#
#
Просмотров: 961
Тема дня

Почём "Лапландия"?

Picture

В Кемерове выставили на продажу крупный торговый центр.

Просмотров: 4940
Тема недели

Скончался Юрий Буланов

Picture

Всего нескольких дней не дожив до 60-летия.

Просмотров: 11097
Тема месяца

Дежа вю-2021. Оптом дешевле

Picture

Пресс-служба ЕВРАЗа объяснила происхождение угроз об отстранении невакцинированных работников Запсибметкомбината от работы.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Опросы на КузПресс
  Как по-вашему, были ли выборы-2021 свободными?
  Как по-вашему, были ли выборы-2021 прозрачными?
  Как по-вашему, были ли выборы-2021 равными?
  ...
добавить на Яндекс

Монетизация льгот: нужна другая модель пенсионной системы

Новокузнецкая пенсионерка Лидия Миги поделилась своими соображениями по аспекту монетизацию льгот и пенсионной реформы. Взгляд любопытный, хотя и небесспорный.

До принятия Федерального Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004, Президент Путин говорил о том, что реформу по монетизации льгот нужно провести так, чтобы ни один ветеран не пострадал. Однако и Президентом, и большинством экспертов необходимость монетизации льгот обосновывалась, в частности, и тем, что на реальное обеспечение всех существующих льгот нужно ежегодно 6 триллионов рублей: никакие варианты отмены льгот не могли бы восполнить такую сумму, составляющую более чем третью часть внутреннего валового продукта РФ. Перед властью стояла труднейшая задача по разработке оптимальных законов по дальнейшей либерализации экономики страны, избежав при этом негативных социальных последствий.

Первые итоги реализации ФЗ № 122 показывают, что ни наша законодательная власть,

ни правительство, ни региональные власти не умеют (не хотят?) рассматривать проблемы во взаимосвязи со всеми сторонами экономической, социальной и политической жизни страны. Пример тому представленная профсоюзами как одна из ее побед в отстаивании прав трудящихся глава 2 "Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг" в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" № 178-ФЗ от 17.07.1999, введенная Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004. По этому закону льготы в натуральном виде не только сохранились, но и

в несколько раз увеличились расходы на сохранение именно тех натуральных льгот, которыми раньше, в основном, пользовались находившиеся ближе всех к распределительной кормушке чиновники. Соответственно увеличились возможности дальнейшего хищения и бесконтрольного расходования в несколько раз возросших выделяемых из бюджета средств: по существу профсоюзы отстояли интересы чиновников.

Массовые акции протеста пенсионеров против монетизации льгот по бесплатному проезду в городском транспорте - льготой, которой пользовались все ветераны - вынудило правительство "работать над ошибками" и срочно изыскивать дополнительные средства сверх 171 млрд. рублей, предусмотренных в бюджете на компенсацию льгот. Более 105 млрд. рублей будет потрачено на внеочередное повышение с 1.03.2004 г. базовой части пенсий от 240 до 1200 рублей для разных категорий пенсионеров, на "социальные" проездные. По оценкам экспертов, вследствие огромных расходов на социальные выплаты инфляция в этом году может увеличиться до 15 процентов. При этом из-за роста цен бедные станут еще беднее.

Таким образом, либеральной монетизация льгот, как она задумывалась правительством,

не получилась. Пока не выполнена ни одна из поставленных задач, ради чего эта реформа затевалась. Натуральные и полунатуральные льготы и дальше будет оставаться тормозом

на пути экономического роста в стране.

НУЖНА ДРУГАЯ МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Система государственных пенсий – это соглашение поколений о том, по каким правилам трудоспособное население обеспечивает безбедную старость старшему поколению. Только труд является источником богатства общества, источником средств для выплаты любых пенсий. Методика расчета пенсий должна быть простой и понятной для всего взрослого населения страны.

Монетизация льгот оголила исключительно несправедливое распределение средств между разными категориями пенсионеров. Разделение пенсионеров на имеющих и

не имеющих льготы, на разные категории льготников, имеющих и не имеющих право

на пенсию по государственному пенсионному обеспечению противоречит 19 статье Конституции Российской Федерации. Исключительно негативную роль в жизни общества имеет еще один вид разделения пенсионеров: имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и такого права не имеющих.

Именно трудящееся поколение оплачивает расходы государства на социальные услуги старшему поколению. По данным Госкомстата в целом по России среднемесячная начисленная зарплата в 1-ом полугодии 2004 года составила 6407 рублей; прожиточный минимум для трудоспособного населения в 3 кв. 2004 г. - 2629 рублей. Размер минимальной пенсии

с 1.03.2005 г. составит 1243 рубля. Минимальный размер оплаты труда с 1.01.2005 г. составляет 720 рублей, что в 3,65 раз меньше прожиточного минимума и 1,73 раза меньше минимальной пенсии. Это трагические цифры для семей низкооплачиваемых трудящихся.

Ко времени ухода на пенсию по старости после двадцати – сорока лет трудовой жизни каждый имеет "букет" болезней, каждому для здоровья показано санаторно-курортное лечение. Однако согласно ст. 6.1, гл. 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" № 178-ФЗ от 17.07.1999 в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют право лишь отдельные категории граждан, составляющих около двадцати процентов от общего числа пенсионеров. При этом размеры пенсий этой льготной категории пенсионеров, как правило, превышают средний размер заработной платы по стране и на порядок выше минимального размера трудовой пенсии. Сохранение здоровья льготной категории граждан оплачивается трудом нескольких поколений. Но когда трудящиеся сами подходят к пенсионному возрасту, то оказываются без данной льготы и при мизерных размерах пенсий.

По сути, закон разделяет граждан на тех, кто имеет право жить после выхода на пенсию и тех, кто как "отработанный материал" может "подыхать", перебиваясь с хлеба на воду.

Все богатства общества создаются трудом. Возвеличивание труда является одним из необходимых условий для гармоничного развития любого общества. Не решив проблему бедности трудящегося населения нельзя решить проблему бедности в стране в целом. Активно эксплуатируемая идея "адресной помощи" по схеме "обласканный доброй властью бедный народ" является, по сути, лишь инструментом в укреплении жесткой авторитарно-патерналистской модели правления на всех уровнях власти и служит сохранению сегодняшнего положения вещей, когда бедность – один из главенствующих элементов экономической, социальной и политической жизни страны. Треть населения России собирает сегодня всевозможные справки и стоит в очередях за разными субсидиями, бесплатными лекарствами, т.д. и т.д. Еще немалая часть граждан выведена из сферы создающего богатства страны созидательного труда и занята распределением (и бесконтрольным расходованием) выделяемых бюджетных средств и техническим обеспечением всего этого "экономического безобразия".

Труд является единственным лекарством против бедности. Пенсионная система должна быть важнейшим государственным институтом в мотивации труда его граждан. Нужна концептуально другая, опирающаяся на истинные экономические и моральные ценности, возвеличивающая труд, справедливая, единая и понятная для всех граждан России пенсионная система.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Необходимо установить честный, постоянный диалог власти с народом по всем вопросам проводимых реформ.

Для этого, в первую очередь, территориальные отделения Пенсионного Фонда РФ и администрации регионов регулярно должны предоставлять в местные газеты для обнародования статистические сведения в виде различных таблиц о размерах пенсий для разных категорий пенсионеров, о ежемесячных доходах, расходах на коммунальные и другие услуги для разных категорий населения и т.д.

Все разглагольствования власти о повышении уровня жизни пенсионеров воспринимается народом как заведомая ложь. Публикуемые сведения призваны предоставлять всем реальную картину о динамике изменений уровня жизни разных категорий населения, помогут властям принимать более взвешенные и продуманные законы.

Предлагаю рабочие варианты названий и содержания некоторых таблиц:

- "Статистические сведения по всем категориям пенсионеров г. Новокузнецка: число пенсионеров, размеры пенсий (минимальный, максимальный, средний), размеры доходов через систему единого социального пакета";

- "Размеры пенсий, количество пенсионеров по каждому из видов региональных пенсий Кемеровской области";

- "Сведения о зарплате работников муниципального транспорта г. Новокузнецка";

- "Ежемесячные расходы граждан г. Новокузнецка на коммунальные услуги, транспорт и телефон: без учета льгот и с учетом льгот".

2) Необходимо сделать ревизию на предмет соответствия Конституции РФ всех федеральных и региональных законов, предоставляющих многочисленные льготы и исключительные привилегии чиновникам, депутатам, сенаторам.

3) Необходимо ограничить размеры пенсий сверху (скажем, максимум - 10 000 рублей).

Сегодня размеры пенсий для разных категорий пенсионеров отличаются до десяти и более раз. Вновь принимаемые законодательные решения поддерживают, как правило, обеспеченную часть пенсионеров. При этом бедные из-за непрерывного роста цен становятся еще беднее, переходят в разряд нищих.

Очередные повышения пенсий должны касаться только тех пенсионеров, размеры пенсий которых будут ниже установленного законом максимального размера пенсии.

Это поможет вытащить часть пенсионеров из нищеты через более значимые повышения размеров их пенсий.

4) Нужна другая концепция пенсионной системы. В сегодняшних реалиях сомнительных перспектив для длинных пенсионных денег, отказ от обязательных пенсионных накоплений для всех трудящихся, независимо от возраста, стал бы несомненным благом для будущих пенсионеров.

5) Необходимо возвратиться к методике расчёта трудовых пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) с соблюдением следующих условий:

- Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии

по старости, нужно установить равным не менее 15-ти лет.

Малое значение, 5 лет, минимального страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии, установлен Законом вне связи задач поступательного развития экономики страны, мотивации долголетнего труда граждан, не учитывает демографические тенденции в стране к уменьшению числа трудоспособного населения по отношению к числу пенсионеров.

- Ограничить законом нижнее значение ИКП так, чтобы размеры пенсий были

не ниже прожиточного минимума.

Невозможно представить жизнь общества без уборщиц, нянечек, работников сельского хозяйства и т.д. и т.д. Но сегодняшняя пенсионная система полностью нивелирует ценность труда. Расчеты показывают, какой бы страховой стаж не был

у низкооплачиваемых трудящихся, 5 или более 40 лет, их расчётные пенсии без накопительной части всегда будут меньше установленной Законом минимального размера пенсии.

- Для вновь назначаемых пенсий ограничить верхнее значение ИКП так, чтобы максимальный размер пенсий был не выше текущей средней зарплаты по стране.

Ограничение ИКП сверху делает размеры пенсий высокооплачиваемых трудящихся

как бы "менее справедливыми". Но, получая высокие зарплаты, они имеют возможность заранее позаботиться о своей безбедной старости. Во-вторых, нужно исходить из того, что источником средств для выплаты любых пенсий является труд молодого поколения. Нет "светлого" будущего у общества, в котором трудящиеся, ущемляя свои интересы и благополучие своих детей, работали бы только на пенсионеров и привилегированный класс - чиновников, депутатов, сенаторов и т.д. Нельзя вменять трудящемуся поколению обязательства по обеспечению большими размерами пенсий для части пенсионеров лишь на том основании, что в свое время последние получали большие зарплаты и привыкли жить "на широкую ногу".

Возврат к методике расчета трудовых пенсий с применением ИКП сделает трудовую пенсию трудовой не только по названию, но и по содержанию:

- Огромное достоинство метода в том, что значение ИКП не зависит от таких факторов, как инфляция и другие колебания в финансовой сфере страны в течение всех лет трудовой жизни застрахованного лица.

- Размер пенсии напрямую зависит от страхового стажа и размера средней зарплаты трудящегося и, в отличие от реалий сегодняшней пенсионной системы, не становится заложником состояния дел на финансовом рынке страны и огромного количества разных коэффициентов индексаций, утверждаемых Правительством.

- Застрахованное лицо не вовлекается помимо своей воли в накопительную часть пенсионной системы – в пожизненную игру в рулетку "повезет – не повезет". Простота и доступность методики расчета для понимания, предсказуемость относительных размеров будущих пенсий позволят каждому трудящемуся самостоятельно решать вопрос о дополнительной накопительной пенсии для себя через добровольные взносы в негосударственные пенсионные фонды или другие формы долгосрочных сбережений на старость.

- Простота расчета трудовой пенсии делает наглядной реализацию в методике такого понятия, как "справедливость", что является важным фактором на пути восстановления доверия народа к власти.

- Единая для всего населения страны методика расчета пенсий с применением ИКП возвратит пенсионную систему РФ в конституционное поле, позволит строить

в России более справедливое, демократичное общество.

6) Вопросы о повышенных размерах пенсий для трудящихся высокооплачиваемых профессий должны решаться через дополнительные накопительные пенсии, которые должны развиваться как самостоятельные негосударственные на основе добровольных взносов трудящихся.

Оптимальной выглядит схема, при которой заботу о пенсионных накоплениях своих работников возьмут на себя корпорации. Это частично решит проблему "серых" форм оплаты труда, длинные пенсионные деньги будут работать на экономику страны более эффективно, т.к. их можно будет использовать как долгосрочные инвестиции на решение собственно-корпоративных производственных задач. Одновременно у профсоюзов и будущих пенсионеров появится возможность контролировать деятельность работающих с пенсионными средствами "родных" управляющих компаний.

Накопительные корпоративные пенсии позволят решать вопросы о повышенных размерах пенсий для трудящихся высокооплачиваемых профессий, переложив эту часть пенсионного бремени с государства на управляющие компании.

"Кто любит труд, того люди чтут", гласит русская пословица. Основой для экономического роста в любом Государстве является честный, добросовестный, упорный труд его граждан. Возвеличивание труда является одним из необходимых условий для гармоничного развития любого общества.

Законодательная реализация предложенных выше двух видов трудовых пенсий – государственной с методикой расчета с применением индивидуального коэффициента пенсионера и дополнительной корпоративной накопительной – позволит создать

в стране справедливую, опирающуюся на истинные экономические и моральные ценности пенсионную систему и будет способствовать лучшему обустройству и процветанию Российского Государства.

11.02.2005
Просмотров: 1397 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь