Минсельхоз России ожидает снижения цен на картофель после начала сбора раннего урожая — в июле.
У нас должна быть балансовая цена на картофель, чтобы не было перекоса, — объяснила министр.
Она также напомнила, что за последние десять лет рост цен на картофель был существенно ниже уровня инфляции.
При этом, несмотря на прошлогоднее изобилие, к концу весны своего картофеля у нас почти не осталось (срок хранения его 8 — 9 месяцев), поэтому снижения цен мы ждём после начала сбора раннего урожая — в июле.
Уточнил у Лут, по какой цене она сама последний раз покупала картофель, и получил неожиданный ответ:
— Мы с Антоном Алихановым обсудили, что не будем есть картофель, пусть он весь идёт на рынок, мы ограничим его в нашем рационе, чтобы больше досталось рынку, — улыбнулась чиновница».
Стало очень тревожно за министра — чем же она будет питаться в отсутствие «второго хлеба»? Может, как приписывают Марии-Антуанетте историю с пирожными вместо хлеба, заменит картофель топинамбуром? Или мраморной говядиной? А министр промышленности и торговли Антон Алиханов сказал журналистам, что и правда не ест картошку. Но за ценами следит. Только от этого почему-то картофель не становится дешевле. Оксана Лут, кстати, упомянула, что сейчас, когда сезон уже закончился, этот продукт приходится импортировать: покупаем египетский, потом пойдёт узбекский — если у них всё будет нормально с урожаем.
«Вопрос не в том, что картофель дорогой, в прошлом и позапрошлом годах он был очень дешевым, производители чувствовали себя плохо, не могли покрыть свои расходы. Поэтому у нас должна быть, конечно, балансовая цена на картофель, для этого надо производить от 7,5 до 8 млн тонн, чтобы не было перекосов ни в одну сторону, ни в другую», — цитирует министра «Российская газета».
Снижения цен Оксана Лут ждёт с июля: именно в этом месяце в России начинают собирать свой ранний картофель. А в Картофельном союзе (есть в России и такой) надеются, что дешевая картошка появится в продаже уже в июне. По словам главы Союза участников рынка картофеля и овощей России Алексея Красильникова, ранний отечественный картофель в промышленных объемах на прилавки может поступить на две-три недели раньше, чем в предыдущие сезоны, — в первой декаде июня. «Предполагаем, что урожай будущего года, если природа не подкинет неожиданностей, будет хорошим», — сказал Красильников. А со второй половины июня можно будет наблюдать «аккуратное» снижение цен как на оптовых рынках, так и в розничных продажах.
Кстати, тот же Алексей Красильников не так давно заявил, что одной из причин рекордного роста стоимости картофеля был отказ населения от посадок картошки на участках, и теперь оно «может рассчитывать только на покупные овощи». На что руководитель организации «Садоводы России» и главный редактор газеты «Ваши 6 соток» Андрей Туманов сказал изданию «Подъём», что проблема не в сокращении частных посевов: нужно, мол, повышать урожайность картофеля, потому что за рубежом производители собирают по полтонны картошки с «сотки», а в России — всего по 50 кг. «Скорее всего, повышение цены произошло из-за влияния импорта, — поделился мнением Туманов. — Надо понимать, что чем больше вы выращиваете картошку без смены посадочного материала, тем у вас сильнее снижается урожай. Тут на помощь может прийти наука и правильная агротехника. У нас Интернет здорово сбил урожайность по многим культурам, потому что советуют всякий бред. А если вернуться к нормальным агротехнологиям, урожай картофеля может быть до 500 кг с сотки, а не так, как сейчас — максимум 50 кг. В Польше, Голландии, Германии, если вы собираете меньше 500 кг картофеля с сотки, значит, вы плохо работаете. У нас намного снижена урожайность именно из-за того, что любительщина идет с картошкой, это сейчас меняется, но в целом у нас с выращиванием картофеля, скорее, такая полуанархия».
Как у министра сельского хозяйства и руководителя Картофельного союза расходятся мнения по поводу сроков предполагаемого снижения цен на картошку, так и в объяснении причин их роста явно нет единства. Если еще в 2023 году урожай был рекордным, то неужели, по мнению главреда газеты «Ваши 6 соток», за два года в стране разучились правильно выращивать картофель?
В магазинах Новокузнецка предлагают картофель по разным ценам: в «Магните» картошка (новый урожай и явно импортная) — по 88 рублей за кило, в «Ленте» — по 105 рублей, в «Пятёрочке» — от 100 до 156 рублей. Надо бы спросить, почём картофель у частников. Но вряд ли дешевле. И почему частные производители не могут поставить свою цену выше обычной вместе с торговыми сетями? Никакими картельными сговорами они не связаны — разве что в пределах одного прилавка. Рынок есть рынок.
По данным Росстата, среднедушевое потребление картофеля в России составляет около 55 килограммов в год. По мнению экспертов, на начало мая из разных стран его ввезли в страну около 350 тысяч тонн, что на 250 тысяч тонн больше, чем в 2024 году, когда рынок был перенасыщен собственным товаром.
А на днях сообщили новость, выходящую за рамки стабильности: картошка заканчивается в «картофельной державе» — в Белоруссии.
Об этом заявил сам президент Александр Лукашенко. По сообщению «Ведомостей», он объяснил исчезновение картофеля с прилавков страны ориентацией на российский рынок: проблема связана с
разницей в ценах на картофель в Белоруссии и России. Он указал, что белорусские потребители ожидают доступных и низких цен, в то время как производители стремятся продать урожай как можно выгоднее и дороже. В итоге многие сельхозпредприятия переориентировались на экспорт в Россию, где цена на продукт значительно выше.
А «КП — Беларусь» рассказало, со ссылкой на Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ, что комиссией госоргана «установлен факт нарушения антимонопольного законодательства при поставке картофеля из стабилизационных фондов страны».
В межсезонье 2024 — 2025 годов в стабилизационных фондах было достаточно белорусского картофеля. При этом имелись «существенные перебои» с белорусской картошкой для розницы. Также сообщается о выявляемых и пресекаемых госорганом, таможней, сотрудниками Госпогранкомитета, МВД и других органов фактах
незаконного вывоза картофеля «большегрузными автомобилями (от 20 тонн), в т. ч. гражданами других государств». Не иначе, на постсоветском пространстве назрел «картофельный кризис»…
Комментарии читателей: