#
#
Просмотров: 847
Тема дня

Трамп, Харрис или хаос? (+5)

Picture

В США завершились президентские выборы, идет подсчет голосов. Результаты неоднозначные...

Просмотров: 3539
Тема недели

"...ничего делать не можем"

Picture

Гендиректор "Металлурга" Андрей Денякин признал проблемы со льдом на "Арене Короленко", но расписался в бессилии.

Просмотров: 8576
Тема месяца

Кризис доверия?..

Picture

Минфину Кузбасса не удалось получить коммерческие кредиты на 15 млрд рублей.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Опросы на КузПресс
  Довольны ли вы своим начальником?
  За кого "болеете"?
  Какое имя для младенца лучше - распространенное или редкое?
  ...
Нарушители:
NATO
добавить на Яндекс
У новокузнечан есть возможность заглянуть в письма простого сталинского солдата

“Жму вас к сердцу и крепко целую”

Эти солдатские письма времен Великой Отечественной войны в редакцию передала Любовь Ивановна Трофимова. Хранит она их уже более 70 лет.

Это письма ее отца. Когда он в первые дни войны в июне 1941 года ушел на фронт, ей было чуть больше двух лет, ее маме Лизе - всего 24 года. На “треугольниках” - три штемпеля, в том числе “Просмотрено военной цензурой”, ведь “лишнего” писать не позволялось. В адресной части: “Алтайский край, Быстро-Истокский район, село Паутово, Елизавете Тимофеевне Токмаковой”, поверх - овальная печать “Доплатить”.

Развернем эти письма-треугольники, написанные на школьных тетрадных листочках в линейку, пожелтевшие от времени, с выцветшими чернилами и нечитаемыми буквами на сгибах. Перечитаем некоторые строки.

26 июня 1941 года.

“Здравствуй, милок Лизочка и дочка моя любимая Любочка! Шлю вам сердечный привет и желаю всего хорошего в жизни. Сейчас мы находимся в Бийске, уже помылись в бане и получили обмундирование, а отправка еще неизвестна...
Ну, Лизок, живи, веди хозяйство, да ты сама знаешь. Целую вас с дочкой. Передавай всем по привету. Твой муж И. Токмаков”.

30 июня 1941 года.

“Сегодня мы отправляемся из Бийска. Лизок, я даже не нахожу слов, что писать.
Милок, только одна к тебе просьба: не обижай дочку, люби ее так, как люблю я ее...
Нет надежды на то, чтобы вернуться обратно домой. Живи, пока я живой, а там будет видно. Целую. Твой муж Ваня”.

1 августа 1941 года.

“Сообщаю, что я жив пока. Нахожусь на направлении Смоленска, а отсюда на Москву. Пока все в порядке. Расти дочку. Это тебе в дальнейшем память, когда меня не будет...
Фашистов буду крепко бить до последней капли крови, до полного уничтожения. Лизочка, пиши, с кем ты живешь, кого взяла к себе в дом, одной тебе будет плохо. Как к тебе относятся, дают ли хлеба?
По части Чумова я тебе писал, что его убили. Да, его уже нет. Милок, крепко вас целую с дочкой вместе и жму сердечно вас. Эх, Лизок! Твой Ваня”.

7 августа 1941 года.

“Лизок, я вам пишу много, но ответа дождаться не могу. Пиши, как живешь, как хозяйство. Как дело обстоит с питанием? Дают ли тебе хлеб, свиное, сыворотку? А по части овощей, то, наверное, у тебя уже огурцы. Дочка теперь сама бегает в огород и рвет их. Милок, когда про это вспоминаешь, то даже сердце замирает. Наверно, Любочка больше меня не вспоминает, отвыкла. Твой Ваня”.

13 августа 1941 года.

“Желаю вам всего хорошего в вашей одиночной жизни. Любимая моя дочка Любочка пускай растет, учится и помнит меня, если я, защищая Родину против фашизма, погибну в боях. Вы будете счастливы и культурно будете жить...
Здесь идет уборка, исключительно серпами. Я еще не видел, как жну. Наши бойцы в свободное время помогают... Ваш Ваня”.

7 сентября 1941 года.

“Здравствуйте, Лизочка и дочка Любочка! Лизок, как я сегодня рад, что получил от тебя письмо...
Ты пишешь, как накосила сена, сделала козиков. Это хорошо. Давай, милок, живи, а когда я вернусь, то будем жить по-новому... Я живу пока ничего. Сильно не беспокойся, хотя, я знаю, тебя этим не успокоишь.
Милок, жму вас к сердцу и крепко целую с дочкой. Пиши чаще. Жду. Твой муж Ваня”.

17 сентября 1941 года.

“Как растет моя дочка Любочка? Это меня сильно интересует. По части Леонида, то он в комендантском взводе, а я сейчас в 3-й пулеметной роте политруком. Работа сложная и серьезная обстановка, да, серьезная. Наша задача - разбить врага, мы его разобьем...
Высылаю вам денег 300 рублей, израсходуй на дочку. Жму крепко вам руки и целую вас несколько раз.
Мой адрес: Действующая армия. Полевая почтовая станция 482-681. 3-я пульрота. Ваня”.

29 сентября 1941 года.

“Не писал лишь потому, что было некогда, да и почта была оторвана от нас. В данное время, милок, пишу из лазарета. Меня немного ранило пулей в ногу, но я чувствую себя хорошо. Скоро вылечусь и поеду бить врагов-фашистов.
Письма пока не пиши, жди адрес. С приветом твой Ваня”.

15 ноября 1941 года.

“Лизок, сообщаю тебе, что я нахожусь в госпитале в Иванове. Ранен очень легко, скоро поеду бить озверелых фашистов. Я тебе послал деньги, используй их на покупку одежды Любочке. Пусть она меня вспоминает. Купи поллитра и выпей. Ну, это я шутя. Плохо, что я не знаю, как ты живешь, а может, и не придется узнать долго. Это очень плохо.
Судьбу Леонида я не знаю вот уже целый месяц, но там, где он находится, не так опасно. Передавай привет всем, кто у тебя живет”.

* * *
Это последнее письмо. Была еще почтовая карточка, открытка, с улыбающимся танкистом на фоне танка и заснеженного леса с надписью “Новогодний
привет с фронта!”, где Иван Токмаков поздравлял близких с Новым, 1942 годом. Больше от него вестей не было. Похоронку его жена получила только в 1945 году, в ней говорилось, что “политрук Токмаков Иван Константинович пропал без вести в 1942 году”. Как рассказывает Любовь Ивановна, у ее двадцативосьмилетней мамы в тот день в темных волосах появилась седая прядь. Она все равно ждала мужа, выходила каждый раз к калитке, когда мимо проходил человек в военной форме, и плакала. Плакала и дочка Люба. “Мама так больше и не вышла замуж, - рассказывает она, - хотя была красавицей. Все время пропадала в школе, где работала учительницей начальных классов. Тосковала по отцу всю жизнь. В 69 лет, умирая, все рвалась в военкомат: “Вдруг Ваня нашелся”. Мы постоянно делали запросы, искали место, где он погиб. Нашла его моя внучка, тоже, кстати, учительница. Оказывается, часть, в которой служил отец, под Наро-Фоминском была полностью разбита, бои на подступах к Москве шли ожесточенные и кровопролитные”.

Любимая дочка Любочка стала всеми уважаемой Любовь Ивановной, медработником. Трудилась она сначала в здравпункте прокатного цеха ЗСМК, а потом в течение 36 лет - в поликлинике № 1 от ГКБ № 29. Две ее дочери - врачи, есть четыре внука, растут шесть правнуков. В них живет частичка Ивана Токмакова, прошедшего Финскую войну, сложившего голову в Великую Отечественную за свою Родину, свое село Паутово. И своих любимых Лизочку и Любочку, сохранивших память о нем и эти старые солдатские письма.

Ольга Волкова
23.06.2013
Просмотров: 1753 | Комментариев: 7
Monte-Kristo 23.06.2013 11:23
Вот это супер! А там народ на памятнике копейке зарубается. Да бог с ним... Есть вопросы к оформлению-это точно, но, ребята, самое главное здесь, в этих письмах. Слава богу, что мы их можем прочитать! Так и задумаешься, что главнее создавать историю или ее сохранить. Об этом рубиться надо.
0
0
=
0
чилим 23.06.2013 13:39
Нет в России семьи такой
Где-б не памятен был свой герой
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
(с)
0
0
=
0
"...Я как живой останусь то приду домой после разгрома Гитлера, а это видно скоро, т.е. к зиме с ним расправимся. Но сэтим до свидания. Пиши чаще письма, пиши, кого взяли в армию после меня. 16/V-42. С приветом. М.Смирнов."
"... но здесь плохо очень даже... да и вам, наверное, живется незавидно. Но вас прошу не беспокоиться. Как говорится, чему быть - того не миновать. останусь жив - хорошо, а не останусь... надо только учиться лучше прожить и вырастить детей как можно лучше. Но с этим до свидания. Ваш М.Смирнов. 1/I-43г."
-----------------------------------
Извещение.
Ваш муж, красноармеец Смирнов Михаил Ефимович 1909 года рождения, находясь на фронте, пропал без вести в декабре месяце 1943 года...
------------------------------------
Храню письма своего деда, потом передам своим сыновьям.
0
0
=
0
uttkin 23.06.2013 21:58
Прадед моих детей и прапрадет моей внучки не успел даже написать ни одного письма с фронта. Эшелон с его сибирским полком разбомбили на подъезде к Москве немецкие самолеты...
0
0
=
0
так - то 23.06.2013 22:49
мой дед Морозов Константин погиб в первые дни войны, никаких писем нет, бабушка (по маминой линии предки) замуж не выходила больше
0
0
=
0
так - то 23.06.2013 22:52
так волнительно читать письма и дневники давно ушедших людей...полагаю
0
0
=
0
Православный 24.06.2013 00:43
А я фото посмотрел...а письма читать почему-то не решился...что-то сердце сжало
потом
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь