Совет директоров Банка России в пятницу, 14 февраля, оставил ключевую ставку на уровне 21% годовых.
Несмотря на то, что прогнозы перед первым в 2025 году заседанием Совета директоров разошлись — одни аналитики предрекали повышение ключевой ставки, другие пророчили её снижение, ставка "устояла". И, к слову, как отметили специалисты финансового сектора, в первой половине февраля 14 из 20 крупнейших банков страны снизили ставки по вкладам, изменив условия перед заседанием. Причём изменение затронуло преимущественно вклады сроком три и шесть месяцев: ставки по ним снизились на 0,08 — 0,3 процентного пункта. А по данным Банка России, средняя максимальная ставка по вкладам в десяти крупнейших банках опустилась ниже 21,5% в феврале после рекордных 22,3% в середине декабря. И в целом пик депозитных ставок уже пройден, как ранее отмечали аналитики.
Комментируя решение об уровне ключевой ставки, глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что ценовое давление остается значительным, и показатели устойчивой инфляции к концу года превысили 10% — "что мы, безусловно, оцениваем как неприемлемо высокий уровень". На ценовую динамику декабря также повлияло произошедшее ранее ослабление рубля: в частности, ускорился рост цен на сильно зависящие от валютного курса товары, прежде всего на электронику и бытовую технику.
Инфляционные ожидания остаются на очень высоком уровне. "При этом профессиональные аналитики, принимающие участие в нашем макроопросе, повысили свои ожидания по инфляции на 2025 год. Некоторого оптимизма добавляют свежие данные о ценовых ожиданиях бизнеса — в феврале они значительно снизились впервые с первого квартала прошлого года, — рассказала Эльвира Набиуллина. — Оперативные данные об инфляции в январе и феврале указывают на небольшое замедление текущих темпов роста цен по сравнению с концом года. Но о переломе тренда речь пока не идет". По словам главы Банка России, годовая инфляция будет иметь "длинный тормозной путь" из-за сильной инерции: в целом за этот год цены вырастут на 7-8%. Вместе с тем с каждым кварталом цены должны расти медленнее, и к концу года месячные темпы роста цен будут соответствовать 4% в пересчете на год. Напомним, что базовый сценарий регулятора предполагает возвращение экономики на траекторию сбалансированного роста с инфляцией не выше 4%. Вместе с тем, что оперативные данные за четвертый квартал 2024 года указывают на ускорение роста ВВП, рынок труда остается важным индикатором перегрева наряду с инфляцией: ситуация с дефицитом кадров по-прежнему напряженная, хотя поступают сигналы о начале ее нормализации и снижении спроса на рабочую силу. Мировая экономика продолжала расти умеренными темпами. А баланс рисков для базового прогноза Банка России по-прежнему смещен в сторону проинфляционных. "Среди факторов, которые могут отклонить нас от базового сценария в сторону более высокой инфляции, стоит отметить риски со стороны внешних условий, — рассказала Эльвира Набиуллина. — Угрозы новых торговых войн и фрагментации мировых рынков формируют риски для деловой активности в мире и могут привести к падению спроса на товары российского экспорта. В итоге мы можем столкнуться с падением и ценовых, и объемных показателей экспорта. Кроме того, сохраняются риски со стороны инфляционных ожиданий и рынка труда". Банк России будет внимательно следить за замедлением кредитования: базовый сценарий предполагает плавное и контролируемое охлаждение, однако возможно и более резкое торможение, что тоже нежелательно. Кроме того, на решения регулятора в будущем может иметь влияние изменение параметров бюджетной политики, включая объемы льготных программ кредитования, и геополитические факторы: по словам Эльвиры Набиуллиной, неопределенность с их стороны остается высокой.
"Мы пришли к выводу, что сохранение паузы в повышении ключевой ставки является наиболее взвешенным решением в текущих условиях, — резюмировала председатель Банка России. — На ближайших заседаниях мы должны будем убедиться, что те тенденции, которые сформировались, устойчиво ведут к снижению инфляции. Если достигнутого уровня жесткости будет недостаточно для устойчивого охлаждения кредитования и торможения инфляции, мы не исключаем дальнейшего повышения ставки. В любом случае нам потребуется более длительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий, поэтому мы повысили прогнозную траекторию ключевой ставки на 2025 — 2026 годы". А тем временем некоторые представители депутатского корпуса не прекращают рассматривать деятельность Банка России и его руководства буквально через лупу. "Справедливая Россия — За правду" 13 февраля внесла в Госдуму законопроект, ограничивающий полномочия Банка России в области денежно-кредитной политики. "Регулятор хотят обязать согласовывать с депутатами резкие изменения процентной ставки по банковским операциям, — сообщает официальный печатный орган Госдумы РФ "Парламентская газета". — Соответствующий документ появился в официальной электронной базе". Проект федерального закона, по словам его авторов, призван повысить стабильность и предсказуемость денежно-кредитной политики России, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, "в современных экономических условиях резкие изменения ключевой процентной ставки Банком России могут создавать существенное давление на денежно-кредитную систему, вызывая шоковые эффекты для экономики". По мнению авторов инициативы, это негативное влияние особенно ярко проявляется в малом и среднем бизнесе, ипотечном кредитовании и потребительском рынке. Указанные сферы наиболее чувствительны к изменениям стоимости заемных средств. Если же Банк России должен будет согласовывать резкие изменения процентной ставки по банковским операциям, это, по мысли депутатов, снизит вероятность чрезмерного негативного воздействия на экономику, Предпринимаемые меры помогут предотвратить "ситуации, когда чрезмерное ужесточение денежно-кредитной политики приводит к сокращению инвестиций, росту стоимости обслуживания долгов и снижению доступности финансовых ресурсов для предприятий и населения". Иными словами, согласно законопроекту, Банк России, прежде чем повысить процентную ставку по банковским операциям, должен будет спросить… согласия Госдумы, если это повышение превышает 100 базисных пунктов (то есть 1 процент) или больше размера годовой инфляции за предыдущий календарный год, увеличенного в полтора раза.
"Как вы понимаете, наша инициатива вызвана безответственными действиями Центробанка по повышению ставки, которые привели к скачку инфляции и торможению экономического роста. Это механизм защиты экономики от шоковых эффектов, которые особенно болезненно сказываются на малом и среднем бизнесе, на ипотеке и инвестициях, на доступности кредитных ресурсов для населения и предприятий. Мы намерены повысить не только предсказуемость и стабильность кредитно-денежной политики, но и ответственность Думы. Если депутат поддержит авантюрные решения ЦБ, пусть тогда объясняется со своими избирателями, а не кивает на "независимость" регулятора", — заявил лидер думской фракции "справедливороссов" Сергей Миронов. Но если бы депутаты впервые пытались контролировать решения Банка России! Такие попытки предпринимались не раз. Но караван, как говорится, идёт…
|
Комментарии читателей: