"Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет"
Главу госучреждения новосибирского правительства обвинили во взятках на "Чистой воде" от компании, ремонтирующей тоннель в Новокузнецке
События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Гостиница-гигант, ставшая университетом
Семиэтажное здание бывшей гостиницы “Металлург”, занимаемое теперь Новокузнецким филиалом-институтом КемГУ, по-своему примечательно. Серая громада неспроста почтительно отодвинута от красной линии проспекта Металлургов. Именно она должна была стать самой большой и для своего времени гостиницей Сибири, но, увы, ею не стала. Что, правда, не мешает ей служить общественным целям высшего образования.
По проекту московского архитектора Георгия Градова нанизанные, как жемчужины, на нить проспекта Молотова площади стали бы узловыми точками главной улицы города: Привокзальная, Спортивная, Центральная (Театральная), Предмостная (Маяковского), Треугольная (Космонавтов).
Спортивная должна была располагаться перед пропилеями главной аллеи будущего парка, призванного продолжить компактный Сад металлургов. Предполагалось, что та аллея будет вести от проспекта Молотова к огромному Дворцу физкультуры и спорта с примыкающим к нему стадионом. А напротив пропилей, открывающих вход в парк, с отступом от проспекта, должно было встать двенадцатиэтажное здание гостиницы “Металлург”.
Сразу возникает вопрос: а если на соседней Театральной площади в это же время была запроектирована 17-этажная гостиница, то зачем понадобилась ещё одна? А дело в том, что приток командировочных в Сталинск был огромным, а номерной фонд отеля-небоскрёба на Театральной площади был запланирован небольшим - случившееся позже его объединение с пятиэтажными корпусами ещё не предполагалось.
Кроме того гостиницы-гиганты в то время появлялись не только у нас. В Кемерово была заложена “Томь” на Притомской набережной. 8 августа 1953 года в газете “Кузбасс” был обнародован её проект архитектора Г.Ф. Федорина. В красивом классического стиля отеле по проекту над-лежало разместить 190 номеров на 270 человек, в том числе четыре люкса - вместе со старым корпусом, сооружённым в 1933 году, число номеров возрастало до 383‑х. Удобства: два лифта, отделение связи, парикмахерская, мастерские, ресторан и телефон в каждом номере (невиданная тогда роскошь), для чего надлежало установить свой коммутатор. А вот ванные... на этаже. И, забегая вперёд, надо сказать, что как и в нашем случае в построенной через десять лет “Томи” узнать первоначальный проект сложно - так его “упростили”.
Детальное проектирование сталинского отеля осуществлял московский архитектор Аркадий Половников из Гипрогора, никогда в Сталинске не бывавший. Само по себе это не только не сулило бед, но, скорее, наоборот - давало волю фантазии, ведь большое, как известно, видится на расстоянии. И с расстояния в 3800 километров молодой столичный зодчий спроектировал весьма достойную главную гостиницу для огромного и самого быстро растущего города Страны Советов.
По оси симметрии здания почти на 50 метров высился центральный высотный объём с башенкой и шпилем наверху, по бокам его сопровождали два семиэтажных корпуса-ризалита. Фасад был щедро украшен плоскими полуколоннами-пилястами, поясками и декоративными вставками, цокольный этаж был полностью выложен квадрами, имитирующими натуральный камень. Особо торжественным и огромным Половников выполнил вестибюль, выводящий к двум боковым лестницам, “опутывавшим” лифтовые шахты.
К строительству высотного здания в новом фешенебельном по тем временам (да, пожалуй, и поныне) районе Треугольника СУ-4 “Сталинскпромстроя” приступило 4 сентября 1953 года. Перво-наперво был заложен глубокий свайно-ленточный фундамент, способный нести такую нагрузку. Строили отель долго и медленно, и в итоге вместо 12 этажей вышло только семь, да и о красоте гостиницы “Металлург” говорить не приходится. Типичный стиль зданий, начатых строительством в эпоху сталинского классицизма, но достроенных уже в хрущёвское время отказа от излишеств в архитектуре: толстые кирпичные стены, высокие потолки и окна, но вместе с тем почти полное отсутствие декора, скудная цветовая гамма серой штукатурки с охристыми вставками и полосами и оставленная незаштукатуренной кирпичная кладка здания с трёх “непарадных” сторон.
С точки зрения объёма срезанным оказался самый ценный элемент - высотное завершение центрального объёма. Как напоминание о нём посреди крыши маячит лишённая, правда, всякого декора, башенка, никакого функционального значения не имеющая. Её возвели, можно сказать, по ошибке - в соответствии с застрявшим где-то в бумагах листом из старого проекта. Когда же вдруг сообразили, что башенка на коньке скучной прямой крыши - явное излишество, было уже поздно. Ломать её не стали, но и украшений она уже не дождалась, а тем более - шпиля (да и смотрелся бы он, воткнутый в крышу, нелепо).
И всё же масштабы циклопического здания впечатляют: 138 окон по главному фасаду, конёк крыши завис над районом на высоте 25 метров, а башенка на крыше - и того выше. Своеобразна форма здания, почти не встречающаяся в провинциальной советской архитектуре: здание с обеих сторон фланкировано двумя мощными ризалитами и являет собой в плане букву “Н”, концы которой обращены и во двор, и на улицу. А если быть совсем точным, то здание в плане являет собой литеру “Ж”, поскольку центральный объём также выдаётся к проспекту и во двор.
Благодаря столь редкой в наших краях фигуре, это здание из всего увиденного автором в мире напоминает, как это ни странно, доходные дома первой половины XX века на окраинах Манхэттена. В американских городах с их дорогой землёй такая Ж-образная форма обуславливалась необходимостью застроить как можно большую часть дорогого земельного участка. Причём так, чтобы обеспечить как можно большее число помещений окнами, в том числе на улицу (так арендная плата выше). Этими же самыми интересами руководствовался и архитектор Половников - как можно больше номеров гостиницы должны были выходить на главный городской проспект.
Впрочем, дворовая часть не должна была стать ущербной - по сути все фасады гостиницы следовало сделать парадными. Обратите внимание на весьма характерный разрыв между домами на расположенном за зданием проезде Кулакова. Он образован двумя Г-образными градовскими пятиэтажками, сориентированными на гостиницу - именно она служит для них перпендикулярной осью. О том, какая эстетическая роль отводилась гостинице-гиганту можно судить и по тому, что с точки зрения планировки вообще весь квартал позади гостиницы был строго сориентирован на неё.
По обеим сторонам здания сразу же были оборудованы два лифта. При этом архитекторы применили проверенную, но к моменту постройки уже архаичную композицию лестницы - она словно намотана на квадрат лифтовой шахты. Это давало, между прочим, и эффект инсоляции, то есть солнечного освещения: шахта отнюдь не закрыта непроницаемым кожухом, а обтянута прозрачной сеткой-рабицей: лифт прошёл - и вся лестница снова освещена от окон. А кроме того, прекрасно продуваема свежим воздухом. Немаловажно и то, что гости всегда имеют представление о приближении или удалении лифта. Впоследствии какой-то “мудрый” человек заделал лифтовую шахту на первых этажах богомерзким гипсокартоном, исказив весь замысел.
В левом крыле здания сразу же был размещён телеграф с междугородным телефоном. Изначально перед зданием был разбит небольшой сквер с парковой скульптурой “Горький обнимает Ленина”, но со временем сквер деградировал и ныне являет собой неказистое зрелище. Позади же здания в конце 1990-х была сооружена красивая изгородь в ретро-стиле.
Среди постояльцев “Металлурга” было немало известных людей, и об одном из них следует сказать особо. Как-то ранним утром прямиком с московского поезда к стойке подошёл скромного вида командировочный. Им был никто иной, как... Аркадий Половников. Первый и единственный раз он посетил наш город много лет спустя, будучи в командировке в “Кузбассгражданпроекте”. И по иронии судьбы заселился в свою собственную гостиницу. Причём... не узнал её. А когда местные коллеги пояснили, что это и есть его личное произведение, столичный гость опешил - его проект был изменён (и не в лучшую сторону) так что, как говорится, мать родная не узнала.
Судьба здания в итоге оказалась весьма счастливой - после известной деградации в начале 2000-х в рядовое общежитие и многоэтажье мелких офисов здание было целиком передано крупнейшему в Кузбассе университету, и сейчас, уже большей частью отремонтированное, стало одним из центров науки и образования нашего города.
Источник: Кузнецкий рабочий
Университет это не здание,выходящее своим фасадом на пыльную улицу. Даже отремонтированное. УНИВЕРСИТЕТ ЭТО ТЕРРИТОРИЯ на которой проживают студенты и преподаватели (кампус),это громадная библиотека,это хорошо оснащенные аудитории,это коллектив педагогов,собираемый десятилетиями,это хорошие лаборатории(в том числе внедренческие).Университет это ДУХ.
Знающие люди говорят что в университете не обязательно посещать лекции - достаточно общения.
А на Металлургов...здание с ...студентами.
Даже в стране,к которой мы всеми силами тянемся-Португалии,в городе Коимбра есть такой УНИВЕРСИТЕТ. Полицейским,кстати,запрещён вход на территорию университета. Представить страшно,что будет,ежели в "университете" на Металлургов не будет присутствовать полицейский.
А в нашем городе есть ваши завершенные работы? можете хотя бы один озвучить
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь