В Новокузнецке привлекли к ответственности местных жителей, чьи дети мешали культурно отдыхать жильцам дома.
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Назад в “дивный новый мир”
Владимир Пилипенко, краевед-исследователь, автор уникальной книги о декабристах в Сибири, фотограф, обследовавший окрестности Новокузнецка и представивший не имеющую аналогов фотовыставку “Окраина”, привезший с Урала фотографическое расследование о заводах Демидова, а из поездок по Сибири через Минусинск к Иркутску и Нерчинску - яркие свидетельства о сибирской архитектуре, снова удивил - на этот раз открыв в Музее имени Ивана Бардина фотоэкспозицию под названием “Его Величество Конструктивизм”, представляющую собой кропотливое исследование такого глобального (архитектурного, исторического, культурного, идеологического) феномена, как конструктивизм.
Конструктивизм считают советским явлением, возникшим после Октябрьской революции (хотя он, разумеется, мировое достояние) на волне романтических представлений о том, что “мы свой, мы новый мир построим...”. В представлениях конструктивистов он, новый мир, должен был быть разумным, функциональным, он должен был служить новому гармоничному человеку, живущему в удобно сконструированной городской среде для людей-коллективистов.
Любопытно, что в экспозиции Владимира Пилипенко представлены фотографии, запечатлевшие памятники архитектуры конструктивизма, расположенные в Новокузнецке (Сталинске), Кемерове, Прокопьевске, Ленинске-Кузнецком и Анжеро-Судженске, - промышленных центрах Кузбасса, где в 20-30-е годы прошлого века не просто возводились дома в лаконичном конструктивистском стиле, а, образно говоря, выстраивалась целая человеческая формация, где все должно было быть не так, как раньше.
Собственно, именно этот духоподъемный момент восхищает Владимира Семеновича, что и определило столь эмоциональное название выставки.
Жаль, что советскому конструктивизму было отведено так мало исторического времени: уже с начала 1930-х годов он подвергается яростной критике, даже объявляется буржуазным (!) “формализмом”. Время переменилось: на смену конструктивизму пришли псевдоклассика и “сталинский ампир”, которые, кажется, более соответствовали пафосу укрепляющейся тоталитарной империи. Многие памятники конструктивизма были испорчены поздней перестройкой: так “Коммунар” (архитектор Герхард Козель), похожий на рубку корабля, плывущего по бурным волнам Истории к светлому будущему, оброс вульгарными колоннами с пошлым мещанским балконом (приплыли!).
Многие - как комбинат питания на месте нынешней одиннадцатиэтажки на Кирова напротив Театральной площади и здание поликлиники КМК на Верхней колонии - просто исчезли. Многие - как бывший ТЮЗ (позже - профтехучилище у заводоуправления КМК), как великолепная некогда гостиница на Верхней колонии (ее автор - знаменитый Андрей Крячков: он построил и здание заводоуправления) и так далее - влачат жалкое существование. Но многое сохранилось и дает повод для гордости.
Жаль, что так и не воплощен был проект дома-коммуны знаменитых братьев Весниных. Вообще понятия “дом-коммуна”, “фабрика-кухня”, “фабрика воспитания” - краеугольные для советского конструктивизма. Человек нового мира не должен был отвлекаться на мелочи быта, его хотели вырвать из узкого мещанского мирка квартиры с “канарейками”, сделать человеком общественным, и потому в его квартирах не должно было быть ничего лишнего: еда - на фабрике-кухне, мытье - на фабрике-бане, дети - на фабрике воспитания и так далее. Индустриальная утопия? Может быть, но если подумать...
Очень сложно говорить обо всех объектах конструктивизма, запечатленных Владимиром Пилипенко (а ведь там есть еще Санкт-Петербург и Новосибирск - вотчина, можно сказать, Андрея Крячкова), - за каждым стоит целая история. И имена таких известнейших архитекторов, как те же братья Веснины, Эрнст Май, Герхард Козель, Илья Голосов и другие. Вот, к примеру, знаменитое жилое здание АИК “Кузбасс”, которое в Прокопьевске зовут “дом-колбаса”. Их спроектировал голландец Йохан ван Лохем. Кстати, в Прокопьевске им очень гордятся и берегут, тут едва ли не каждый знает, кто их строил и почему. Этому, к слову, способствует и соответствующее отношение властей. А у нас после уничтожения “Юности” - яркого образчика архитектуры 1950 - 1960-х годов - неизвестно чего ждать. Не случайно же спрашивают: “Кто следующий - “Коммунар”?
Выставка Владимира Пилипенко “Его Величество - конструктивизм” не просто снова обращает внимание на целый пласт нашей истории и связанной с ней архитектурой, идеями и так далее, но кричит о том, что мы обязаны сохранить то, что во всем мире сегодня считается едва ли не эталоном в отношении к градостроительству. А потом это, если хотите, - ликбез, который должен пройти каждый горожанин, особенно это касается “юношей, обдумывающих житьё”.
что конструктивизм рано сошел с арены...
конструктивизм (определяю на ходу) искусство рафинированной формы и умной тектоники...
и сие творчество возможно только у Мастеров...
все остальные "хихитекторы -повторялки" наляпали бы неказистых коробок по всей стране с ужасным строительным исполнением...
пусть уж лучше "сталинский" ампир...
Недавно имел возможность наблюдать такие в Барнауле.
А какие дальновидные были архитекторы проектирующие проспекты и улицы.
Сотни лет назад заложили такие размеры, что и сегодня хватает.
Измельчали современные архитекторы как профессионалы донельзя.
Да и в целом к Сибири?
Несколько городов со старыми каменными и деревянными застройками, их можно на пальцах пересчитать: Омск, Томск, Иркутск. Отчасти Красноярск, Барнаул. И совсем мало - Тобольск, Бийск, Минусинск, Мариинск.
Фотограф ВАРАНДЕЙ (http://varandej-guide.livejournal.com/), обладающий очевидныой архитектурно-и сторической эрудицией, катается по нашим и не не нашим городам и объясняет, какими они были.
Интересно объясняет. Не по-глупому, без выставления оценок, ибо всякая эпоха имеет свой стиль и шарм.
Сейчас государственной архитектурной политики нет. Что, пожалуй, хорошо.
Нынче время башен и особняков.
Архитекторы дружно самовыражаются. Конечно, если особняки проектируют архитекторы, а не нувориши - у этих всё получается как-то нелепо.
Но в целом на замки богачей смотреть интересно.
Ещё есть новое поветрие - города-спутьники типа Лесной Поляны в Кемерове. Тут уже какая-то "блоковая" архитектура, создание жизненного пространства.
Всё не соберусь съездить туда - посмотреть подробно и близко.
возьмите талантливое, глубокое, но простое по форме стихотворение Мастера
и такие же простые, но бедные по содержанию, бездарные вирши графомана...
так настоящий конструктивизм отличается от норок для жилья - хрущовок
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь