Сегодня отмечается Всемирный день почты — она же post по-английски и по-немецки, poste — по-французски, posta — по-турецки, поща — по-болгарски…
Ровно 150 лет назад, 9 октября 1874 года, в Швейцарии представители 22-х стран, в том числе России, подписали Бернский договор, учреждающий основание Всемирного почтового союза. С тех пор почта прошла немало этапов трансформации.Под натиском научно-технического прогресса пришлось развивать и совершенствовать свои услуги.Хотя и сегодня люди пишут письма и отправляют открытки и посылки. А ведь конкуренты — компании по доставке корреспонденции — буквально дышат в спину традиционной почте и иногда, как говорится, «обходят на поворотах»: начисляют бонусы, чтобы списать их в качестве платы за пересылку, предоставляют получателю или отправителю возможность оплатить доставку, да и доставляют быстрее… Это, конечно, и к лучшему, ведь у человека должен быть выбор, учитывая время, деньги, сервис. Не будем спорить, сервисы «Почта России» тоже внедряет. Например, в последнее десятилетие в отделениях появилась электронная очередь: специальный терминал выдает талончик, распределяя поток посетителей по виду услуги в разные окошки. Вчера утром зашла в отделение № 7 на проспекте Пионерском — здесь электронная очередь заработала одной из первых в городе. В зале было всего четыре человека, но работали два окна из четырех: одно обслуживает клиентов без оплаты услуг, во втором оператор принимает оплату. Вроде задержек быть не должно, но вот специалист в «денежном» окне отлучилась, и очередь, хоть и крохотная, встала. А когда прием возобновился и следующего клиента, пожилого мужчину, пригласили к окну, он забыл свой номер в очереди. «Какой у вас номер?» — вопрошает оператор. Но разве вспомнишь? Ведь бумажных талончиков аппарат давно не выдает (видимо, «с бумагой в стране напряжёнка») и предлагает запомнить номер или сфотографировать его на мониторе. В субботу заглянула на почтамт.К слову, в этом величественном здании, кроме «Почты России», расположились и продуктовый магазин, и аптека, и крохотная кафешка с пышками. Но в выходной день немногочисленные посетители идут куда угодно — в маркет, аптечный пункт или пышечную, но только не на почту. Зал пуст, операторы скучают, аппарат электронной очереди напрасно предлагает сфотографировать номер. Зато в понедельник горожане идут за почтовыми услугами гораздо активнее. А помните, в пандемию коронавируса многие почтовые отделения открывались на три-четыре часа в день? И внутрь пускали по нескольку человек, остальные клиенты ждали своей очереди на улице. Немного странно, что тогда очереди были длиннющие: 40 минут ждешь, а потом получаешь свою посылку буквально за две минуты. Что случилось сегодня? То ли меньше стало клиентов, то ли график работы почтовых отделений настолько изменился? Между прочим, на самом деле изменился!На дверях почтового отделения № 80 на улице Кирова, 97, висит объявление: работает без выходных — в будни с 8 до 22 часов, в выходные — с 9 до 18 часов. Что, по всей видимости, разумно, ведь это отделение обслуживает огромную часть Центрального района. Кстати, электронной очереди тут нет. Коллега пытался попасть в почтовое отделение № 34 на улице Петракова в прошлое воскресенье. Сервис «2ГИС» подсказал, что почта работает в выходной, мобильное приложение «Почты России» тоже уверило: иди смело, работаем. Пришёл и ткнулся в закрытые двери… Другие отделения в выходные не работают вообще, а в будни могут позволить себе два часа на обед. В последние годы «Почта России» старается придумать новые способы привлечь клиентов (и, видимо, отвлечь от конкурентов-доставщиков). Например, помимо газет и журналов, конвертов и открыток, здесь теперь продают макароны, конфеты, чай и прочие продукты. Честно говоря, временами чувствуешь себя как в сельпо, где хлеб и колбаса соседствуют с сатиновыми халатами, садовыми лопатами и хозяйственным мылом. А на днях владелица (или теперь уже «полувладелица»?) Wildberries Татьяна Ким сообщила об «эксклюзивном партнерстве» с «Почтой России»: мол, до конца 2025 года планируется открыть 10 тысяч пунктов выдачи заказов Wildberries в почтовых отделениях в разных уголках нашей страны. Сейчас работники почты обучаются стандартам Wildberries, а почтовые отделения «брендируют», чтобы создать привычную для клиентов атмосферу. Вот только даже на первый взгляд, да и на второй тоже, пунктов Wildberries в Новокузнецке больше, чем почтовых отделений. Поэтому не совсем понятно, кого надо «брендировать»… И, несмотря на конкуренцию, сегодня служба «почтальонов Печкиных» остается со своими прямыми обязанностями — горожанам доставляют пенсии, письма, газеты и журналы. Правда, пунктуальность почтовых служащих вызывает много нареканий — и нам часто приходится выслушивать жалобы от наших читателей на то, что газету доставляют с большим опозданием. Например, Ирина Михайловна Чекловец недавно написала нам: «Наше многострадальное почтовое отделение № 33 находится в Орджоникидзевском районе (Верхняя колония, проезд Школьный, 6). Почти год «Почта России» возит почту в п/о № 33 несвоевременно. Мы получали газету «Кузнецкий рабочий» по вторникам и пятницам, но в это время для развоза почты по отделениям нет водителей, поэтому газету мы получаем «прокисшую». И это нелюбовь ко многим отделениям города. Выходит, не нужны городу как подписчики «Кузнецкого рабочего», так и сама газета». Ирина Михайловна и другие читатели просят у нас помощи: «Повлияйте на «Почту России», чтобы газеты привозили вовремя!» Увы, «Почта России» — структура федеральная, вертикальная, так что виноватых искать можно долго и безрезультатно. И людей не хватает: редко в каком почтовом отделении не висит объявление «примем на работу». Ищут операторов по работе с клиентами, почтальонов, сортировщиков, обещают стабильность, страховку, премии? Но зарплата не ахти какая, а работа явно непростая. За такую надо платить щедро — тогда и конкуренция у соискателей будет, и репутация компании подтянется. Все-таки почте как никому другому следует чтить «вежливость королей» — точность. Ольга Осипова. Александр Бокин (фото) |
Комментарии читателей: