#
#
Просмотров: 1004
Тема дня

"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"

Picture

Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке

Просмотров: 2630
Тема недели

Растроение настроения

Picture

События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации

Просмотров: 6686
Тема месяца

В городе Сочи жаркие ночи...

Picture

В Лазаревском районе Сочи прогремело несколько взрывов.

Обсуждения

Norg-Norg 28-12-2024 20:46

Ruthenium 28-12-2024 20:18

так - то 28-12-2024 20:16

Иеремей 28-12-2024 20:11

valicova 28-12-2024 20:01

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Опросы на КузПресс
  Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
  Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
  Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
  ...
добавить на Яндекс
Здание экономического факультета СибГИУ по-прежнему самое длинное во всем Кузбассе

Треугольник СМИ

Публикуем окончание материала Вячеслава Паничкина об истории здания нынешнего СибГИУ. Начало было опубликовано в среду, 22 мая.

Здание длиною в улицу


Экономический факультет СибГИУ протянулся на 320 метров вдоль проспекта Бардина и поныне является самым длинным в Кузбассе гражданским зданием.

Заслуга в появлении этого суперкорпуса принадлежит ректору СМИ в конце 1960-х - начале 1970-х Николаю Толстогузову. Он не только смог добиться финансирования, но внимательно участвовал в разработке проекта и довёл до конца строительство. В конце 1960‑х Николай Васильевич обратился в Кузбассгражданпроект с просьбой спроектировать здание, где одновременно могли бы разместиться несколько факультетов и тысячи студентов и преподавателей. Эту сложную задачу большинство архитекторов решали так: ставили торцами к проспекту Бардина несколько пятиэтажных корпусов и объединяли их между собой на уровне первого этажа длинным стилобатом. Такие идеи, да ещё в стилистике минимализма (корпуса из типовых панелей), навевали тоску. К счастью, ректор их решительно отверг. И обратился к Павлу Шатохину, по проекту которого несколькими годами раньше уже был построен спорткомплекс СМИ с бассейном.

П.А. Шатохин выдвинул революционную идею: развернуть все эти несколько корпусов лицом к проспекту Бардина и построить в струнку, то есть вытянуть здание лентой. Это позволяло в образовавшейся пустоте построить ещё одну - незапланированную изначально - военную кафедру в отдельном здании. Однако длина всех слитых воедино корпусов составила 320 метров - столь длинных зданий в Кузбассе к тому времени (равно как и поныне!) не возводили. Такая каменная стена сразу порождала множество градостроительных и технических проблем. В условиях плотного центра города здание могло стать непреодолимой преградой для потоков пешеходов, а в условиях резкоконтинентального климата единое здание такой длины по правилам физики должно было просто разорвать на части от стягивания в мороз (при обычных габаритах зданий это стягивание в номинальных значениях куда меньше). Шатохин решил обе проблемы. Всё здание решено было поставить на столбы высотой в первый этаж, которого, соответственно, не существовало бы вовсе, и пешеходы могли бы пересекать здание по любой траектории. Что касается опасности разрыва, то её устранили компенсационными температурными швами, незаметными снаружи.

Сваи здания были забиты 8 августа 1970 года, и ровно через год, 7 августа 1971 года, Кузнецкжилстрой начал возведение стен. Изначально корпус планировался пятиэтажным, но по ходу стройки П.А. Шатохин внес в проект существенные изменения. Во-первых, он решил отказаться от “воздушного” первого этажа на столбах - исследования показали, что никакой повседневной притягательности для горожан этот район не имеет, поскольку жилой застройки вокруг просто нет, а движению пешеходов в обычном направлении длинный корпус не мешает, поскольку стоит вдоль него, а не поперёк. Во-вторых, Шатохин повысил этажность здания с пяти до семи этажей, существенно добавив ему площади. В итоге строительство заняло больше времени - восемь лет, и сдан был корпус в 1979 году. В качестве своеобразного рудимента первоначального проекта - ряда корпусов торцами к улице по фасаду здания были построены два выступа с лестничными маршами - именно в таком виде (с узкой сплошной лентой остекления на всю высоту) они должны были выглядеть.

Стилистика этого здания полностью воплощает идеи советского зодчества 1970-х - эпохи так называемой “современной архитектуры”. Под этим термином обделённые в средствах и материалах зодчие скрывали советскую версию властвовавшего тогда на Западе модернизма. Эстетика архитектуры достигалась отнюдь не замысловатостью деталей, равно как и не изяществом форм. Выразительные средства, наоборот, заключались в огромных объёмах, начисто лишённых деталей и прочей “мелочи”. Поразить всех должна была именно одинаковость и обезличенность огромных объёмов. Так и вышло: семь бесконечных горизонтальных линий окон (вернее, даже одно окно-линия) и восемь сплошных линий серых оштукатуренных стен. Это производит впечатление: 708 окон по фасаду (исключая первый этаж, где оконные переплёты вообще замаскированы) и 728 пятистворчатых, как правило, окон (всего 2184 створки) со двора.

Однако жизнь показала всю ошибочность таких идей псевдомонументализма - и экономический корпус СМИ стал одним из самых зримых тому подтверждений. Обезличенность образа обернулась безликостью, а масштабность этой обезличенности, соответственно, довела безликость до невозможности её скрыть. Соответственно, проспект Бардина, изначально задуманный как равноправный участник троелучья вместе с проспектами Курако и Металлургов, вместо того чтобы обрести-таки испорченный хрущёвской застройкой статус центральной магистрали, с постройкой 320-метровой серой громадины, наоборот, окончательно утратил свой градостроительный шанс.

Всё это поняли уже к концу строительства корпуса, когда стилистика советской архитектуры делала свой последний поворот - к брутализму, который отличался своим “джентльменским набором” средств. В русле последнего, для того чтобы компенсировать нарочитую горизонтальность и плоскостность здания, уже по завершении строительства на него стали навешивать вертикальные объёмные элементы из нержавейки. Однако такое украшение обходилось настолько дорого, что эту “песню в камне”, а точнее, в цветмете, пришлось прервать на полуслове - половина здания так и осталась “необвешанной” вертикальными пилонами. Не спас ситуацию и построенный во второй половине 1980-х Дворец культуры СМИ (позже - клуб “Луна-диско”).
Нереализованным остался и ряд идей П.А. Шатохина: вместо здания военной кафедры, ради которой он сэкономил место между металлургическим и экономическим корпусами, был сооружён безобразный хозблок с гаражами, так и не был построен стадион с трибунами - на его месте невнятная беговая дорожка с регбийным полем внутри.

В середине 2000-х была проведена реконструкция этого супер-корпуса: окна в железных рамах заменялись на пластиковые стеклопакеты, а стены оживлялись синими и голубыми поясами, что придало скучно-серому прежде зданию более нарядный вид. Если начатое будет доведено до конца, то здание, конечно, обретён достойный вид и чуть изменит к лучшему облик несостоявшегося Центрального проспекта.

Долгие годы, уже после ввода в эксплуатацию этого корпуса, стоял недостроенным Дворец культуры СМИ. А когда его достроили, времена были уже другие - и в огромном здании разместилась самая большая в Кузбассе дискотека “Луна-диско”, способная собрать одновременно не одну сотню молодых людей, с первым же в области караоке-баром.

Поскольку необходимости в тёплом переходе между университетом и диско-клубом не оказалось, но сам переход был процентов на 90 построен, его решили передать церкви: здесь осенью 2001 года был освящён первый в Кузбассе храм при вузе - во имя Святого Сергия Радонежского. Облик церкви, правда, долго оставался незавершённым, пока не был смонтирован металлический фальшкупол с главками и маковками.

Так и нереализованным остался лишь проект Дома учёных, который должен был продолжить линию экономического корпуса СМИ и Дворца культуры с выходом на кольцо Дома быта. Сооружение на его “пятне” памятника погибшим в Афганистане, по мнению архитектора Юрия Журавкова, градостроительная ошибка. Но, с другой стороны, разросшийся за два - три десятилетия ожидания сквер между СМИ и кольцом “Универбыта” сам по себе давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа, а ценность зелени в нашем городе объяснять не надо.
Вячеслав Паничкин
Фото: автора и из архива Сергея Кузнецкова
27.05.2013
Просмотров: 2874 | Комментариев: 23
Православный 27.05.2013 09:23
"фальшкупол" - моя работа ))
А вот если бы у кольца Дома Быта еще бы построили и Дом ученых с парковками, как желал того Журавков, то сквер бы уничтожили окончательно...
Так что мой "Черный Тюльпан" спас большой кусок зелени в центре города...
0
0
=
0
crlf 27.05.2013 10:25
хороший мальчик, возьми с полки пирожок
0
0
=
0
Православный 27.05.2013 10:28
похвала от девочки?
0
0
=
0
zxcv 27.05.2013 11:05
Храм красивый, только церковнослужители там ...эээ....плохие. Двоеженцев в алтарь пускают, что категорически запрещено законами.
0
0
=
0
me1 27.05.2013 11:52
Они что, анкетируют перед тем, как пускать? В паспорт заглядывают?
0
0
=
0
Православный 27.05.2013 12:24
а 889-ый еще и зачетки проверяет...
Нынешние верующие умнее атеистов по определению.
Т.к. они знают всё то, что знают атеисты + духовные знания.
0
0
=
0
zxcv 27.05.2013 13:19
естественно, священники знают, кто есть ху. Люди-то на исповедь ходят.
0
0
=
0
Лапоть 27.05.2013 20:51
Во как, а мы этот корпус "МЕТАЛЛОМ" называли, а оказывается он вовсе не металлургический, а экономический.
0
0
=
0
сварщик 27.05.2013 21:19
Не дом Культуры, а Дом Конференций (официально).
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь