"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Аэродром на моховом болоте
Крупнейшим в Кузбассе до войны был Сталинский аэроклуб, созданный в 1932 году П. Назимовым. Здесь же было больше всего парашютных вышек: в железно-монтажном цехе КМК, на Водной и на стадионе “Металлург”, которая стояла вплоть до конца 50-х.
Причем вышка в цехе была построена по проекту первой в Кузбассе женщины-авиатора Веры Виноградовой, которая сама же вышку и испытала.
Планерное дело началось в том же году: на Соколиной горе под начальством Н. Колягина был построен планеродром, к которому из города подвели узкоколейку, а пилот Стэфкин пригнал самолет У-1. В 1933 году “кукурузников” стало уже три, притом один из них был построен на средства, собранные молодежью Сталинска. В 1935 году состоялся первый выпуск пилотов. К 1940 году в клубе было уже 16 самолетов и ежегодно готовилось по 200 пилотов. Основной аэродром находился у Ильинки, а два филиала - в Осинниках и Кузедеево. Последний был призван забрасывать в небеса молодых шорцев.
Рекорд Западно-Сибирского края по продолжительности полета на планере установил в 1934 году товарищ Н. Колягин - директор Сталинского планеродрома. На планере УС-4 он зависал над городом целый час.
Первым выучившимся в Кузбассе пилотом стал в 1935 году монтёр электромонтажного цеха КМК Виктор Мещеряков, закончивший курсы Сталинского аэроклуба.
Кузбасс - единственный в Сибири регион с двумя полноразмерными аэропортами, причём на расстоянии всего 200 км друг от друга Первый новокузнецкий аэродром в Спиченкове был обустроен 20 августа 1952 года, когда лётное поле города стало принимать и отправлять самолеты Ан‑2. Нынешний же аэропот возведён в 1967 году. 21 сентября 1967 года в 12.30 командир экипажа В.Ф. Соловьёв открыл прямое воздушное сообщение Новокузнецк - Москва на самолете ИЛ-18 вместимостью 80 пассажиров, скоростью 650 км/ч и высотой полета 8,5 км. Полёт с посадкой в Омске занимал 7,5 часов. Хотя по некоторым данным самолеты ИЛ-18 из Новокузнецкого аэропорта стали летать лишь с 13 мая 1970 года.
Первая в Кузбассе полоса для приёма крупных гражданских самолётов была введена в Кемерове для ТУ‑154 в конце 1970-х, а в Новокузнецком аэропорту - 20 июня 1985 года. На последнюю трест “Стройиндустрия” потратил 81 тысячу кубометров бетона, 2750 тонн арматуры, 3500 кубометров сборного железобетона и 64 тонны металлоизделий.
Самая широкая сеть авиамаршрутов у Новокузнецкого аэропорта была в 1986 году. Тогда он был связан 24 авиалиниями с 33 городами СССР и десятком местных линий с городами и посёлками Кузбасса. К концу 1990-х за времена демократии от этого застойного изобилия остался едва ли не единственный рейс на Москву, но в последние годы число рейсов значительно выросло.
Единственный в Кузбассе аэродром в центре города был устроен в 1941-1945 годах в Сталинске: зимой в аэродром превращали замёрзшую Сохру - огромное моховое болото, занимавшее половину современного Центрального района Новокузнецка. Приземлялись и взлетали “кукурузники”, а авиаторы жили в только что построенном доме поблизости - на улице Суворова, 7.
Первые в Кузбассе аэроконьки испытал 5 марта 1958 года учащийся механического отделения Сталинского стройтехникума Всеволод Пятов. Их он создал совместно с сокурсником Николаем Степанковым. Двигатель на базе велосипедного моторчика Д-4, деревянный винт диаметром метр и бак с запасом бензина на три часа - всё это весом 13 кг крепилось на спине как рюкзак. Цепной редуктор повышал обороты до 1390 в минуту, и конькобежец, вернее “конькодвижец”, развивал скорость до 50 км/ч.
Первая в Кузбассе перепись велосипедов была проведена 8 июня 1937 года в Сталинске - “Большевистская сталь” сообщила, что в городе насчитывается 1500 велосипедов.
2 июля 1962 года “Кузнецкий рабочий” опубликовал статью ТАСС “Монорельсовая дорога к Запсибу” - транспорт на пневмошинах со скоростью 150 - 300 км/ч пообещало новокузнечанам правительство. Тогда был проект построить жилой район для работников Запсиба не рядом с трубами, а у Соснового бора.
В Омске посадки были. Но когда из Москвы. И то не каждый раз.
Забыли упомянуть,что при удлинении ВПП работал трест ВГСС. Отсыпал земляное полотно,толщиной до 8 метров.
Насадить конструкцию на крышу кировского ТРЦ или на здание Администрации. Крайние колонны половинную нагрузку несут.
Отличный аттракцион,подготовка к службе в ВДВ,да и денег в городскую казну немного добавится.
у ИЛ-18-го был отличный планер, самолёт мог лететь на одном движке из четырёх, для посадки нужно было два движка
а самый незабываемый полёт был у меня в 13 лет на АН-2, воздушная экскурсия над Новокузнецком
зимой
когда "кукурузник" выходил из зоны восходящих потоков очередного металлургического завода было страшно, машина буквально падала вниз, мляяяя, дыхание останавливалось, а сердечко отправлялось прямиком в пятки
Слово согра в ту пору не было в ходу, пожалуй его в наших краях и не употребляли.
Парашютная вышка в парке ВОДНЫЙ построенная при Хитарове отстояла и Брежневскую эпоху
«»»Первый новокузнецкий аэродром в Спиченкове был обустроен 20 августа 1952 года, «»»»»»
здесь как раз самая большая неточность с чем согласится не могу.
Авиапредприятие было основано в августе 1952 года путем слияния нескольких
ведомственных авиаколлективов с базированием в Абагуре. Аэродром в Абагуре я знал
не по картинкам, ВВП было грунтовое, на половину зоросшее травой. Вокруг рос
боярошник, могучие стволы черёмухи, а ближе к озеру распологались огромные
заросли калины. Весной 1964 года авиаотряд полностью перебрался в Бунгур.
Лишь 1968 году был введён в строй современный аэропорт «Новокузнецк» в районе посёлка
Спиченково, в качестве ВПП использовалась нынешняя двух километровая бетонная
полоса используемая сегодня для выхода на взлётную полосу.
Что касается ,,ВТОРОЙ ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЫ,, в Спиченково, то это подвиг работников
треста ВГСС, называть имена не буду, время стирает имена, могу неназвав обидеть когото.
В 1985 году завершено строительство новой ВПП длиной 2700 м и начались регулярные полёты
самолетов Ту-154. На первых порах изучался пассажиропоток – отсюда и разнобой в
промежуточных портах посадки.
Остаётся порадоваться, что его не постигла участь тех аэропортов бетонные ВПП которых
проросли белоствольными берёзами и осинником.
Употреблялось это слово,употреблялось. В 50х.
Сейчас молодёжь забыла это слово.
стройке, жившие в землянках и за счасте считавшие барак, научившиеся в основной
массе здесь читать и писать под руководством Р. М. ХИТАРОВА обрели веру в будущее
возжелали летать. Поднялись в небо, стали пилотами!!!!
«»»»»»…..на Соколиной горе под начальством Н. Колягина был построен планеродром,
к которому из города подвели узкоколейку, а пилот Стэфкин пригнал самолет У-1.
В 1933 году “кукурузников” стало уже три, притом один из них был построен на средства,
собранные молодежью Сталинска. В 1935 году состоялся первый выпуск пилотов.,,,,»»»»»
На Соколиную гору из города подвели узкоколейку, в 1933 году было три “кукурузника”,
(в Абагуре в 1955 г. было порядка пяти самолётова летавших чартером) в 1935 году
состоялся первый выпуск пилотов. Читаешь и глазам не вериш, неужели все это правда.
Приэтом был построен КМК и улици Энтузиастов и Торцевая, дома на Диагональной…
..драмтеатр…,,ЗВУКОВОЙ,, что и сейчас украшкет пр. Металлургов и город.
Вот что значит Р. М. ХИТАРОВ -- настоящий лидер создаваемаго им культурного города.
Вспомним смоЛЕГО – три слишним года исполнял обязанности главы Новокузнецка и где
его улица, и где его пилоты??? Он не построил даже ни одного туалета. Не участвовал
в культурных мероприятиях города, не посещал учереждений культуры за которые отвечал.
Принём разрушили даже то, что построил Р. М. ХИТАРОВ 80 лет тому назад.
Что новый мэр нам готовит ???….СТАНЕТ ЛИ ОН ЛИДЕРОМ ГОРОЖАН??? Готов ли он
повести за собой людей. Или он как Солего не оставит после себя даже туалета горожанам.
На Моховом болоте самолёт садился из за куража Белана, он жил в отдельном доме на Кирова.
Согру принимаю к сведению, у каждого свой круг общения.
Много лётчиков было подготовлено,а впереди ВОЙНА...
Просьба к Вячеславу Паничкину,сделать очерк о нашей санитарной авиации.Где базируется,как дежурят врачи,какие трудности,радости,сколько вылетов в год...?
Это говорит о том,что молодёжь того времени стремилась ввысь и к спорту,а сейчас к пиву и наркотикам.
Таковы современные пропагандисты,одолело их нарколобби.
недавно сюжет по ящику показывали, как в Ньюкузнецке готовят водителей для службы в ВС
на счёт прежнего названия - я сильно сомневаюсь, впрочим и функционал явно урезан, доподленно известно, что в советские времена в ДОСААФе готовили ещё и радиотелеграфистов (морзянку стучать), правда парням в учебных частях преходилось маленько переучиваться - запоминать буквы и цифры как напевы, да и на "ключе", в моё время, уже практически не работали - передача велась с помощью "клавы"
социально – политическим подтекстом. Я успевший привыкнуть к статьям, где
мысли уложены как в поленнице дрова и ответы размером в спичку, как и мысли,
невольно сокользнул на Абагур, Бунгур и согру за что приношу автору извинения.
Лишь при повторном прочтении дошёл до меня глубокий смысл и социальная
направленность текста, а то мы тут откушав желудей лишь ,,звёд в шоке”
способны разглядеть и головы свои мы редко к небу поднимоем.
Спасибо за статью и воскрешённую надежду предков наших.
Они смогли себя преодолеть и сбросить оковы предрассудков.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь