
Глава СКР Бастрыкин поручил дать правовую оценку заявлениям Минюста ФРГ об аресте россиян.

Кузнецкбизнесбанк заявил об отказе от обслуживания карт "Золотая корона" с апреля 2023 года.

"Инициативная группа педагогов НТТТ считает целесообразным организовать работу директора и его заместителей в одном пространстве", - заявляет гость портала КузПресс Афродита, предлагая обсудить тему и подход к ней.
Что бы это значило?
Следует ли, по-вашему, лишить разрез Апанасовский лицензии?
Как вы относитесь к такой форме борьбы трудящихся за свои права, как забастовка?
...


Приключения электронов в России
Недавно в канун Дня энергетика Владимир Путин произнес на Саяно-Шушенской ГЭС речь, которая заставила вспомнить забытый еще в советское время ленинский принцип: лучший способ отметить праздник - встретить его критикой недостатков.
Начало выступления премьера на заседании правительственной комиссии, собранной по случаю запуска восстановленного 5-го агрегата станции, было вполне благодушным. Он высказал уверенность, что все десять турбин СШ ГЭС вновь войдут в строй в ближайшие три года. И отметил, что генерирующие мощности России приросли в 2011 году более, чем на 6 ГВт - это самый высокий показатель с 1985 года.
А затем вдруг посыпались искры. Такое впечатление, что Владимир Путин решил разрядить всю прибавленную мощность посредством электрошокера. Сначала приложился к офшорам, где таится прибыль, уведенная энергокомпаниями от налогов. Потом прошелся по коррупционным схемам. И в завершении подпалил треть миллиарда, вернее, обратил в дым притязания пары предприимчивых менеджеров на отступные в размере 324 миллионов долларов, которые они жаждали получить с одной из энергокомпаний. Судя по тому, что премьер припечатал их поползновения глаголом “оборзели”, деньги были казенные. Не менее энергично преподносились и другие цифры: “За 2008 - 2010 годы рост прибыли от продаж электроэнергии с учетом перехода к либерализованному рынку составил у сбытовых организаций 279 процентов, а рост дивидендных выплат вырос на 312 процентов!” - изумился Владимир Путин.
Он называл не только цифры и компании, но и конкретных руководителей, уличенных в ходе последней проверки в том, что они имели по несколько фамильных бизнесов, кормящихся от щедрот собственной руки. “Вроде бы и законно”, - неожиданно заключил премьер свою отповедь, как бы смиряя гнев перед законом, который, как ни странно, не воспрещает воровать.
В речи Владимира Путина не были упомянуты имена, цифры и факты, относящиеся к энергетике Кузбасса, что, пожалуй, не так уж плохо, учитывая тональность выступления. Однако в энергосистеме страны ее мощности занимают слишком заметное место, чтобы умолчать о них хотя бы в связи с недавним Днем энергетика. Это восемь теплоэлектростанций, три блок-станции, десятки инфраструктурных сетевых объектов. (ОАО “Кузбассэнерго”, помимо активов в Кемеровской области, располагает пятью крупными объектами в Алтайском крае - Барнауле и Бийске). Их суммарная мощность позволяет закрыть все потребности Кузбасса в тепловой энергии и около 80 процентов - по электроэнергии. И эта нехватка, как известно, объясняется отнюдь не слабостью областной энергетики, а высокой энергоемкостью продукции, прежде всего, новокузнецких предприятий.
Опустим здесь размышления на тему, так ли уж необходимо ликвидировать этот дефицит, когда имеешь в соседях - в Хакасии и Красноярском крае - продавцов относительно дешевой электроэнергии. У меня задача более приземленная: проследить, как колебались в последние годы производство и потребление энергии непосредственно в Новокузнецке. Ведь именно по этим показателям, как никаким другим (ну разве что еще по интенсивности грузовых перевозок и цифрам безработицы), можно судить о самочувствии экономики.
Начнем с 2007 года, когда в статистике городского отдела Росстата появились графы, фиксирующие суммарно производство, передачу и распределение электро-и теплоэнергии. (Прежде эти позиции почему-то включались в общий показатель, отражающий также потребление газа и воды). В тот год в Новокузнецке все выше перечисленные операции с электроэнергией исчислялись 13329 миллионами рублей (прирост к 2006 году составил 126,6 процента), а в части тепловой энергии - 3877 миллионов (100,4 процента к 2006 году).
Итог 2008 года был рекордным по электроэнергии - 17539 миллионов рублей (прирост 144 процента). Да и по тепловой энергии он был впечатляющим: 4868 миллионов (прирост 125,4 процента). Далее из-за падения промышленного производства в городе “электросчетчики закрутились в обратную сторону”: в 2009 и 2010 годах - 14260 (80,3 процента) и 12874 миллиона рублей (90,1 процента), соответственно. Правда, показатели по теплоэнергии остались в плюсе - 4964 миллиона рублей (102 процента) и 5395 миллионов рублей (106,3 процента) - поскольку основным потребителем тепла и горячей воды является население. И лишь в этом году электроиндикатор пошел вверх: по итогам трех кварталов плюс к соответствующему периоду 2010 года составляет 103,7 процента. Показатель тепловой энергии и вовсе зашкаливает - 130 процентов.
Тем не менее напрашивается вывод: индустрия города до сих пор не достигла докризисных кондиций. Сейчас много говорят о вероятности “второй волны”, но, по правде сказать, мы еще не выплыли из первой. От других комментариев воздержусь, поскольку приведенная выше цифирь весьма условна. Она обезличенно заключает в себе колебания предложения и спроса на энергию, которые могут означать что угодно - временный вывод из эксплуатации первой площадки НКАЗа, оптимизацию Евраза, аварию на Саяно-Шушенской ГЭС и даже энергосберегающие лампочки. Кроме того необходимо учесть инфляционную составляющую, поскольку статистика подается в денежном эквиваленте. И, главное, рост тарифов.
Последний фактор особенно важен и для оценки на макроуровне. Несмотря на то, что производство и потребление электроэнергии в целом в России фактически сравнялись с докризисным уровнем, многочисленные эксперты все чаще заявляют, что реформа российской энергетики не удалась. Перечень ее провалов, которые ставят в вину правительству, примерно таков.
Во-первых, за десять лет реформы выросшие в среднем в три раза энерготарифы разорили тысячи производств. И если бы не вмешательство государства, которое, обеспокоившись предвыборной ситуацией, объявило частичный “мораторий” до лета 2011 года, цены на электроэнергию в России уже через пару-тройку лет обогнали бы штатовские. Это в долларовом эквиваленте. Если же считать по паритету покупательной способности валют, наши электротарифы в среднем уже сейчас много выше, чем в США - как для промышленных предприятий, так и для населения. Во-вторых, утверждается, что реформа привлекла в отрасль не столько зарубежных инвесторов, сколько спекулянтов, которые берут ноги в руки при первых признаках государственного регулирования. Что касается капвложений отечественных энергокомпаний, то они во многом оказались блефом - либерализацию отраслевого рынка подменил вольный дух стяжательства. Спохватившись, правительство не придумало ничего лучшего, чем возвратить под свое крыло активы, “управляемые ненадлежащим образом”. Эксперты пишут, что государство намерено начать скупку генерирующих предприятий через подконтрольные ему “Газпром”, “Интер РАО”, “РусГидро” и “Росатом”, доведя таким образом свое присутствие на энергорынке до 60 процентов. А значит, прощай, демонополизация! Так стоило ли начинать реформу энергетики?
Правительство, однако, дает понять, что оно наведет порядок. Но, слушая Владимира Путина, невольно вспоминаешь: еще два года назад было установлено, что администрация Саяно-Шушенской ГЭС использовала в ремонте гидроагрегатов аффилированные с ней частные структуры. Некачественно выполненный ремонт и стал причиной катастрофы. И теперь из премьерской речи следует, что те же “вроде бы законные” схемы по-прежнему широко используются менеджерами энергокомплекса по всей России. Как будто это фатальное следствие Правила левой руки.
Кстати, суд над семью обвиняемыми по делу о той аварии пока еще не начался...

Это та рыжая шельма, которая "поимела"всех, и вас в том числе... Аль бы не бегали размахивая ваучером в оный год? ...

Реформа энергетики, конечно, была авантюрой в духе прежних гайдаро-чубайсовских авантюр. Или экономических диверсий - так будет точнее. Ведь энергия в итоге не подешевела, как обещалось, а подорожала.
Возможно, рано или поздно придётся вернуть энергетику в государственное лоно. Всё равно приходится именно государству нести ответственность за происходящее в этих номинально частных структурах


Валера бы такую пессимистичную и много буквенную статью писать не стал бы.
Меня не волнуют тарифы, проценты, приватизации - это всё мелочи.
Меня может расстроить действительная трагедия.
Такая чтоб тронула от малыша до старого человека.



Ваш пример.


Так для них реформа и делалась!

А так-то все и было в частных руках. АО-энерго (у нас Кузбассэнерго) вспомните - там благо что одним из главных акционеров было государство, но все равно это всё были частные компании.
Идея реформы - правильная. Контроль нужен жесткий. А так - нет смысла оставлять энергетику в госсобственности, если с контролем все нормально. Тарифы регулируются, а что не очень хорошо проверяется их обоснованность, а их применение и расходование полученных средств - и вовсе плохо - тут уже не идеологическая проблема.
Насчет госконтроля над энергетикой - над Русгидро, Федеральной сетевой компанией, Росатомом - он сохраняется, там государство остается главным (а кое-где единственным) акционером. Но так ли уж там все хорошо? Слава Богу у ФСК пока на магистральных сетях крупных аварий не было, у Росатома на станциях, но у Русгидро пример с Саяно-Шушенской налицо.

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь