#
#
Просмотров: 549
Тема дня

Дорожная аномалия

Picture

В Новокузнецке в двенадцатый раз (!) пытаются отремонтировать виадук у "Планеты".

Просмотров: 2980
Тема недели

"Коли ты в Расее власть, дак и правь Расеей всласть..."

Picture

Соперник С. Цивилёва на выборах-2018 задержан силовиками.

Просмотров: 11960
Тема месяца

Окаянные дни, окаянные годы

Picture

Между пожарами в "Крокусе" и в "Зимней вишне" много общего.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Опросы на КузПресс
  Поставьте оценку деятельности сегодняшней администрации г. Новокузнецка
  Когда отечественные кинематографисты снимали наиболее интересные фильмы?
  Как вы относитесь к идее расширения полномочий Горсовета?
  ...
добавить на Яндекс
Артисту Новокузнецкого театра кукол "Сказ" несли цветы в на международном фестивале

Кукла – инструмент, напарник и друг

И снится генералу сон. Будто оказались они с другом, таким же генералом, как он, только менее культурным, поскольку книг не читающим, на необитаемом острове. И умерли бы с голоду, если б не появился непонятно откуда мужик со скатертью-самобранкой.

Может, и не совсем так у Салтыкова-Щедрина в сказке “Как мужик двух генералов прокормил”. Но суть эта. Спектакль “Золотой мужик” по этому произведению поставил в театре кукол “Сказ” его главный режиссер Юрий Самойлов.

Кукол - генералов этих - водили Дарья Зарубина, Дарья Горбунова и Маша Матренина. А говорил за этих персонажей Никита Юртаев. Он же и мужика в “живом плане” играл. Сложно водить куклу и играть за нее, сценический образ создавать. Но еще, пожалуй, сложнее, когда озвучивающий текст человек находится на почтительном расстоянии от кукловодов. И генералы не просто говорят, а беседуют. У них разные характеры, разные голоса. Но Никита мастерски это все координирует. И на Международном фестивале русских (отметим, драматических) театров из 12 театров-участников три и среди них “Сказ” получили благодарственное письмо председателя правительства Республики Мари Эл.

“Все были потрясены работой Никиты Юртаева, - сказал мне Самойлов. - И цветы ему несли, и “браво” кричали”. И критики высоко оценили спектакль новокузнечан: “Вы, - сказали они, - Салтыкова-Щедрина расшифровываете, а не иллюстрируете”. Мне давно хотелось сделать какой-то материал с Никитой Юртаевым, талантливым артистом. А тут и повод подоспел - успех на фестивале. И начали мы с ним разговор, конечно, с этого события.

- Как вас принимали зрители?

- Мы в Йошкар-Оле не первый раз были. И всегда нас встречают с воодушевлением. Всегда положительные отзывы. Каждый раз спрашивают: “Когда вы еще приедете?” И у критиков не было претензий. В этот раз, хоть мы и почетными гостями были, а не участниками конкурса, нас обсуждали судьи. Но мы не на жюри работаем, а на зрителя. Я сижу на спектакле в зале, тишина была на протяжении всего представления, ни единого шороха.

- Никита, а трудно говорить за двух генералов, вести диалог, спорить, это же два разных характера. У Салтыкова-Щедрина, по-моему, просто два генерала.

- Это интерпретация нашего театра, в частности, Юрия Самойлова. Трудно ли вести беседу? Нелегко. Особенно в первое время, когда только начинали репетировать, потому что большой объем текста и, как вы заметили, два разных характера. Это не просто озвучивание, а именно игра. Если не будет этого, будет монотонно.

- Ты ведешь голоса, а сам не водишь этих кукол...

- Водят кукол девочки. Куклы планшетные, одному сложно играть, нужен второй человек. Это мысль режиссера. Мол, генералам надоел мужик, они от него отказались. Поэтому я и сижу в зале, потом только выхожу с котомкой за плечами. Уже в роли мужика. При этом продолжаю говорить за генералов.

- Сколько лет ты в этом театре? Как попал сюда?

- Пришел лет в 20. Весной пятый год будет, как я здесь.

- О, так у тебя юбилей?!

- Да, такой маленький юбилейчик. Я узнал, что здесь набирали артистов. Что-то показал. Предложили нескольким ребятам и мне. Когда нам поставили условия, что театр - это все, больше ничем нельзя будет заниматься, согласился один я.

- То есть?

- Не то, что нельзя. Это невозможно при всем желании. Когда нужно работать, мы за временем не следим.

- У вас в театре куклы разных систем - и перчаточные, и тростевые, и паркетные, и т.д. Как ты это все освоил?

- Помогали. Старожилы театра, Юрий Алексеевич. Я как пришел, мне дали марионетку, сказали: “Все. Изучай”. Самостоятельно изучал, что она может, что нет. Дальше меня уже направляли: где, как, что. Поэтому школу управления куклами, можно сказать, я освоил здесь.

- Это захватывает?

- Да! И если это твое, ты будешь работать, несмотря ни на что.

- Можешь сказать, сколько максимально персонажей в одной сказке ты играл?

- Максимальное количество персонажей - это в “Сказе о том, как Кощей к Яге свататься ходил”. Там у меня шесть ролей. В “Петрушке” - Кощей, Царь, Иван, Капрал, еще “живой план”. Кого-то забыл, потому что всех не упомнишь. Прелесть в том, что ты один можешь побывать кем хочешь, причем в одном спектакле. И ты работаешь над ролью, выбираешь голос, характер. Сам изучаешь. И это очень многого стоит.

- Что чувствуешь, когда берешь в руки куклу?

- Каждая кукла - индивид, она очеловечена, и потому мы обращаемся с ней бережно. Нельзя ее кинуть, нельзя обращаться с ней как с простой вещью. Это живое существо, которое может на тебя обидеться. Это твой инструмент, это твой напарник и друг. Это все вместе.

- Вы в прошлом году с Евгением Шаниным поступили в Санкт-Петербургскую театральную академию. Когда вы пришли туда, вы отличались от общей массы? Или там все уже мастерами пришли?

- Там берут либо со стажем работы не менее трех лет, либо со средним специальным образованием. Группа большая - 20 человек, все творческие, все амбициозные.

- Вы не потерялись на их фоне?

- Нет. У нас есть большой опыт в определенных областях, где мы, так сказать, могли утереть нос остальным.

- В драматических театрах нередко к утренникам, то есть спектаклям для детей, относятся спустя рукава. Тебя не смущает, что твой основной зритель - дети?

- Нет, конечно. Мы на театральных уроках, которые проводим со школьниками, предлагаем и педагогам и ученикам поводить куклу, два-три простых движения. Потом спрашиваем: “Ну как? Тяжело или легко?” И всегда один ответ: “Очень тяжело”.

Это тяжелый труд, потому что, помимо тебя и роли, есть еще кукла, которую нужно оживить. И если ты этого не сделаешь, то зрителя никак не увлечешь.

Татьяна Тюрина
Фото: Александр Бокин
12.12.2013
Просмотров: 1804 | Комментариев: 3
Жаннеточка 12.12.2013 11:54
Похоже, что театр кукол - это единственная гордость Новокузнецка. Да и то САМИ себя сделали. Молодцы! Что тут скажешь...А вот "Коммунар" могли бы таки им отдать, не жопиться...
0
0
=
0
ворчун 12.12.2013 12:55
чёй-то, новоиспечённый мэр Коммунар кукольникам зажопил?
неблаговидный поступок, совсем как у мутного предшественника, великого сидельца Смолеги
Сергей Николаевич, нижайше просим Вас не жопиться и разместить театр кукол в отремонтированном Коммунаре
уверен, в Ваших силах решить этот вопрос
в надежде уповаю...
некто ворчун
0
0
=
0
Росинка 13.12.2013 11:16
Какое бы это было мудрое решение! Там же можно было бы разместить и детское кафе, и детскую картинную галерею, и музей
(например, пионерии).
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь