"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
В поисках утраченного
Пятьдесят лет назад, 5 ноября 1961 года, в аккурат накануне праздничной демонстрации по случаю очередной годовщины Октябрьской революции, город Сталинск был переименован в Новокузнецк,
И мы во второй раз в своей истории стали новокузнечанами, пребывая в этом статусе вот уже полвека. Юбилей.
А в первый раз горожане стали называться новокузнечанами 3 июля 1931 года, когда конгломерат поселков превратился в город Ново-Кузнецк, который 2 марта 1932 года вобрал в себя старый Кузнецк, распространившись за реку. Правда, времени ему отведено всего ничего - чуть больше месяца: 5 мая 1932 года город получил имя Сталинск.
Одно радует в этой чехарде переименований, что мы ни разу не отошли от родственных слов “кузнец” и “сталь” (фигурировал, правда, Сад-город, но лишь в качестве поэтической метафоры, некоего недостижимого идеала).
Были, разумеется, потери куда более существенные, нежели утрата имени. Самая болезненная - потеря исторического центра Кузнецка, снесенного в 1960 - 1970-е годы. Посмотрите на верхнюю фотографию слева, где изображены здания, типичные для русской провинциальной глубинки.
Наверное, можно было бы где-то оправдать содеянное (преступление против города и его истории), кабы на этом месте было выстроено нечто впечатляющее. Но нет - здесь “воздвигли” ряд унылейших “хрущоб” (виною всему - бесплатные проекты домов, разработанные по типовому принципу). А нынче и вовсе упражняются в строительстве коммерческих времянок безобразного вида. Мы, к слову, единственный, пожалуй, из действительно старинных городов Сибири, утративших исторический центр и представляющих в этом качестве, по сути, новодельную крепость.
Можно было ли сохранить историческую Базарную (давно Советскую к тому времени) площадь? Нужно было. Но в ту пору город начинали со строительства КМК, точнее, с 1931 года - до этого как будто ничего не было.
Еще одна потеря, может быть, менее болезненная, но, наверное, досадная - утрата кафе-столовой типа дома-коммуны, соединявшего два общежития и выходившего фасадом на будущую Театральную площадь и уже построенный ДКиТ. Проектировал его (кафе-столовую) известный немец Герхард Козель (Коссель). Он, к слову, 26 августа 1933 года получил звание ударника 2-й пятилетки как “активно проявивший себя в борьбе за ударную работу по проекту Соцгорода” (каков, однако, стиль!).
Наверное, особой архитектурной ценности в этом кафе не было, но это был последний образчик “дома-коммуны” - идеи романтических 1920‑х - начала 1930-х годов. Наверное, в 1950 году, когда это кафе-столовую снесли, романтические идеи выветрились. Кстати, дом № 202 (там был самый первый универмаг) снесли в 2004 году, его следы еще можно найти с оборотной стороны выстроенной здесь одиннадцатиэтажки, которая задумывалась респектабельной гостиницей, но стала общагой.
аффигеть!
Возможно, сталинчанами
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь