
Президент РФ Владимир Путин подробно прокомментировал идею о 30-дневном перемирии на территории Украины, предложенном стороной США.
До какого возраста человека можно относить к молодежи?
Как вам такое новшество? Согласились бы отдохнуть?
Что бы это значило?
...

Первый в Сибири
Михаил Михайлович Лычагин, можно сказать, - летописец новокузнецкого - первого в Сибири - трамвая.
Его наиподробнейшая “История трамвайно-троллейбусного управления города Новокузнецка” состоит из двух частей, первая из которых буквально по дням, начиная с 15 января 1929 года, когда Совнарком принял решение о строительстве Кузнецкого металлургического комбината, прослеживает по документам историю сначала идеи строительства трамвая, а потом воплощения ее в жизнь, а во второй части телеграфность “Хроники” оживляется подробностями, читатель словно погружается в поток времени. Очень жаль, что объемный труд Михаила Лычагина не может быть опубликован целиком. Но познакомить вас с ним в день славного юбилея новокузнецкого трамвая мы просто обязаны. Итак, читаем отрывки из второй части исследования Михаила Лычагина “Новокузнецкий трамвай - первый трамвай в Сибири”.
К 1933 году население города превышало 200 тысяч жителей, а жилья не хватало, поэтому строили временное жильё. Транспортные связи между отдельными частями города были затруднены. Сергей Миронович Франкфурт в своей книге “Рождение стали и человека” писал: “Город продолжал разрастаться. Дома строили в различных районах, центр - это завод. С ним были связаны не только рабочие-эксплуатационники и строители, но и подсобные предприятия. Передвижение людей, особенно при отсутствии у нас дорог, становилось уже серьёзным вопросом. Хитаров, секретарь горкома, и я жили в свое время за границей. Между нами шёл “теоретический спор”, как лучше организовать городской транспорт. Хитаров был горячим сторонником трамвая, а я автобуса. Точка зрения Хитарова победила. Весной 1933 года решили строить трамвай”.
Об этом же говорилось в докладной Совету Народных Комиссаров Запсибкрайисполкома и Сталинского горсовета “О строительстве города Сталинска”: “...Общая жилая площадь Сталинска на 1 января 1933 года, не считая землянок, определялась на начало текущего года в 154 тысячах квадратных метров. В среднем на 1 жителя приходилось 0,9 квадратных метра. В домах, заселенных преимущественно административным и техническим персоналом завода и строительства, на жильца приходилось до шести квадратных метров. В бараках строительных рабочих среднее обеспечение на жителя выражалось в 2,5 квадратных метра.
Очистка города от нечистот пока базируется на работе маломощного ассенизационного обоза и временной канализационной сети, проложенной в прошлом году в Верхней колонии.
В городе девять бань общего пользования одновременной вместимостью 75 человек. Это может обеспечить пропуск моющихся в среднем по 12 раз в году на жителя.
Мощеных улиц нет. Всю территорию города от Верхней колонии до железнодорожной станции прорезает одно шоссе длиною 4,5 километра. Незамощённые улицы чрезвычайно загрязнены и в дождливое время почти не проезжи. Передвижение по городу затруднено. Автобусное движение обслуживается пятью машинами, из которых в действии 2-3 машины”.
Городу нужен был транспорт. Практическое решение транспортной проблемы молодого города не сходило с повестки дня руководства Кузнецкстроя, партийной организации города, горисполкома и всей общественности. Выдвигались предложения о прокладке железнодорожной ветки от ДОЗа до Соцгорода, из расчёта одновременного использования её для подвозки строительных материалов на строительство домов и перевозки рабочих. Предлагалось организовать автобусное движение.

Но в 1932 году на декабрьском пленуме ГК ВКП(б) секретарь ГК ВКП(б) Хитаров Р.М. первым поднял вопрос о стрительстве в городе трамвая как вида городского транспорта и настойчиво добивался осуществления этой идеи. Предложение Хитарова о строительстве в городе трамвая нашло поддержку общественности, и 3 июля 1933 года решением бюро ГК ВКП(б) была утверждена трамвайная тройка в составе: Хитаров Р.М. - секретарь ГК ВКП(б); Алфеев Е.С. - председатель горисполкома; Кроник Я.А. - зам. начальника Кузнецкстроя по строительству.
5 июня был сделан первый эскизный набросок трамвайной трассы. Окончательное же её утверждение на первый этап строительства было принято на расширенном заседании при начальнике Кузнецкстроя С.М. Франкфурте 20 июля 1933 года.
Практическое осуществление строительства трамвая намечалось начать с 1 августа с вводом в эксплуатацию 1-й очереди трамвая - ДОЗ - завод - вокзал в 1933 году.
В ночь на 1 августа 1933 года на Кузнецкстрой приехал нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе. Он одобрил инициативу руководства Кузметкомбината и городской партийной организации по строительству трамвая и оказал в этом деле неоценимую услугу, дав 2 августа письменное распоряжение об отправке в 1933 году на Кузнецкстрой трамвайных вагонов с Мытищинского вагоностроительного завода, а также необходимое электрооборудование и кабельную продукцию.
Строительство трамвая началось в намеченный срок - 1 августа. Стройка была объявлена ударной, всенародной. 21 августа 1933 года в письме к москвичам, к председателю Московского Совета народных депутатов Булганину кузнечане писали: “В Сталинске, в центре сибирской металлургии, силами и средствами Кузнецкого металлургического комбината строится первый сибирский трамвай. 7 ноября 1933 года в день 16-й годовщины Октябрьской революции по улице Сибирского металлургического гиганта должны пройти первые вагоны Сталинского трамвая”.
По инициативе ударников - металлургов и строителей городская газета “Большевистская сталь” взяла шефство над строительством трамвая, регулярно освещая на своих страницах или в специальных выпусках-молниях “Даёшь трамвай!” ход строительства в городе трамвая: “...Большую работу Земжелдорстрой должен проделать по укладке путей. Сейчас намечаем новую работу по решению бюро ГК партии по трамваю. Для этой цели должны будем уложить около пяти километров пути...”, “Мы обращаемся к Вам, товарищ Бардин, с просьбой обеспечить нам возможность сварить мост в котельном цехе”.
21 сентября начальник трамвайного бюро А.И. Тиммерман через газету даёт ответ в заметке “Москва отправляет Сталинску вагоны и трамвайное оборудование” сообщает: “...Получено разрешение на 8 двухосных моторных вагонов стандартного типа и 10 прицепных двухосных вагонов Мытищинского вагоностроительного завода. 17 сентября завод предъявляет для приёмки все 18 вагонов, приёмка займёт 3-4 дня и будет приступлено к отгрузке и отправке. Вагоны будут отправлены в Сталинск с провожатыми”.
28 сентября на объединённом пленуме Горсовета и Горпрофсовета был заслушан доклад заместителя директора Кузнецкстроя по строительству тов. Кроника. В докладе он отметил: “Мне хотелось бы в заключение в нескольких словах остановиться на вопросах трамвая. Это, безусловно, тоже один из важных элементов благоустройства, который мы проводим. Трамвай мы начали строить сравнительно недавно, но за короткий срок мы кое-каких и неплохих результатов уже достигли. Землянное полотно, которое мы делаем, сейчас готово на 75 процентов. Начиная от Лесозавода и от реки Абы, мы сейчас ведём укладку путей, причём около четырех километров путей уже уложено. Подсыпка к мосту, который должен быть построен через Абу, с обеих сторон уже закончена. Сейчас приступаем к строительству постоянного моста и одновременно будем вести строительство временного моста, которым мы будем пользоваться до готовности постоянного, и это даст возможность значительно быстрее провести трамвай.
По городу трамвайное полотно, начиная от реки Абы и заканчивая звуковым кино, также почти готово и от звукового кино через болото к вокзалу - там сейчас работы ведутся, и в течение 10-15 дней это полотно будет закончено”.
Отмечая, что темпы строительства трамвая не обеспечивают ввод его в эксплуатацию к 7 Ноября, пленум обязывает комбинат усилить работу по сооружению трамвая с тем, чтобы в первую очередь линию ДОЗ - больница - Радиальная улица - Соцгород - вокзал пустить в установленные сроки.
Каким образом при отсутствии автомобильного транспорта строительство трамвая шло сравнительно быстро? На этот вопрос отвечает старейший прораб трамвайных линий в городе Николай Казарцев: “Одной из особенностей Кузнецкстроя было то, что строительство велось почти без автомашин. Основным транспортом был железнодорожный. Грунт разрабатывали экскаваторами, их было довольно много, причём всё иностранное. Возили грунт железнодорожным транспортом. Гравий брали с Томи”.
С каждым днем стремительнее развивался темп строительства трамвая. В календаре стройки сообщалось:
“10 октября установлен первый кронштейн по Барнаульскому тракту.
15 октября приступили к установке столбов по Радиальной улице (проспект Орджоникидзе) и Соцгорода.
22 октября прибыли первые 10 трамвайных вагонов.
28 октября подвешен на кронштейн первый километр трамвайного провода”.
К 16 октября трамвайная линия от ДОЗа до вокзала через Нижнюю колонию и Соцгород была уложена полностью и забаластирована.Производятся отделочные работы, связанные с обкаткой и передачей в эксплуатацию трамвайной линии.Построен временный мост через реку Абу протяжением в 40 погонных метров.

Пуск в городе трамвая был назначен на 30 ноября. Население города с большим интересом ожидало этого события: многие жители города до этого трамвая не видели. “Большевистская сталь” об этих событиях писала 2 декабря: “С утра, как обычно, люди шли к заводу, к станкам, по шпалам, протянутым вдоль улицы города. К четырём часам поднялась метель. Ветер наткнулся на тонкий медный провод и загудел. Из-за поворота показался небольшой отряд. Волоча шинели по снегу, люди шагали к бараку, неся на спинах музыкальные инструменты. Вереницей шли один за другим рабочие из цехов, женщины, детвора. Ветер крепчал. Толпа росла. Ветер засвистел, бросая пригоршни снега в лица людей. Толпа нетерпеливо заговорила. Молодой казах, надвинув на уши мохнатую шапку, не сводил глаз с какой-то точки. Когда его толкали, он машинально разводил руками, но упорно продолжал смотреть вперёд, туда, где высоко во мгле горела цепь огней. Женщина сидела на ступеньках барака и говорила, обращаясь ко всем: “Нет. Опять нет. Надули мужики! - Ишь, быстрая - ответил кто-то ей, - час потерпеть не можешь”. Люди выскакивали из толпы и выбегали на дорогу. Они смотрели туда, где вдоль Радиальной улицы города пустынно поблёскивала пара стальных рельсов.Рабочие разочарованно возвращались на прежнее место.
- Степиков, - спрашивал один из них товарища, - ты хоть раз в жизни видел его?
- Не... - двинул тот окоченевшими губами, - а вот нынче поеду. Не нынче, так завтра. 15 копеек - какие деньги?
Нетерпение росло. Кто-то принёс газету “Большевистская сталь”. Люди, придерживая рвущиеся ветром листы, жадно читали вслух. Указывали имена своих цехов, портреты своих ударников, премированных за строительство первого сибирского трамвая.
Но вот неожиданно светлая точка, далеко между высокими столбами, показалась в конце улицы.
- Идёт, идёт! - крикнули во весь голос.
Точка потухла.
- Нет, не идут, - разочарованно произнёс один из рабочих.
Огненный зрачок снова посмотрел сквозь метель. Посмотрел и не закрылся. Медленно глотая километровое пространство, он приближался к толпе. Все бросились вперёд, оркестр заиграл бодрый марш “К светлому будущему”. И первый от Владивостока до Урала трамвайный звонок прозвенел на площади Побед.
Товарищи Франкфурт, Хитаров, Лотиков приветствовали первый сталинский трамвай. Они сказали о том щедром вкладе в социалистическую культуру города Сталинска, который строители Кузнецкстроя преподнесли сами себе. Не надо было больше слов. Это хорошо понимали все. Новенькие, как будто ещё пахнувшие краской, вагоны вытянулись вдоль Радиальной улицы. Это было крепче слов, крепче непогоды, которая не смогла стереть с лиц людей радостную улыбку.
- Ударники, садитесь!
Вагон тронулся. В это время начальник трамвайного бюро осторожно вёл сквозь темноту трамвай, первые пассажиры огласили вагон весёлыми песнями. Вдоль всего пути от Лесозавода до Соцгорода толпы людей приветствовали трамвай...”
Это было торжество и радость населения Сталинска, построившего за короткий срок первый в Сибири трамвай. И дальше газета сообщала: “Вечером состоялся слёт, посвященный пуску сталинского трамвая. Строители трамвая, бригадиры трамвайщиков, ударники цехов заполнили места зрительного зала...”
Для справки.
На строительство первой очереди Сталинского трамвая израсходовано около двух миллионов рублей.
За время строительства вынуто 19 тысяч кубометров земли, забаластировано и уложено 7200 метров трамвайного пути, установлено свыше 300 опор для контактного провода, подвешено 7500 метров проводов, уложено более 9000 шпал.
Были проложены пути 1-го маршрута “ДОЗ - Вокзал” протяжённостью 6,3 километра. Пути однопутные с разъездами “Конный двор”, “Военный городок”, “Пожарка”, “Звуковое кино”, “Вокзал”. Оборотное кольцо с диспетчерской станцией имелось только на “ДОЗе”, а на разъезде “Вокзал” производилась перецепка вагонов, то есть моторный вагон, имевший двойное управление, перецеплялся в хвост новому вагону и ехал в обратном направлении. Был построен подъездной путь от Сада металлургов к временному трамвайному депо - 1,7 километра.
К моменту пуска трамвая было получено 8 моторных вагонов серии “Х” и 10 прицепных вагонов серии “М”, из которых формировались трёхвагонные составы. Моторные вагоны - двухстороннего управления с двигателем ПТ-35А и контролёрами ДК-4Г. Так как депо было тупиковым, то из депо на линию вагоны выходили задом и ещё через пути железнодорожного поста № 4.
В конце октября 1933 года трамвайным бюро был объявлен приём на курсы вагоновожатых, а к концу ноября - на курсы кондукторов.
Строительство трамвая в городе было настолько популярным, что не имелось возможности принять всех желающих работать в трамвайном цехе КМК. Это бывшие землекопы, грабари, разнорабочие, работавшие на строительстве Кузнецкстроя и трамвая, в основном молодёжь, недавно прибывшая на стройку из деревни и имевшая образование не выше 4-х классов, не видевшая трамвая никогда, но тяга к знаниям, желание получить профессию вагоновожатого или кондуктора трамвая, восполняли недостаток образования.
В течение 1934 года было выпущено четыре группы вагоновожатых.
Плата за проезд в трамвае была установлена 15 копеек со взрослого пассажира, 5 копеек платили дети, учащиеся школ и студенты. 28 июля 1935 года было принято “Обязательное постановление” № 26 Сталинского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов “О пользовании городским трамваем”:
“В целях предотвращения несчастных случаев при трамвайном движении и установления порядка пользования городским трамваем Горсовет на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30.03.1931 г. (СУ № 17, ст. 186) постановляет:
1. Проезд в трамвае разрешается по одному билету только 1 лицу. Провозимый негромоздкий багаж оплачивается в размере стоимости билета за каждое место и ни в коем случае не разрешается ставить его на сидения.
2. Дети до указанной при входе в вагон метке проезжают бесплатно с родителями. Школьники проходят через переднюю площадку моторного вагона по ученическим билетам.
3. Пассажиры с малыми детьми, беременные женщины, инвалиды с явными признаками инвалидности проходят через переднюю площадку моторного вагона и занимают передние четыре места для сидения и оплачивают проезд наравне с прочими гражданами.
4. Правом бесплатного проезда пользуются члены ЦИК СССР, ВЦИК, члены Горсовета, Красные партизаны по предъявлению соответствующего удостоверения, рабоче-крестьянская милиция при форме, лица, имеющие специальные удостоверения от трамвайного цеха на бесплатный проезд, орденоносцы.
5. Правом входа через переднюю площадку моторного вагона пользуются члены ЦИК СССР, члены ВЦИК, члены Президиума Горсовета и орденоносцы.
Председатель Сталинского Горсовета Алфеев”.
И ещё не менее интересный документ:
“Распоряжение № 26 от января 1934 года по управлению Кузметкомбината. По вопросу об оплате стоимости ежедневного проезда к месту работы рабочих и служащих КМК, живущих на расстоянии далее 3 км от места работы. Содержание: для строителей цехов и заводоуправления, обслуживающих эти цехи, при заработке ниже 3 разряда проезд во всех видах транспорта - бесплатный. Эксплуатационные цехи и заводоуправление - льготные проезды (скидки до 40 процентов).
Зам. директора КМК Кроник”.
Так был образован и начал активную жизнь трамвайный цех Кузнецкого металлургического комбината. За 1934 год было перевезено 20 миллионов платных пассажиров...



Это и сейчас бывает иногда. Например, в удачно сложившейся бригаде.
А тогда, видать, было и на уровнях завода, города, страны.
Ну, что было, то прошло.
А М.М.Лычагину -- спасибо!


Вот трамвай в славном городе Страсбург. Никому не мешает...
Два месяца назад сам стоял рядом.
http://www.raskraska.ru/geograf/strasburg_tram.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-BKPeKu91S2w/Tzd-v2ZaM8I/AAAAAAAABEM/Epp0OTERxRc/s1600/2011_12_09_Strsbrg_Tram-5.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-BKPeKu91S2w/Tzd-v2ZaM8I/AAAAAAAABEM/Epp0OTERxRc/s1600/2011_12_09_Strsbrg_Tram-5.jpg
У, какой красавчик!
А секции-то какие коротенькие -- поди, в любой поворот старого города пролезет.
К французам бо́льшую часть жизни относился как-то так: а-а-а, ля-ля-тополя.
Зауважал их после рекорда скорости TGV в 2007 (лень гуглить, вроде не путаю).

"Более, чем за двадцать лет эксплуатации TGV, не зафиксировано ни одного случая гибели людей при движении на большой скорости. Три раза поезда с пассажирами сходили с рельсов на скорости свыше 270 км/ч, но при этом ни один пассажирский вагон не опрокинулся."
Трамвайчики, ясно, так не лётают. Но почти уверен, что сделаны не хуже...

-- трескать лягушек;
-- пить вино;
-- строить ТРЦ;
-- не про... отечественную промышленность;
-- не развести воровство во Франции до неправдоподобных размеров;
-- ...............................................
Ну как тут не закомплексуешь?
Остаётся утешаться тем, что мы пока до легализации однополых браков не докатились...

Вот трамвай в славном городе Страсбург. Никому не мешает...
Два месяца назад сам стоял рядом.
http://www.raskraska.ru/geograf/strasburg_tram.jpg
та земля другая, благословенная.
а тут...
но воздержусь


да, статья просто обуительная. и трамвай тоже нужно убирать, как кмк

да, статья просто обуительная. и трамвай тоже нужно убирать, как кмк
А всех водителей ЛК обязать бесплатно подвозить людей которые пользовались трамваем. Как на Кубе.
P.S.
Кто то здесь ратовал за коммунизм.

да, статья просто обуительная. и трамвай тоже нужно убирать, как кмк
А всех водителей ЛК обязать бесплатно подвозить людей которые пользовались трамваем. Как на Кубе.
P.S.
Кто то здесь ратовал за коммунизм.
йа ратовал и продолжаю!
но, все просто! трамви убираются деньги свобождаются, берутся автобусы, те кто ездил на трамвае, ездят на автобусах. на новых!!

"Земжелдорстрой" - это же строительное управление треста ВГСС...

Понастроили себе суперсовременных трамваев и ездят как лохи.
Дешево,тихо,экологично (ну прямо идиоты).


строительства и пуска трамвая был первый секретарь горкома Р. М Хитаров.
Активными противниками строительства трамвая в городе Франкфурт и Бардин.
“Мы обращаемся к Вам, товарищ Бардин, с просьбой обеспечить нам возможность
сварить мост в котельном цехе”.
Этим обращением ещё раз подтверждается истинное отношение к соцкульбыту
рабочих Франкфурт и Бардин, которые видели в рабочем лишь тягловую силу.
Благодаря не заслуженно забытому Р. М Хитарову появился ,,у чёрта на куличках”
парк ,,ВОДНЫЙ” и к нему проложен второй маршрут трамвая. Трамвай ходил до
1961 года по суботам и выходным дням, после закрытия маршрута парк стал хиреть,
заростать, а МАФы разрушаться
Благодаря дальновидности Р. М Хитарова и его трамваю город сохранил ,,целостность”
потому как во время войны и десять лет спустя практически это был единственный
общественный транспорт города.
Близорукость нынешних руководителей незаслуженно довела трамвай до ,,ручки”
сделала не только физически, но в морально психологическом плане этот вид транспорта
ущербным. Салон трамвая удручающий и с наружи он производит отталкивающее
впечатление, поездка в нём травмирует психику, что не способствует росту пассажиро
потоку. Трамвай при движении гремит и вихляется, словно движется не по рельсам,
а по булыжной мостовой. Создаётся впечатление, что руководство города нарошно
создает неприязненное отношение горожан к трамваю. Однако мне известно из печати
что мэр бывал в Москве и мог лично убедится, что есть трамваи бешумные и не столь
энергоёмкие (экономные).

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь