#
#
Просмотров: 1011
Тема дня

"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"

Picture

Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке

Просмотров: 2633
Тема недели

Растроение настроения

Picture

События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации

Просмотров: 6688
Тема месяца

В городе Сочи жаркие ночи...

Picture

В Лазаревском районе Сочи прогремело несколько взрывов.

Обсуждения

так - то 28-12-2024 22:06

Norg-Norg 28-12-2024 20:46

Иеремей 28-12-2024 20:11

valicova 28-12-2024 20:01

Ruthenium 28-12-2024 19:58

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Опросы на КузПресс
  Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
  Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
  Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
  ...
добавить на Яндекс
Музей новокузнецкого трамвая закрывают навсегда

Истории здесь не место

Последний взгляд на стенды с фотографиями, витрины с документами и экспонатами... Получив на память значки с золоченым трамвайчиком, мы покидаем музей трудовой славы городского электротранспорта. Музей новокузнецкого трамвая закрывают, его деятельность останавливают. Навсегда.

Такое решение, как сообщила пресс-служба управления по транспорту и связи горадминистрации приняли директора шести предприятий, входящих в структуру горэлектротранспорта, фонды решено передать в дар краеведческому музею. Освободившееся помещение в 30 квадратных метров будет отдано городскому архиву, который занимает в здании АБК, ранее построенном для троллейбусного депо и принадлежавшем ему до недавнего времени, весь четвертый этаж.

Лишнее помещение под архив - это, конечно, хорошо, но музей жалко. Он частичка истории города. Много лет по крупицам собирались экспонаты, документы, среди которых немало уникальных. Фотографии, карты, форменная экипировка трамвайщиков, обязательные металлические бляхи с индивидуальным номером кондуктора или вагоновожатого, подлинные кассовые аппараты и компостеры...

К работе по созданию музея привлекались профессиональные историки. С 1983 года, как он открылся в канун 50‑летия пуска трамвая в Новокузнецке, сюда постоянно шли посетители, устраивались экскурсии для школьников и всех желающих. “Бесплатные, - подчеркивает смотритель музея Лариса Селеванова, бывший работник предприятия, ныне пенсионер. - Однажды полтора часа водила от стенда к стенду мальчика лет восьми, его мама специально привезла к нам. Только успевала отвечать на вопросы”.

История новокузнецкого трамвая действительно занимательна и интересна. Через два года исполнится 80 лет, как в холодный вьюжный день 30 ноября в городе был пущен первый трамвай, это был первый трамвай от Урала до Владивостока.

Идея пуска трамвая в Сталинске принадлежит Рафаилу Хитарову, как его называли, политруку Кузнецкстроя. В связи со строительством металлургического комбината, узнаем мы из документов музея, возникла большая потребность в транспорте. В начале июня 1933 года бюро сталинского ГК ВКП(б) была утверждена “трамвайная” тройка в составе Хитарова, председателя горисполкома Алфеева, замдиректора Кузнецкстроя Кроника. Вот они смотрят с фотографии на стенде. Рядом - эскиз наброска трамвайной трассы, который был составлен через месяц. В августе уже начались земляные работы и укладка путей, гравий брали из реки Томи. На строительство первой очереди сталинского трамвая было израсходовано около двух миллионов рублей. Всего за неполных четыре месяца было вынуто 19 тысяч кубометров земли, забалластировано и уложено 7200 метров трамвайного пути, установлено более 300 опор для 7500 метров контактного провода. В срочном порядке был построен мост через реку Абу. Наша газета, в то время “Большевистская сталь”, взяла шефство над строительством трамвая и регулярно выпускала молнии “Даешь трамвай!”, информировала жителей о ходе строительства, хвалила за энтузиазм, критиковала за срывы. И руководство города отвечало газете, например: “По решению горисполкома строителям трамвая выделено две автомашины и три брички”.

Просматривая музейную хронику, удивляешься темпам строительства. Не хватало людей, специальной техники, машин, а работа шла полным ходом. Поразил факт. При строительстве трамвайной линии на улице Радиальной (ныне улица Орджоникидзе) мешали землянки, и потому было принято решение их снести. В трехдневный срок работникам КМК предоставили квартиры, остальным - участки земли под строительство новых землянок.

30 ноября 1933 года первый трамвай прошел по первым городским маршрутам: ДОЗ - завод - вокзал. Несмотря на мороз на протяжении всего пути стояли толпы людей, приветствовавшие трамвай. Это было не просто средство передвижения, это была машина времени в светлое будущее.

Вот какие истории и еще много других хранил этот небольшой “ведомственный” музей. Для работников трамвайно-троллейбусного управления он был особым местом. Здесь проходило множество торжественных мероприятий, посвящали в рабочие, проводились конкурсы профессионального мастерства, встречались ветераны. К сожалению, теперь это останется только в воспоминаниях трамвайщиков. Тридцать квадратных метров под музей стали слишком накладны, как два года назад для электротранспортников стала накладна пара десятков квадратных метров, занятых библиотекой из 14 тысяч томов мировых классиков, современной художественной и специальной литературы.

Хотелось бы надеяться, что благие намерения “сделать музей трамвая достоянием более широких масс” исполнятся. Но мы знаем немало примеров, когда подобные музеи (библиотеки, детские сады, базы отдыха и т.п.), оставшись без поддержки руководителей предприятий, не желающих взваливать на себя финансовую обузу, исчезали бесследно.

Ольга Волкова
Фото: Александр Бокин
14.08.2011
Просмотров: 2130 | Комментариев: 14
Alexei1950 14.08.2011 11:30
( а я не знал что такой музей есть в городе!может в краеведческом и больше посетителей увидит историю новокузнецкого трамвая-как никак там бывают и другие экспозиции и выставки!к сожалению сейчас на ремонт закрыт но после него наверно будет место отведено и трамваю
0
0
=
0
Alexei1950 14.08.2011 11:35
а исчезают бесследно думаю не без инициативы администрации-им ведь денег всегда не хватает!делят -продают -опять делят!хапуги!!!
0
0
=
0
Про этот музей я тоже не знал. Глупо его закрывать. Музей денег не тянул, наверно площади его понадобились. Видимо, руководство города даже не в курсе, что у нас в Сибири первый электрический трамвай был. А ведь это один из брендов города (рельсы для трамваев мы тоже делаем). Этим надо гордиться, показывать всем, а не закрывать. Те, кто принял, это решение – современные варвары.
0
0
=
0
GoodWin 14.08.2011 13:27
Музей трамвая нынешнему городскому руководству не нужен - история Кузнецкстроя господина Смолего имхо угнетает. Не для того он к нам поставлен.

А ликвидация музея трамвая - логичный шаг к ликвидации самого трамвая в Новокузнецке.
Сначала довести пути до разрушения (в соседней ветке про это), а потом под соусом расширения дорог убрать трамвай вообще.

ЗЫ: Кто-нибудь видел хоть раз Смолего едущим в трамвае?
:)
0
0
=
0
Водяной 14.08.2011 14:20
Неверно что "это был первый трамвай от Урала до Владивостока".
Первый трамвай в азиатской части России появился как раз во Владике - 9 октября 1912 года.
Кузня родина не всех слонов.
0
0
=
0
Водяной 14.08.2011 14:25
А В Екатеринбурге трамвай с 1929 года.
0
0
=
0
Комаров 14.08.2011 14:58
Так Вам и написали "от" и "до".
0
0
=
0
Водяной 14.08.2011 15:09
А ведь верно. И слова "включительно" нет.
Но вообще-то в 1930-е годы шла повальная "трамваизации" СССР. А в Москве построили даже подземный трамвай - метро.
0
0
=
0
Комаров 14.08.2011 16:04
Это точно. В Москве уже метро было, а в Кемерово еще трамвай не пустили.:)
0
0
=
0
Водяной 14.08.2011 17:55
А пешочком полезней для здоровья.
0
0
=
0
Alexei1950 14.08.2011 15:55
А Смолего вообще видно в городе?наверно прирос к своему креслу и боится отлипнуть от него!
0
0
=
0
Кемеровчанин 14.08.2011 20:01
Смолег уезжает на выходные в Кемерово, чтобы отдохнуть от вашей серой унылой ж...ы
0
0
=
0
Петров 14.08.2011 22:39
Мы в курсе, у него даже новокузнецкой прописки нет.
0
0
=
0
Водяной 15.08.2011 08:22
Петров: Мы в курсе, у него даже новокузнецкой прописки нет.
Московская? Или сразу лондонская?
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь