"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Некрополь личного пользования
Федеральная антимонопольная служба задумалась о Вечном – решила навести порядок в ритуальной отрасли. Уже разработаны поправки в закон "О похоронном деле и погребении", которые были одобрены президентом Дмитрием Медведевым. В ближайшей перспективе, как предполагается, они будут представлены на рассмотрение депутатам Госдумы.
По замыслу антимонопольщиков, похоронный рынок нуждается в серьезной реформации и освобождении от гнета монополистов. Двухлетняя проверка рынка экспертами службы выдала неутешительный диагноз – бизнес этот предельно коррумпирован и контролируется компаниями, аффилированными региональными властями. Как прямое следствие – 250 административных и уголовных дел.
Предложенные нововведения, как считают в ФАС, должны привести к качественным изменениям в ритуальном секторе, а именно - повысить качество оказываемых услуг и снизить коррупционную составляющую в этой весьма деликатной сфере. А поскольку человек, к сожалению, смертен, и каждому из нас рано или поздно приходится обращаться к услугам похоронных агентств, то, понятно, насколько эта проблема актуальна.
Если поправки ФАС утвердят, отрасль ждет ряд существенных преобразований. Прежде всего, разрешат создание частных кладбищ - о таких местах захоронения будут уже заботиться не территориальные органы (как сейчас), а коммерческие структуры. Землю "частникам" предполагается сдавать в аренду на 49 лет.
По мнению начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, "это позволит улучшить качество обслуживания в ритуальном секторе и будет способствовать созданию добросовестной конкуренции в этой сфере".
Помимо этого, пересматривается отношение к повторному захоронению. В отраслевом законе такого понятия до сих пор вообще не было, хотя, как признаются в компаниях ритуальных услуг, на самом деле, это практикуется, несмотря ни на какие запреты. Тем более, что таких заброшенных могил, по некоторым оценкам, около 15 процентов.
Сегодня повторные захоронения (через 13-15 лет после предыдущего) допускаются только в "родственные" могилы. А разрешат использовать для этого любую заброшенную, правда "при отсутствии родственников или иных лиц, осуществляющих уход за местом захоронения". И только через 25 лет со дня погребения или через 20 лет, но при письменном согласии родственников или законного представителя умершего.
Насколько предложенные поправки помогут в реальности сократить объемы теневого рынка в этой сфере, сказать пока сложно. По этому поводу мнения пока расходятся даже у тех, кто знает этот бизнес, что называется, изнутри. Однако все они признают: необходимость внесения изменений в законодательство назрела давно.
- Корректировка закона просто необходима, - поделился своим мнением президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш. – Нынешний был написан в 1996 году, когда не было рыночной экономики, когда у нас работали только государственные структуры, когда не говорили о частном бизнесе, о конкуренции и т.п.
- Практически. Отменили в 2003 году лицензирование в похоронной отрасли. Но это привело лишь к тому, что на рынке стали появляться недобросовестные организации, организации, которые никогда не занимались похоронами, у которых одна цель – это нажива. Случилась и еще одна вещь: полномочия в ритуальной сфере передали местному самоуправлению. Правда отдали только функции, а материального и финансового подкрепления нет: то есть, когда в местных бюджетах денег не хватает на образование и здравоохранение, на них повесили еще и кладбища. Поэтому сегодня, конечно, необходимо, с одной стороны, обеспечить бизнес законодательно – чтобы он мог нормально работать и развиваться. Но, как мне кажется, все на откуп рынка давать нельзя. Здесь весьма важно и государственное регулирование, поскольку сфера эта очень тонкая, деликатная и социально важная. А еще она – криминальная. И бросить все это на рынок со словами: рынок сам все разрулит, мягко говоря, неосмотрительно.
- Должен быть исполнительный федеральный орган - министерство, которое бы отвечало за координацию, развитие и политику в сфере похоронного дела. Должны быть разработаны четкие понятия и правила, профессиональные стандарты, выполнение которых этот орган контролировал. Это то, что в первую очередь следует прописать в новом законе. А его пишет Федеральная антимонопольная служба, пишет, естественно, только с точки зрения закона о конкуренции, считая, что это все разрулит. Но похожую ситуацию мы уже имели в торговле, и все равно пришли к тому, что нужен закон о торговле. Поэтому, повторюсь: первое, – правительство должно определить, кто конкретно будет отвечать за отрасль, и уже исходя из этого, можно будет вносить какие-то изменения в закон.
- Именно. А должно быть четко определено, должна быть такая строка в ФЗ №8, что "развитие похоронной отрасли, контроль, регулирование осуществляются исполнительным федеральным органом". Таким органом, по постановлению правительства, может стать Министерство регионального развития - так это было раньше, еще в положении Госстроя.
- Даже не в этом дело. Никакой частный бизнес полностью не возьмет на себя строительство крематориев, строительство хороших похоронных домов, строительство новых частных кладбищ. Европа – она отказывается от частных кладбищ, уходит от этого… Ну, заработает "частник" денег, а потом просто уйдет с рынка и все бросит. Кто будет продолжать? Или переложить все это на плечи богатых людей? Но так мы опять к чему идем? К дискриминации: для богатых будут свои кладбища, для бедных – свои. А у нас Конституция одна, и там записано – каждый гражданин имеет право достойно быть захоронен.
- Мне кажется, мы к этому не готовы. И здесь дело не только в том: есть деньги – ты можешь. Здесь нужно быть готовым эволюционно, нравственно… Потом они предлагают брать землю под частные кладбища в аренду на 49 лет. Но участок, он же предоставляется навечно – это написано в законе. А тут уже само слово "аренда" предусматривает определенные сроки. Представим себе: прошли эти 49 лет. Что будем делать с этим кладбищем? Отдадим государству? Думаю, придется поправки вносить и в другие законы – например, в Земельный кодекс. В общем, законопроект, на мой взгляд, еще сырой, его нужно еще дорабатывать.
Неоднозначно относится к реформаторским идеям ФАС и руководитель московского отделения профсоюза работников ритуальных услуг Антон Авдеев: "Направление верное, а технологическое исполнение плохое и основной идеи в законе нет".
При этом к появлению частных погостов он относится с пониманием:
"Мы никуда от этого не денемся, вопрос только в форме этой собственности: будет она коллективная или будет построена по манере бизнеса. Но пока никто толком не понимает, как это должно быть. Лично я считаю, что бизнес делать на кладбищах неправильно, собственность должна быть несколько в другой — коллективной форме".
- У нас общество не понимает, что за все кладбища все равно платим мы – налогоплательщики. Земля покупается на наши деньги, а строительство кладбища в 40 га – это порядка 20 млн рублей. И, конечно, мы не можем бесконечно увеличивать эту землю. Ну, давайте подождем 20 лет, что будет? Будет еще 300 га кладбищ. Дело в том, что у нас нет людей во власти, которые на государственном уровне несли бы ответственность за страну во времени продолжительно. Чиновник, принимая решение, покупать землю или перестраивать всю систему, прикидывает: начну перестраивать всю систему, дадут по шапке. Он должен концептуальный подход людей поменять, а ему проще купить и лет на пять снять с себя головную боль лет. И пускай дальше потомки разбираются: я-то, думает он, уже буду в другой должности или вообще помру. Вот в чем проблема.
- Почему нет? Сейчас это как бы разрешено. И бесхозной могилу могут признать только через 25 лет. Но я что-то не помню ни одной комиссии в Москве, которая бы сказала: мы провели инвентаризацию, у нас столько-то бесхозных захоронений. По новому закону такие можно будет спокойно реализовывать, а деньги вкладывать в развитие кладбищ. Это было бы нормально и справедливо. Потому что сегодняшнюю ситуацию нельзя назвать справедливой: земля, за которую платят все, стоит и никому не дается. А мы из-за этого покупаем новые кладбища, обустраиваем их, тратим миллионы. Ну, если людям не нужны эти могилы, чего вокруг них скакать? Если они за 25 лет не соизволили появиться на кладбище или обратиться в администрацию дистанционно: мол, извините, не могу приехать… Ведь просто все: отправь письмо, тебе вышлют счет за уборку могилы, оплати его, и все дела. Не хочешь платить – попроси кого-то из знакомых, друзей, соседей, чтобы пришли и подмели там.
- Сейчас нет. Но в регламент частных кладбищ это закладывается. Если кусок земли, который ты выберешь для этого, соответствует санитарным нормам – а вдруг он соответствует – делай семейное кладбище под боком, то тебе не дает. На сегодняшнем этапе это пока не прописано подробно, но, мы надеемся, это будет сделано потом в дополнительном постановлении правительства.
- Нет. Цены скорей всего не снизятся. Могу сказать, лишь в каком сегменте это, возможно, произойдет. В кладбищенском сегменте – где сейчас работает вся основная государственная машина. Произойдет это, понятно, если упростить правила покупки могилы. Когда люди будут сами копать. С лопатой пришел, и вместо 5 тысяч рублей за копку могилы, взял себе лично в карман положил три, заплатив 6% налогов. А в сегменте, где и так уже работают частные предприятия, цены вряд ли упадут. Они и так в ужасной конкурентной борьбе опустились уже, грубо говоря, до пределов рентабельности. Ведь эта беготня за родственниками – не от хорошей жизни, а оттого, что люди пытаются выжить. У них нет другого способа рекламы. Давайте они будут рекламу в телевизоре давать, но тогда и это придется закладывать в прейскурант.
- Нет, ну, что-то может быть снимется. Но надо понимать, если есть конкуренция – есть потребность в рекламно-информационном поле. Реклама в любом виде – реклама: законна она или она незаконна. Только у кого-то реклама через сотрудников полиции, а какой-то крупной организации ее делает в телевизоре аффилированный с ней чиновник. И вот он стоит и рассказывает, какая хорошая у него контора, и какие все остальные плохие. И то и другое есть реклама. Только если в первом случае – это нарушение, про которое все говорят, то во втором случае – это нарушение, про которое никто не говорит. А чем, собственно, телевидение в данном случае отличается от сотрудника полиции, который какой-то семье предложил услуги агента? Да ничем, только объемами.
Кстати, ряд законодательных поправок напрямую касаются профессиональной этики. Более того, впервые эти нормы прописываются в документе федерального значения. Вводится даже понятие "свод принципов и базовых правил поведения" работников ритуальной сферы. Разрабатывать их станут саморегулируемые организации (СРО), поскольку саморегулирование предлагается сделать основой отрасли.
К нарушениям похоронной этики, в частности, решено относить навязывание услуг родственникам усопших должностными лицами, имеющими, в силу своих профессиональных обязанностей, доступ к информации о фактах наступления смерти. Также наказать могут за недостоверную информацию о стоимости ритуальных услуг.
Поддерживаю! Ситуации бывают разные. А 25 лет- это не срок.
http://www.youtube.com/watch?v=iC3R7pRYVZo но сдаётся мне, что всё это от перепада температур, хотя...
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь