которых в принципе не было даже определение Русского по крови - сначала Русскими были православные, потом просто, все говорящие по-русски и живущие в России.

Китаец это только по крови.

Подружится с незнакомым человеком - за несколько минут побрататься - это умеют только Русские.

Как-то пытался по-русски познакомиться с китайцем в поезде, закрылся узкоглазый в себя!

Особенно неправдоподобно и даже позорно, в таблице, одна мотивация у китайцев и русских!

Выживание и материальное благосостояние!

Выживание и материальное благосостояние это ценности тёплых стран вообще - Западной Европы, Америки и Китая.

Тысячелетняя идеология Китая - Конфуцианство, что есть идеология выживания и благосостояния.

Русь - Россия - Православная церковь, с её проповедью небесного царства и восприятие земной жизни как временного скорбного удела!

Регулярные набеги степняков, суровый климат, с непредсказуемыми урожаями, крепостное право, периодические разоряющие страну войны и реформы, всё это не могло сформировать у Русских доминирующей мотивацией - идеологию благосостояния.

Как раз Русские всю историю били именно те империи Запада, которые имели доминирующей ценностью - Благосостояние, потому что у Русских доминирующей ценностью была быть Русскими и мощь России!

В правильном различении китайцев, русских, японцев, англичан и т.д. доверяю философу Сергею Сухоносу. - "Русское дело"

1
1
=
0
Михайлов 15.10.2019 19:40
Дай Русскому доминирующей ценностью - Благосостояние, это будет уже не Русский, а жид!
2
1
=
1
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь