Гори ясно, чтобы не погасло
В Новокузнецке завершено внедрение автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).
Что это такое и какая польза от АСКУЭ простым потребителям? Об этом и других аспектах системы электроснабжения мы говорим с техническим директором ООО "Горэлектросеть" (ГЭС) Евгением ШЕСТЕРНЕНКОВЫМ.
- Мы обслуживаем порядка 90 процентов электрических сетей в Новокузнецке (часть электросетей и оборудования принадлежит МРСК Сибири). Наряду с воздушными и подземными линиями электропередач в обслуживаемую систему электроснабжения входят шесть электрических подстанций 35/6 киловольт, четыре центральных распределительных подстанции (ЦРП), 39 распределительных подстанций (РП), 525 трансформаторных подстанций (ТП) по всему городу.
- Для чего нужна система АСКУЭ?
- Что такое качественное электроснабжение? Это бесперебойное, равномерное, без перегрузок, электроснабжение потребителей во всех районах. Для достижения этих параметров мы установили во всех многоквартирных домах Новокузнецка приборы учета потребляемой электроэнергии, такими же приборами оснастили распределительные подстанции и другие узловые объекты электроснабжения, замкнули все это на единую компьютеризированную систему. Теперь данные в режиме он-лайн передаются и обрабатываются, ну, а в случае необходимости (например, идет нарастание нагрузки в какой-то из частей города) в автоматическом режиме осуществляется переключение, перераспределение электрической энергии через резервные линии.
Потребители ничего этого не знают, даже и не догадываются: у них в квартирах горит свет, работают телевизоры и холодильники, бытовые приборы. Сколько требуется электроэнергии в данный момент, столько они и задействуют. Нам же АСКУЭ позволяет видеть в реальном времени загрузку отдельных участков сети и оптимизировать ее работу, снижать по конкретным линиям пиковые нагрузки, и как следствие избегать многих аварийных ситуаций.
- Когда началось внедрение этой системы учета и контроля? Принесла ли она экономию?
- Мы внедрили систему АСКУЭ первыми в Кузбассе и одними из первых в России, эта работа проведена с 2008 по 2013 год. Помимо технического регулирования она позволяет осуществлять учет потребленной электроэнергии. Более того, если рассматривать внедрение АСКУЭ с точки зрения закона об энергосбережении, то за несколько лет мы сэкономили около 150 миллионов киловатт-часов.
- Если вы что-то сэкономили, значит это можно куда-то потратить. На что были направлены сэкономленные киловатт часы?
- Учитывая что город развивается, строятся новые объекты и жилые кварталы имеет место постоянно растущая потребность в дополнительных мощностях. Но мы не отказываем в подключении: новые детские сады и школы, мощности первой горбольницы, драматический театр, СитиМолл, жилье по всему городу подключаются без проблем, в установленные договорами сроки. И эти резервы были выявлены именно благодаря внедрению АСКУЭ. Ведь до внедрения системы потери составляли 23 % при утвержденном нормативе 15%. А уже в 2013 году этот показатель составил 13%.
При этом отмечу, что все работы по внедрению АСКУЭ выполнялись собственными силами. За эти годы у нас сложился профессиональный коллектив, способный решать очень серьезные задачи. Мы гордимся специалистами которые отработали в ГЭС по 10-20 лет. За это время произошли неоднократные изменения наименования предприятия и форм собственности, но кадровый костяк сохранился. У нас в коллективе говорят, что "если про Горэлектросеть не вспоминают, значит мы справляемся со своей работой".
- Но вспоминать иногда приходится. В июне в Новокузнецке было несколько заметных отключений жилья от электроснабжения.
- Да, но это связано с грозовыми явлениями. Гроза – большое испытание для электросетей. Повышается влажность, что не способствует устойчивости работы системы электроснабжения. А главное, грозовые электрические разряды, которые даже если не ударяют напрямую в объекты, то вызывают огромные перегрузки в сетях, вблизи которых бьет молния.
Грозовой разряд возбуждает магнитное поле огромной силы. И если в зону его действия попадают токопроводящие элементы, наводится ЭДС, происходит скачок напряжения, на который сети не рассчитаны. Если молния ударила недалеко от сетей, она индуктирует в линии более высокое напряжение. На системе подключено много индукционной нагрузки, трансформаторов, и она начинает "качаться". В сети, рассчитанной на напряжение в 6-10 киловольт, возникают колебания, которые превышают допустимые значения. И происходит пробой изоляции.
- Тогда действуют ваши ремонтные бригады, верно?
- Как я уже отметил, не все сети в Новокузнецке эксплуатируются ООО "Горэлектросеть": часть обслуживается МРСК, ей же принадлежат питающие подстанции, 8 штук по всему городу. А уже от этих подстанций получает питание 70 процентов сетей Горэлектросети. Кстати, масштабные отключения в Центральном районе 23 июня и в Новоильинке 25 июня связаны как раз с повреждениями на сетях МРСК. Но когда отключаются их подстанции, обесточиваются и наши сети.
- А если повреждения происходят на ваших сетях, в течение какого времени вы их устраняете?
- От трех минут до двух часов. Крайне редко на устранение повреждения требуется больше времени. Большинство жителей Новокузнецка знают телефоны нашей диспетчерской службы – 74-24-10, 74-45-60. Знают, что работаем мы и днем, и ночью.
- Каких сетей в Новокузнецке больше – воздушных или подземных?
- В частном секторе, в основном, идут "воздушки", в многоэтажной застройке, как правило, подземный кабель. По числу подключенных потребителей, конечно, больше работают кабельные сети. Но по протяженности больше воздушных.
- Учитывая что в это лето происходят частые грозовые явления, что бы вы посоветовали горожанам?
- Во-первых, если вдруг погас свет, не стоит паниковать: мы работаем круглосуточно и в кратчайшие сроки восстановим электроснабжение. Если вы располагаете информацией о причине и месте аварии, пожалуйста, сообщите в диспетчерскую (телефоны я уже сообщал выше), это очень поможет нашим специалистам, ускорит процесс. И, пожалуйста, не стоит в это время изливать раздражение на диспетчера: поверьте, в такие моменты ему не до долгих разъяснений и извинений, счет времени на секунды. Прошу понять правильно.
Второе – при грозе следует отключить все электронные бытовые приборы, во избежание их повреждения.
Ну и, наконец, не стоит во время грозы покидать помещение. Гроза – это неуправляемая стихия. Будьте благоразумны.
- Если затронуть вопрос развития города, успевает Горэлектросеть за новыми требованиями по увеличению нагрузок и как это сказывается на качестве предоставления услуги электроснабжения?
- Разумеется мы развиваемся не только учитывая текущие запросы на новые мощности, но и рассматривая перспективные планы развития города. Например реконструкция подстанции №1 на Циолковского, 41а позволила не только многократно повысить надежность электроснабжения жителей центрального района, но и осуществить подключение новых потребителей. Благодаря этой работе мы смогли предоставить новые мощности для Первой городской больницы (0,6 мегаватт), подключить недавно капитально отремонтированный Новокузнецкий Драмтеатр, и увеличить мощность до 1,3 мегаватт.
Строительство подстанции "Береговая", в котором мы приняли долевое финансирование, позволило не только запитать ряд новых жилых домов и коммерческих объектов в "Новом городе" (квартал 45-46) но и предоставить мощности для нового детского сада.
Более того, проложив кабель от "Береговой" до РП-9 на улице Франкфурта удалось перевести на энергопотребление от новой подстанции объекты, подключенные к этому РП, кроме жилых домов это 4 детских сада и 2 школы. Естественно, что удалось значительно повысить устойчивость и качество электроснабжения.
В прошлом году удалось значительно улучшить ситуацию по электроснабжению для наших потребителей подключенных от РП-5 (Дружбы, 34). К этому РП мы проложили новую кабельную трассу от подстанции "Центральная". Это позволило значительно повысить качество и обеспечить бесперебойность электроснабжения для 6 детсадов, 5 школ и 56 жилых домов.
И работа в этом направлении продолжается.
Григорий Полевой
Фото: Пётр Бобров