Строительство трех высоток по 30 этажей каждая на Левом берегу вызывает большие вопросы.
В выходные Новокузнецк тряхнуло. В прямом смысле слова — до города донеслись ощутимые отголоски землетрясения, случившегося в Республике Алтай. Жильцы квартир, расположенных на верхних этажах, наблюдали, как раскачиваются люстры под потолком, а городские и районные власти в своих телеграм-каналах предупреждали о правилах поведения при наступлении сейсмических событий. Вероятно, это событие быстро бы забылось (редко ли нас трясёт?), если бы только в прошлый понедельник, 10 февраля, в кинотеатре «Октябрь» не проходили публичные слушания по вопросу о разрешении на отклонение от предельных параметров при строительстве: на Левом берегу планируется возвести три высотки по 30 этажей каждая. Слушания проходили бурно, что, с одной стороны, «напрягло» местную администрацию, а с другой — подтвердило, что горожанам далеко не всё равно, что творится в Новокузнецке Интересно, что отзывы о мероприятии различаются. Одни отметили, что «как и предполагалось, слушания превратились в митинг, где каждый говорил о своём», другие подозревали, что администрация пригласила туда «своих» участников, которые были не против 30-этажек на берегу Томи… Это, к слову, хорошо видно в протоколе по итогам слушаний. Из 17 критических замечаний, которые относились к законности реализации проекта КРТ (комплексного развития территории) в водоохранной зоне, к строительству нового гидротехнического сооружения (дамбы), к сохранению зеленого фонда и прочим вопросам, не было принято ни одного. Зато все семь замечаний в поддержку решения о разрешении «отклониться» до 30-этажной застройки были приняты. Впрочем, это и не замечания вовсе, а «восхищения»: «Новое комфортное жильё — это мечта многих, с современным дизайном, удобными планировками!»; «Город должен развиваться и приобретать более современный вид. Новые красивые многоэтажные дома преобразят наш город, он заиграет новыми красками»; «В случае проведённых инженерных изысканий, а также, если будут проведены меры по защите от подтопления, считаю, что 30-этажные дома будут уникальными». Правда, и в замечаниях «за» не обошлось без малюсеньких нюансов. Которые уточняют, что надо думать и о возможном наводнении, и о сейсмике, и о парках-скверах вместо насаждений на берегу (которыми при строительстве наверняка придётся пожертвовать), и о транспортной доступности… «Прошу обеспечить наличие достаточного количества парковочных мест, детских площадок, магазинов, кафе, пунктов общественного питания, близость к общественному транспорту — все это повысит комфорт проживания, а также гостей близлежащих домов. Это будет место притяжения всего города!» — звучит одно из «замечаний», не потребовавших ответа или разъяснения. Но, во-первых, как обеспечить всё это на территории КРТ «Левобережный» в 188 тысяч квадратных метров (кстати, не такая уж великая это площадь, а расстояние от берега до дамбы там, где хотят поставить 30-этажки, — всего 210 метров)? Во-вторых, рады ли будут «месту притяжения всего города» собственники квартир, которые купят жилье в новом комплексе? Близость к общественному транспорту и магазинам тоже под сомнением: чтобы пешком дойти от нового комплекса до «Ленты», расположенной всего-то через дорогу, надо проделать значительный путь, как и до остановок общественного транспорта, включая пересечение перегруженной движением объездной дороги. Кстати, вопрос о транспортной доступности новой территории отнюдь не праздный. Отвечая на замечание по поводу пробок на Кузнецком мосту и объездной, комиссия, подготовившая заключение, отметила, что планируется реконструкция магистральной улицы Запорожской и моста через Томь — «со сроком реализации до 2034 года». Собственно, эти планы должны совпасть со сроком реализации проекта КРТ «Левобережный» — 10 лет. Но давайте ещё учтём, что весь прошлый год администрация города искала подрядчика на ремонт Кузнецкого моста — безуспешно. И не оставим без внимания, что сейчас реализуется проект КРТ в Дальнем Куйбышеве на улице Макеевской, хотя что-то утихли разговоры о новом мосте, ведущем в микрорайон, и о трамвайной линии из центра… Там вопрос транспортной доступности уже благополучно решён?  «Мне кажется, вся эта «буря в стакане» устроена, чтобы показать, что администрация не спит, или успокоить горожан — вот, мол, какое светлое будущее нас ждёт, — считает участник публичных слушаний Николай Чеконин. — А я теперь уверен, что никогда этот проект реализован не будет! Потому что, как сказал Антон Черемнов (заместитель главы Новокузнецка по строительству. — Ред.), только на возведение дамбы надо пять миллиардов рублей. А где их взять? Нас и эта дамба вполне устраивает.
Как и на гидротехническое сооружение на Водной нужны огромные деньги — у города они есть? Я не против небоскрёбов, но не в этом месте. К тому же там расположена база спасательной службы — здание, гаражи, вся инфраструктура. Куда её переносить? А если руки чешутся сделать набережную, так доведите до ума набережную Абы! Возьмите в план на три года, а будет там зона отдыха с меньшими затратами». Когда-то в школьные годы мы ходили кататься на лыжах на уроках физкультуры на пустырь — там теперь стоит торговый центр «Глобус». Потом площадку заняли — наша лыжня переехала за дамбу к реке. А весной 2004-го мы с этой дамбы смотрели, как мутная вода стремительно заливает берег… Сейчас этот тихий, заросший уголок на левом берегу Томи даже представить себе не может, какие перемены ему предстоят. Разумеется, городу нужны новые площадки для развития. Администрация так аргументирует выбор места под застройку: мол, речной фасад — это новый символ и визитная карточка городов, в России 900 городов расположено на реках, а прибрежные зоны превратились в ресурс интенсивного использования, в том числе под жилищное строительство и благоустройство. Но в свете того, как уязвима площадка с точки зрения подтопления, с какими сложностями придется столкнуться при проектировании транспортной развязки (шутка ли, целый микрорайон будет ежедневно выезжать на одну Запорожскую!), хочется знать наверняка — а точно всё продумано и предусмотрено? Да и самые незаметные подземные толчки на 30-м этаже, подозреваю, ощущаются самым неприятным образом. Это с четвёртого по лестнице можно спуститься на улицу за минуту, а с тридцатого? Может быть, в погоне за поражающими воображение проектами стоит «на берегу» подумать — как бы чего не вышло?.. |
Комментарии читателей: