Когда можно и когда нельзя устанавливать шлагбаум у въезда во двор?
В продолжение темы публикации " По закону и по справедливости" встретилась любопытная информация в телеграм-канале "Старший по дому" с пошаговой инструкцией по установке шлагбаумов во дворе — как это сделать правильно, "соблюдая существующие нормы и учитывая опыт старших товарищей". В этой инструкции есть пункты, которые, возможно, жители не всегда берут во внимание, принимая решение об установке шлагбаумов на своей придомовой территории. А надо бы! Например, шаг № 1 — определение целесообразности. "Понятно, что во дворе дома, расположенного вблизи станции метро (это, конечно, не про нас, а про мегаполисы-миллионники. — Авт.) или другого транспортного узла, когда одолевают приехавшие на личном автомобиле, норовящие оставить на рабочее время свое авто во дворе автолюбители, нет никаких сомнений, что ставить шлагбаумы надо. Но бывают и другие случаи. Например, спальный район с десятком-другим многоквартирных домов разной конфигурации и размера. В этом случае к анализу целесообразности установки шлагбаумов нужно подойти более серьезно, чтобы не получилось так, что вы затратили огромное количество сил и времени, понесли значительные расходы на установку шлагбаумов и сопутствующего оборудования, а также обрекли жителей дома на ежемесячные взносы на его содержание, а результат получили практически нулевой — на придомовой парковке как не было свободных мест, так и нет после закрытия двора".Чтобы оценить целесообразность установки шлагбаумов в этом случае, авторы инструкции предлагают посчитать, сколько машино-мест есть на парковке во дворе дома, и вычислить их соотношение к количеству квартир и офисов. Такие же действия следует выполнить и для всех соседних домов — а то и для всех домов микрорайона или жилого комплекса. Причем можно вычислять соотношение не количества квартир к количеству машино-мест, а площадь квартир (и офисов, если они есть) к количеству машино-мест. "Если в результате такого анализа вы приходите к выводу, что в вашем доме наиболее выгодное (или одно из наиболее выгодных) соотношение количества машино-мест во дворе к количеству (площади) квартир в округе, значит, в настоящее время жители вашего дома предоставляют право жителям соседних домов пользоваться своей придомовой парковкой больше, чем сами пользуются парковками соседних домов. В этом случае можно с уверенностью сказать, что установка шлагбаумов во дворе вашего дома целесообразна. В противном же случае, по субъективному мнению автора, овчинка выделки не стоит, но решать, конечно, вам". Тут стоит уточнить, что в Новокузнецке, как правило, руководствуются двумя причинами для перекрытия въезда во двор для чужих машин — это недостаток парковочных мест, от которого страдают сами жители, и интенсивное движение по внутридомовой дороге, если проезд сквозной. А то и обеими сразу. Новокузнечане готовы "отгородиться" от соседей, чтобы было куда поставить свое авто в конце рабочего дня, а не искать парковку по другим дворам или вдоль дорог. Так что если уж жильцам приходит в голову поставить шлагбаум, то обычно до расчетов дело не доходит, поскольку в целесообразности таких действий нет сомнений. Под № 2 идет шаг "Определение возможности": "Шлагбаумы во дворе многоквартирного дома можно установить при соблюдении двух условий. 1. Придомовая парковка, которую вы ходите огородить шлагбаумами, должна быть в границах земельного участка, на котором расположен ваш дом. Бывают такие дома, у которых земельный участок заканчивается строго по периметру дома или с захватом 5 м земли по периметру. В подобных случаях парковка просто не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД (смотрим п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ), поэтому собственники не могут ограничивать использование не своего земельного участка. 2. Установка шлагбаумов на придомовой парковке не должна нарушать местных правил установки шлагбаумов (их нужно найти и изучить). Например, шлагбаумы обычно запрещено размещать в месте прохождения инженерных коммуникаций, а также установка шлагбаумов не должна мешать проходу пешеходов или проезду автомобилей на территории общего пользования". Очень ценный совет! Случается, жильцы забывают о таких важных условиях. Далее следуют шаги № 3 ("Получение согласия управляющей организации"), № 4 ("Выбор подрядчика), № 5 ("Разработка технического проекта") и № 6 ("Разработка Положения о порядке въезда/выезда на придомовую территорию"). Последний шаг подразумевает под собой создание документа, который поясняет, на каких условиях можно будет въезжать в закрытый шлагбаумом двор и выезжать из него. Сомневаюсь, что такой есть во всех домах, где уже установлены шлагбаумы. Но, возможно, есть смысл его оформить — хотя бы во избежание конфликтных ситуаций и претензий со стороны органов власти. Шаг № 7 — "Общее собрание собственников". "Да, как ни странно, ОСС — это только седьмой шаг, хотя некоторые почему-то с него начинают, — говорится в инструкции. — Когда вы подошли к ОСС, у вас уже, в принципе, должно быть всё продумано, рассчитано и выбрано, нужно это только формально утвердить на ОСС". В перечень вопросов, которые должны быть вынесены на голосование, рекомендуется включить выбор лица, уполномоченного на подачу заявления о согласовании установки ограждающих устройств, порядок въезда на территорию автомобилей экстренных служб, источники финансирования, вопрос о включении приобретаемого оборудования в состав общего имущества. Кроме того, авторы напоминают, что решение об ограничении пользования земельным участком может быть принято собственниками на общем собрании, причем не менее чем 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Об этом мы уже говорили неделю назад.Шагом № 8 предусмотрено согласование установки шлагбаумов с органами местного самоуправления. Здесь же объясняется, в каких случаях жильцам могут запретить устанавливать шлагбаум: например, если свое согласие на это не дают экстренные службы или компании, обслуживающие инженерные сети. А если вы успешно прошли "квест" из этих восьми шагов, то это уже практически финишная прямая. Осталось заключение договора на поставку и монтаж оборудования с подрядчиком, собственно монтажные работы, оформление договора на обслуживание и диспетчеризацию, обеспечение доступа жителей к управлению шлагбаумом (через брелок дистанционного открывания или мобильное приложение), и, наконец, запуск его в эксплуатацию. "Через несколько дней или недель будет ясно, правильно ли вы оценили целесообразность установки шлагбаумов во дворе вашего дома (шаг № 1). Абсолютный показатель успеха — это наличие в вашем дворе после установки шлагбаумов семь дней в неделю круглосуточно нескольких свободных парковочных мест", — подводит итог автор инструкции. Кажется, этим "путеводителем" предусмотрено всё. Кроме, конечно, форс-мажоров, активного противодействия жильцов, не желающих платить за установку и эксплуатацию шлагбаума из своего кармана (на выражение несогласия они имеют полное право) и каких-то грубых ошибок инициаторов всей затеи, которые в итоге могут привести к ее провалу. Относиться к установке шлагбаумов (а также оград, ворот, кодовых замков, чипов и прочего) можно по-разному. Главное — чтобы они выполняли свою основную задачу, обеспечивая безопасность. Но, с одной стороны, хорошо, если шлагбаум защитит жильцов от "шумахеров", летающих по двору, как по загородному шоссе, и позволит спокойно оставлять машину на парковке, а с другой — плохо, если, к примеру, автомобиль " скорой помощи" не сможет преодолеть это препятствие, торопясь по вызову, и врачи потеряют драгоценное время, чтобы помочь пациенту. Кто знает, возможно, это будете вы или ваши близкие. Анна Лиханова. Александр Бокин (фото) |
Комментарии читателей: