БПЛА атаковали объекты в Казани (+4)
После утреннего налёта в столице Татарстана слышатся взрывы.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
Сможет ли В. Путин нас удивить?
...
Порфирий Никитич Крылов - исследователь живой природы Кузбасса
Во второй половине 19 века Сибирь стала стремительно превращаться из каторжанской ссылки в землю обетованную.
Началось, видимо, с роста самосознания сибиряка. Показатель тут – активность «областников» Николая Ядринцева и Григория Потанина, боровшихся с привычным колониальным статусом Сибири. И появлением в метрополии, в российском правительстве умных людей, вроде Сергея Витте, инициировавшего строительство гигантской, самой протяжённой в мире транссибирской железной дороги, с пуском в строй которой началось планомерное и спокойное, не хищническое освоение нашего края.
Железная дорога немедленно стала обустраиваться. В Анжерке и Судженске появились первые угольные копи, добывавшие каменный уголь для паровозных топок. Транссиб прирастал в среднем за год на 800 с лишним вёрст. Это рекордные темпы для такого рода строек.
Рабочих надобно было кормить, поить, строить им жильё. Нужны были новые и новые рабочие руки. В первую очередь крестьянские, умеющие управляться с землёй, обихаживать скотину и в конечном итоге давать товарную продукцию для промышленных рабочих.
Чтобы привлечь из европейской части России переселенцев, за казённый счёт строились дороги и мосты. Конечно, это не были не современные шоссе, но вполне удобные дороги для гужевого транспорта. Переселенцам полагались разные льготы и ссуды. Их даже снабжали лошадьми, а в новосельских деревнях и хуторах им за счёт казны рыли колодцы.
Конец 19 века стал для Сибири временем просвещения – в Томске, в ту пору главном сибирском городе, открылся университет. Пока только с двумя факультетами – медицинским и юридическим. И первый приём был – 72 студента.
Но это был настоящий университет. Ещё до его официального открытия в 1888 году сюда съехались серьёзные учёные, уже с именами, представлявшие различные направления в науке. При университете было создано Общество естествоиспытателей и врачей. Оно имело, согласно уставу, следующие цели: «во-первых, содействие успехам всех отраслей естествознания и научной медицины; во-вторых, изучение Сибири и прилегающих к ней стран в естественно-историческом и медицинском отношениях, имея в виду не только научные, но и практические цели изучения страны; в-третьих, изучение населяющих Сибирь племен, преимущественно инородцев, в антропологическом отношении, а также антропологическое изучение, по археологическим памятникам, живших здесь доисторических племен; в-четвертых, распространение в публике естественно-исторических и медицинских сведений и привлечение наибольшего числа лиц к естественно-историческим исследованиям».
Среди первых сотрудников университета был Порфирий Никитич Крылов.
Сам он из крестьян. Учился, как тогда говорили, «на медные деньги». В гимназию смог поступить только двенадцати лет. Окончил четыре класса и был вынужден идти « в люди» - устроился в аптеку учеником провизора.
В аптеке приохотился к изучению разных лекарственных растений, собрал внушительный гербарий и, после окончания провизорских курсов при Казанском университете (а в университете он слушал не только лекции по специальности, но и по химии, биологии, ботанике и т.п.), стал сначала лаборантом, а потом садовником в Ботаническом саду.
Много путешествовал по Уралу, изучал его природу, писал научные статьи и публиковался в разных учёных сборниках.
Когда был основан Сибирский университет (именно так спервоначалу назывался Томский университет, единственный на всю Сибирь), Крылова пригласили в «Сибирские Афины». Первые шаги Крылова: основание Ботанического сада (он привёз с собою 700 горшков оранжерейных растений, ох, и трудное это было дело – везти такое нежное добро пароходами и лошадьми), ставшего со временем уникальным научным собранием растений; учреждение Гербария, в основу которого были положены его собственные собрания растений, и, наконец, разбивка Университетской рощи перед главным корпусом.
Сам он изложил свои первые впечатления о Томске и университете в следующих выражениях: «Университетское место является пока, впрочем ненадолго, почти девственным; в три экскурсии я собрал на нем более 300 видов туземной флоры. Место живописное, разнообразное, очень пригодное для ботанического сада. Есть в нем березовые рощицы, лужки, тенистые овраги, открытые склоны, болота и довольно большое озерко. Университет своим наружным видом производит приятнее впечатление. Хотя и можно было бы его сделать покрасивее, тем не менее это лучшее здание в Сибири...».
Университетская роща живёт по сей день. Крылов подселил к естественной сибирской флоре массу новых растений. В том числе не сибирских: вяз, клен, канадскую иргу, лещину, жасмин, дуб.
Одна моя родственница училась на биологическом факультете Томского университета. Экзамены по ботанике там принимались так: преподаватель приносил из университетской рощи сноп травы и раздавал экзаменующимся по пучочку, испытание считалось пройденным успешно, если студент называл все виды растений по именам. Не только русским, но и латинским.
Университетская роща – образцовый парк. Вот как о нём пишет биограф Крылова и продолжатель его дела, директор Томского гербария Лидия Сергиевская:
«Прошли годы. Пышно разросся посаженный П. Н. Крыловым в 1885 г. университетский парк. Величественно и как бы задумчиво стоят группы из ели и сибирской пихты.
Как-то особенно торжественно шумят сибирские кедры, привлекающие взор своей красивой кроной и длинной темнозеленой хвоей. Под сенью их стоят скамейки, и на них всегда кто-нибудь отдыхает. Кедр еще молод. Ему всего сейчас около 80 лет, а впереди у него еще столетия жизни. Необычайно красива большая группа могучих серебристых тополей, выделяющихся на общем зеленом фоне своей оригинальной серебристой листвой. Великолепно чувствуют себя тенистые липы, полукругом окаймляющие с обеих сторон фасада боковые дорожки, ведущие к главному входу университета. Художественно размещены группы сирени, таволги, караганы, рябины, жимолости, черемухи и лиственниц. Между ними раскинулись естественные лужайки. В июне здесь все цветет и благоухает. Пернатые певцы, которых так любил Порфирий Никитич, не смолкая поют и щебечут, скрываясь в густой листве, а по ночам звонко и мелодично поют соловьи, наши любимые и желанные гости».
Таким образом, все основные работы Порфирием Никитичем произведены с конца июля до наступления зимы. Так было положено основание первому в Сибири Ботаническому саду, о котором знаменитый ботаник на протяжении десятков лет неустанно заботился. При очень ограниченных средствах и малом штате он сумел широко поставить все отделы сада на должную высоту, и Ботанический сад университета пользовался заслуженной славой.
Каждое лето Крылов проводил в ботанических экспедициях.
В первые годы своей работы в Томске он изучал кедровники на правобережье Томи (те самые, что сегодня активно вырубаются браконьерами-лесозаготовителями), обследовал пихтачи, берёзовые и осиновые леса, сосняки в бассейне реки Яи.
С 1990 года началось изучение кузнецких степей. Далее шло обследование Салаирского кряжа. Потом Крылов плавно перешёл к « черни», то есть черневой тайге Кузнецкого Алатау и Горной Шории, пройдя её, так сказать, снизу доверху – то есть поднимаясь от приречных зарослей в альпийскую и гольцовую зону. И наконец, открыл и детально описал реликтовый «Липовый остров».
При этом Крылов предложил научное обоснование причин сохранения липы в долине реки Кондомы, а с нею ещё около двадцати видов нигде более в Сибири не встречающихся растений – «живых ископаемых», оставшихся с доледникового периода.
Сравнительный анализ ареалов, то есть мест распространения растений, с объяснением особенностей их произрастания в том или ином месте привели Крылова к несомненному научному открытию и новому, флорогенетическому методу изучения растительности. Ярко это проявилось в его работе «Тайга с естественно-исторической точки зрения».
Крылов детально изучил сибирские (в первую очередь кузнецкие) степи, леса и альпийскую растительность. Но не только, а ещё и связанные географически с нашими местами Туву, Горный Алтай, Барабинские степи.
Здесь надо непременно отметить, что Кузнецкая котловина прежде других сибирских территорий получила интенсивное промышленное и сельскохозяйственное освоение: золото Кузнецкого Алатау, полиметаллы Салаирского кряжа, угольные и железорудные месторождения, вырубка лесов и распашка степей – вмешательство человека в безмятежное природное существование привело к серьёзным экологическим изменениям. Крылов, например, отметил продвижение степной зоны на север с соответствующим отступлением зоны хвойных лесов, став практически первым экологом в истории сибирского естествознания.
Результатом планомерной многолетней работы стал семитомный труд «Флора Алтая и Томской губернии» (Кузнецкая котловина, Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, лесостепная зона Кузбасса - части этой большой экосистемы), содержащий подробные описания 1787 видов растений – подлинную и исчерпывающе полную ботаническую энциклопедию нашего края.
Параллельно с этим уже учениками Крылова были проведены медико-ботанические исследования Мариинского и Кузнецкого уездов. Эта работа не утратила значение по сей день – в 1980-е годы вышел большой справочник «Лекарственные растения Кузбасса», который, думаю, мог бы иметь успех и в новом переиздании.
…Мы привыкли к тому, что все исследователи нашего края, начиная с Михайлы Волкова, находят нечто полезное в его недрах. Ну, да, безусловно, Кузбасс богат полезными ископаемыми. Но он несомненно богат своей природой – такой разнообразной на таком, если вдуматься, крохотном пятачке Сибири. У нас есть всё: снежные горы и альпийское разнотравье, чистые реки и синие озёра, сосновые беломошные боры и кедровники, угрюмая «чернь» и праздничные березняки, пахнущие чабрецом и полынью степи и пойменные луга и согры.
А ещё есть человек, который исследовал и описал богатейшие дары природы и оставил их знанием для потомков, – Порфирий Никитич Крылов
Ой! Ктото не понимает, что СС свою Природу уже покорил, однако?
Но помимо просто любви я ещё люблю их кушать.
А к луку что? Я вот сельдь иваси надыбал размером в 25 см...говорят, что только такая сквозь японские сети пробивается, а наши рыбаки ее подхватывают...
Лучше всего её кушать малосольной или прямо сырой, спрыснув лимонным соком и слегка подсаливая.
А там жили караси
Карась вые₽@л селедку
Получились иваси.
Лучше всего её кушать малосольной или прямо сырой, спрыснув лимонным соком и слегка подсаливая.
А вот рыбу из Томи и других сточных водоёмов есть опасно.
Ну как ты можешь так меня обвинять! Ну, ты прям как моя тёща! Опять 20 рублей на буханку белого хлеба на своих уток потратишь?
Не люблю это пиво такая отвратительная дрянь!
Ага! Отравлены с детства водой из Абушки...
Зато с каким кайфом!
"Альтштайнер" - нефильтрованное, с высокой плотностью. Хорошее пиво. Но иногда надо отправляться в поиски по стране вкусов.
Томское пиво меня приятно удивило. В принципе их "жигулёвское" пивная классика, но более насыщенный вкус и даже, я бы сказал, более изысканный. Такое пиво надо закусывать чем-то острым, но постным - сочный красный лук самое то.
uttkin 28.11.2017 13:33
Седьмой спутник:
тоня: Нажрется Альштайнера, нажарит рыбы...
После больниц перешёл на "Жигулёвское" томской пивоварни "Крюгер" и красный лук.
А к луку что? Я вот сельдь иваси надыбал размером в 25 см...говорят, что только такая сквозь японские сети пробивается, а наши рыбаки ее подхватывают...
10=1Ответить Цитата
Прям бяда с тобой товарищ! Написал, тут же забыл и по новой :))
Ну, сплоховал я...Вот если бы я про евреев три раза повторил, какие они хорошие, т. е. лучше сельди иваси...
Люблю сельдь иваси...
Повторить еще раз?
Ну, люблю сельдь иваси малосольную...
Люблю сельдь иваси малосольную в бочонке...
:))) ну вот озадачил, дык у тебя с Лионькой по расчету штоле?
:))) ну вот озадачил, дык у тебя с Лионькой по расчету штоле?
Да ладно! Не ревнуй! М тебя полюбит...кто-нибудь...
Врёшь, uttkin:)))
Каждый день, в любой теме заводит речь о евреях:)))
Врёшь, uttkin:)))
Каждый день, в любой теме заводит речь о евреях:)))
Так! Я же не одинок! Как там в песне еврея поется: "Евреи, кругом одни евреи!"
...их даже любвеобильные арабы не любят, однако?
Не, ну! Так оскорбить мою тёщу...она намного моложе, чем ты думаешь...
Не, ну! Так оскорбить мою тёщу...она намного моложе, чем ты думаешь...
Неужели???... Моложе самого uttkin'a???
Не, ну! Так оскорбить мою тёщу...она намного моложе, чем ты думаешь...
Неужели???... Моложе самого uttkin'a???
Так! Она же теща!
Но помимо просто любви я ещё люблю их кушать.
Да уж! Я - зверь плотоядный и люблю покушать! Я создан Богом, я разумен, но я жрать хочу, особенно, когда я выпью алкоголь...мощней меня лишь тигр, медведь и лев...но когда я наполнен алкоголем, я мощнее всех на свете, даже акулы! Потому что акула напрочь на переносит запах алкоголя...
Ой! Только не надо свою лапшу вешать на чужие уши!
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь