События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
С роденовским размахом
В небольшом зале Художественного музея на открытии выставки в честь 85-летия со дня рождения новокузнецкого скульптора заслуженного художника России Александра Брагина собрались те, кто знал и любил Александра Ивановича.
Когда человек не так давно умер, все время кажется, что он где-то рядом. Кто-то из выступавших на вернисаже даже сказал, что такое чувство, что Александр Иванович живой, в этом зале среди нас.
Наверное, это ощущение создавалось главным образом от его скульптур и графических листов, развешанных на стенах. Но это всегда так: если художник талантлив, в его произведениях - душа автора.
Созданные им скульптурные портреты из бронзы, металла, дерева и других материалов, во-первых, похожи на оригиналы, хотя в искусстве это не считается главным, а во-вторых, все они одухотворены, все это люди глубокого содержания, яркие личности. Он лепил и рабочих, и ученых, и художников, и, конечно, членов своей семьи. Мягкий, добрый, интеллигентный Михаил Кадышев, художник, давно ушедший от нас. А кемеровский художник Струлев напоминает какого-нибудь древнегреческого философа. График Александр Холодов, с которым Брагин работал в правлении местного Союза художников. То есть те, кого знал много лет, ценил, с кем был в дружеских отношениях.
Голова рабочего. Мощная, лицо мужественное, решительное. Он, похоже, из тех, кто в войну шли на амбразуру, а в 90-е годы стучали шахтерскими касками о площадь в Москве.
- В некоторых работах у него роденовская экспрессия, - сказал архитектор Юрий Михайлович Журавков. Портрет рабочего можно в этот ряд отнести. И, думаю, дело не только в расцвете “сурового стиля” 60-х годов. Эта мощь была в самом Александре Ивановиче.
И искусствовед Лариса Георгиевна Данилова, и Юрий Михайлович Журавков, и Николай Григорьевич Старцев, и Михаил Михайлович Маслов, и художники Александр Васильевич Суслов и Пётр Павлович Рещиков, и другие говорили о нем, отмечая разные стороны его многогранной личности. Его волю и мудрость, и доброту, и деликатность, и интеллигентность.
Александр Брагин известен и как монументалист - его барельефы, памятные доски, памятники, скульптурные портреты есть не только в разных местах города, о чем газета неоднократно писала, но и за его пределами. Его работы есть в Кишиневском художественном музее и в Министерстве культуры России.
В экспозиции, естественно, на одной из стен большая фотография Александра Ивановича. А еще замечательный портрет, написанный Петром Рещиковым, дружившим много лет с Александром Ивановичем. И в этом портрете живописец передал и мощь скульптора, и его душевную мягкость, и человечность.
Изобразительное искусство требует небеглого взгляда.
Настоящее искусство, в принципе, не суетно, а скульптура особенно. Стоит долго и пристально вглядываться в эти лица нередко ушедших, но дорогих кому-то людей.Все экспонаты, включая графические листы с этюдами обнаженной женской фигуры (прекрасный рисовальщик), - собственность Художественного музея.
Коллекция пополнилась еще одним - женским портретом из красного дерева. Нина Владимировна Брагина, вдова скульптора, подарила музею последнее оставшееся у нее произведение супруга. Она поблагодарила всех, кто пришел на выставку и кто сказал об Александре Ивановиче добрые слова.
Около 50 лет он был единственным скульптором в городе. Неправда, что незаменимых нет.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь