
23 марта президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым.

Блогера Варламова*, юриста Чикова* и еще трех человек и одну организацию включили в реестр иноагентов.

В начале этой недели в нашем городе наблюдался всплеск массового психоза.
Как вы относитесь к бородатым чиновникам?
Хватает ли вам зарплаты (и других доходов) на жизнь?
Кто, по-вашему, мог взорвать "Северный поток"?
...


Факел его жизни
Сказала бы, что наконец сбылась мечта Галины Степановны Ивановой, заведующей салоном “Художник” Центральной городской библиотеки имени Н.В. Гоголя, энтузиаста и собирателя материалов о творчестве нашего знаменитого художника-наивиста Ивана Селиванова.
Сказала бы с радостью, если бы музей Селиванова, о котором Галина Степановна неустанно хлопочет, был бы музеем “в реале”. Но пока лишь это виртуальный музей, в который можно попасть лишь через сайт Гоголевки. Подробно с содержанием раздела “Иван Селиванов” на вечере памяти художника в библиотеке имени Н.В. Гоголя познакомила Татьяна Киреева.
Вечер посвящался 105-летию со дня рождения Селиванова и включал в себя по традиции выставку, представлявшую и подлинники - несколько карандашных рисунков, в том числе портрет матери, написанный автором по памяти, его записи-рассуждения о жизни, и пожелтевшие газеты со статьями об Иване Егоровиче. Все, кто пришел хотя бы минут за пятнадцать до начала, смогли посмотреть экспозицию, расположенную в салоне, послушать объяснения Галины Ивановой.
Официально вечер начался в конференц-зале библиотеки. Открыла его Галина Степановна, дала слово директору библиотеки Вере Скаленчук. Вера Васильевна вспомнила о визите знаменитого земляка в Гоголевку, оставившего памятную запись: “Посещение библиотеки - факел в моей жизни”. Надо сказать, вечера памяти Селиванова Галина Степановна устраивает с 1992 года.
Такая верность художнику достойна поклонения. Порой кажется, если б не любовь и энергия Галины Ивановой, мы бы не знали так много о Селиванове.
На вечере показали два фильма о художнике. Документальный 1987 года. Художественный 1983 года. Называется он “Синий кот на белом снегу”. В фильме показаны лучшие работы Селиванова и это - главная ценность ленты, потому что залитый патокой образ художника, исполненного артистом, не имеет ничего общего с реально существовавшим человеком.
А после демонстрации фильмов выступили с воспоминаниями о встречах, пусть даже коротких и единственных, с Иваном Егоровичем Селивановым художник Руслан Высоцкий, научный сотрудник Художественного музея Альбина Шадрина, композитор Михаил Маслов и другие.

Очень хорошо, что Галина Ивановна Степанова пытается сохранить остатки наследия Ивана Селиванова.
Но к автору статьи Татьяне Тюриной - принципиальный вопрос.
Поскольку автор взялась писать о по-настоящему выдающемся и, не побоюсь сравнений, великом русском человеке, каким был Селиванов.
Так вот, вопросы навскидку: ГДЕ сейчас те работы Ивана Селиванова, которые принесли ему мировую славу и которые хранились именно в Новокузнецке?
ГДЕ? Потому что Заочный Народный университет искусства (знаменитый ЗНУИ)в Москве, куда Селиванов, уже старый человек, посылал свои работы - бережно сохранил ВСЕ те работы, которые в нем оставались - а остальные - высылал обратно художнику.
А Новокузнецк - на наших глазах "утратил" эти подлинники.
Эти вопросы будут волновать каждого русского человека, мало-мальски сохранившего совесть и любовь к родной культуре: ГДЕ сейчас находятся, КУДА попали работы Селиванова, хранившиеся в Новокузнецком отделении Союза художников?
КТО поимённо отдал их "на распыл" - а если сказать прямо, кто торговал этими работами в Новокузнецке? КОМУ они принадлежат сегодня?На эти вопросы мы должны получить ответы.
Пока же вместо ответов - застекленные витрины с репродукциями.

Ясно, что работы И. Селиванова присвоили и перепродали люди, не имевшие права это делать. Поскольку у И. Селиванова не было наследников - то его наследие принадлежало государству и его структурным подразделениям в г. Новокузнецке.
Так кто все-таки эти люди, распродавшие работы художника, который жил в абсолютной нищете и при жизни вообще не продавал свои работы именно из принципа - считая, что они написаны про людей и для людей.
Кто они? Нарушившие, в том числе, волеизъявление художника?

Какой бы чудесный человек не была Галина Ивановна - но были люди, сделавшие для Ивана Селиванова намного больше - если можно взвешивать на весах вклад людей в сохранение русской культуры.
Достаточно сказать, что открыл Ивана Селиванова выдающийся педагог и искусствовед Юрий Аксенов.
И не в 1990-е годы - когда его имя "ввели в моду" - а намного раньше.
Аксенов уже с 1963 г.(!!!) году упоминает И. Селиванова в своих выдающихся пособиях для самодеятельных художниках:
Аксенов, Ю. Чувство формы и его развитие / Ю. Аксенов // Методический сборник изофакультета Заочного народного университета искусств за 1960 – 62 гг. / РИО ЗНУИ. – М., 1963. – Упоминается И. Селиванов.
Аксенов, Ю. Художественная форма, ее восприятие и решение / Ю. Аксенов // О развитии творческих способностей самодеятельных художников : сб. статей. – М. : Советская Россия, 1975. – Упоминается И. Селиванов.
Иван Селиванов (1907 – 1988) // Кузбасс. Культура : избранные страницы. – Кемерово ; Томск, 2008. – С. 252 : фото. – (Культура в лицах). – Краткая справка об И. Е. Селиванове. Ошибочно опубликован фотопортрет кемеровского художника Василия Селиванова.


Сколько можно эксплуатировать имя великого бескорыстного человека - сколько можно писать "писуль" о нем - и одновременно не приоткрыть даже завесу тайны о том, кто, когда и куда - и на каком основании - "сплавил" его картины?

Мало кто понимает (да и думаю он сам не догадывался), что он не просто рисовал портреты, он иконы рисовал!
Если "девочка" пропала это очень и очень жаль...шедевр

Вот автор заметки о Селиванове Татьяна Тюрина сказала "а" - пусть "б" и "я" говорит. Вдохновенно написала о копиях, которые ровно ничего не стоят и не значат - так пусть расскажет, кто конкретно "увел" лучшие из подлинных работ Ивана Селиванова, которые хранились в Новокузнецке или Прокопьевске в местном отделении Союза художников (не помню точно, в каком из двух городов). И КузПресс со всей своей группой активистов вполне может помочь в таком расследовании.
Интересно, какие подлинники смогла сохранить Галина Иванова? Где они хранились до попадания в ее музей - вообще хорошо бы знать историю вопроса.
На наших глазах за последние 20 лет раскрадены остатки национального достояния. Это произошло не просто так - а в результате воровства одних и попустительства других.

Я тебе скажу по секрету, Селиванов против Леонардо да Винчи место пустое!

А есть художники наива, т.е. самодеятельные художники. Они не лучше - но и не хуже профессионалов. У них своя ниша в искусстве. И в этой мировой нише художников наива у Ивана Селиванова - есть свое место, причем выдающееся.
Если рассматривать Кузбасс с точки зрения культуры, а не угля и металла - то здесь Кузбассу не очень повезло. Всего несколько имен, которые соединяют Кузбасс и мир великой культуры - это Достоевский (мельком бывал в Кузнецке), еще два-три имени. Иван Селиванов - одно из ярчайших звеньев.


Иванову я вообще не задевал - работает человек, да и Слава Богу. Чем может задеть моя фраза: "Интересно, какие подлинники смогла сохранить Галина Иванова? Где они хранились до попадания в ее музей - вообще хорошо бы знать историю вопроса".
Почему любой конкретный вопрос сразу вызывает волну раздражения?
В Кузбассе за всю его историю был только один художник, которого знают и уважают в стране и за рубежом - это как раз Иван Селиванов. Музейщики могут многое знать на тему судьбы работ Ивана Селиванова. Хорошо, если приоткроют завесу.
Что касается расследования - то я не мент, не полицай, не детектив. В т.ч., - не чиновник. Всем названным вообще всё в нашей жизни "фиолетово", как Вы правильно выразились. Потому что вся эта шайка всю страну продула "в дурака" - что там говорить о картинах...
... Первые шаги должны сделать местные "работники культуры" - поднять вопросы, которые я коротко обозначил в своих комментариях. Поднять хотя бы как нравственную проблему.
А если не хотят или трусят - их дело.

Нету.
При Советах Селиванова везде признали, кроме Кузбасса.
А после Советов, оказывается, просто растащили его работы.
Обидно.
Именем заурядного пейзажиста Вучичевича улицы называются. А о Селиваное напоминают только энтузиасты.

А после Советов, оказывается, просто растащили его работы".

Вы зайдите на сайт библиотеки и посетите виртуальный музей, ознакомьтесь с материалами, статьями. «Освежите «мозговую систему своей головы» (слова И. Селиванова несколько перефразированные мной)
Все работы что хранились в ЗНУИ были переданы в Российский дом народного творчества ( около 100 работ)
Остальные возвращались Ивану Егоровичу по месту проживания г. Прокопьевск ул. Урицкого 35.
Да Иван Егорович мечтал о собственном музее, он говорил: « Это большая печаль, когда человек работает, а тебя никто не замечает.» И музей должен был быть в доме, который был построен для него на территории дома престарелых в Беловском районе п. Инской. Но там ничего нет… руины…
Галина Степановна старается в меру своих сил и возможностей сохранить память об Иване Егоровиче. А Вы – его почитатель что сделали Вы для сохранения его наследия?

Про ЗНУИ я не спрашиваю - известно, что он бережно хранил работы и Селиванова, и других самодеятельных художников.
А мой простой вопрос - какие же из подлинников охраняет и сохраняет Галина Ивановна - всех просто в шок привел.
У нас что, вообще ни о чем нельзя говорить?
Я не имею права спросить автора статьи ни о чем - но меня долбить почем зря, оказывается, можно?
Вот Вы сами пишете: "Вы налетели на автора статьи Татьяну Тюрину. Это обзорная статья вечера памяти И. Е. Селиванова. Причём тут расследование? Каждый год пишутся подобные статьи, а Вы проснулись только сейчас".

Можно спросить Вас - а зачем "каждый год пишутся подобные статьи" , где нет ничего нового и не даются ответы на возникающие вопросы.
Что касается меня, - то я "проснулся" очень давно. А мои близкие друзья поднимали эти проблемы в центральной прессе неоднократно - в т.ч. в 1995, в 2000-м годах.
Потому что уже в 2000-м году проблема наследия Ивана Селиванова стояла очень остро. Но в Кузбассе ее замалчивали и поливали сладким елеем, полностью замылив вопрос: куда же делись те работы художника, которые оставались в Новокузнецке и Прокопьевске. И за прошедшее время след простыл и последних известных работ.
Этот вопрос актуален и сегодня. Если на него наложено административное вето - так и скажите. А мораль мне читать нечего.
Если Вы считаете, что нужно уходить от вопросов и проблем и только отвешивать в разные стороны поклоны - кланяйтесь, Ваше право. У нас вся страна только и делает, что кланяется в разные стороны.
Но только еще Василий Розанов писал, что у русского человека от поклонов шея скоро сломится.

"...А мой простой вопрос - какие же из подлинников охраняет и сохраняет Галина Ивановна - всех просто в шок привел..."
Библиотека Гоголя открыта для всех желающих и вход туда свободный…..
Вполне допускаю, что Вы с чистыми намерениями ратуете за сохранение наследия Ивана Егоровича Селиванова.
А статьи и вечера памяти будут снова. Насколько мне известно, Г.С. Иванова делает это не первый год и будет продолжать это делать, дабы напомнить всем нам о мастере. И снова и снова будет ставить вопрос о музее. Как известно капля камень точит. . Так почему бы Вам с той же энергией не взяться и не помочь в создании музея?
Поднимать вопросы, писать... А где дело?
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь