В Новокузнецке разрушаются исторические здания.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что культурное наследие страны следует беречь и охранять. Однако нередко власти вспоминают об этой задаче тогда, когда сохранять уже в принципе нечего. Особенно это относится к старым постройкам. Часто они находятся в таком состоянии, что на них дунь — и они рассыплются! И хорошо еще, если это нежилое здание. А если там живут люди? Об одном таком доме с непонятным статусом, где из-за судебной тяжбы приостановлен капитальный ремонт, мы писали недавно. О задаче сохранения таких объектов говорится много, а денег выделяется гораздо меньше. А из слов деньги не материализуются… Буквально на следующий день после выхода нашей публикации группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, которым планируется упростить порядок проведения работ по содержанию объектов культурного наследия. Якобы это поможет владельцам памятников истории существенно сократить финансовые и временные затраты на проведение таких работ и простимулирует их на то, чтобы поддерживать памятники в надлежащем техническом состоянии. Насчет "хозяйственного оборота" — очень интересно! Впрочем, некоторые старинные здания в Кузнецком районе вовлекли в хозяйственный оборот, разместив там музейные филиалы . Решение хорошее — за объектами культурного наследия есть присмотр. Но без денег такие помещения будут разрушаться так же быстро (а может, еще быстрее), как те, что пустуют. Не менее интересно предложение депутатов и сенаторов по тому, как следует содержать объекты культурного наследия: "Упрощение порядка указанных работ, согласно проекту федерального закона, заключается в том, что на такие работы не будут распространяться требования к порядку проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Работы могут проводиться без изменения их внешнего облика, в том числе цветового решения фасадов объектов культурного наследия, планировочных и конструктивных решений и структур, интерьеров памятников истории и культуры". Проект должен устранить избыточные административные процедуры в отношении таких работ. Похожие нормы уже существуют в отношении капитального ремонта таких зданий. Теперь предлагается применять их и в содержании. Например, в перечень работ, связанных с содержанием объекта культурного наследия, включенного в реестр, не затрагивающих его предмета охраны, предлагается включить ремонт инженерных систем, систем пожарной сигнализации, средств видеонаблюдения, ремонт или замену лифтового оборудования, локальный ремонт покрытий стен, полов, потолков и лестниц, входной группы и водосточной системы, устранение локальных повреждений кровли, свесов, навесов, козырьков, оконных отливов, а также ремонт жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирных домах. Сюда же предлагается отнести установку внешних блоков кондиционеров: из-за этого, как известно, нередко возникают споры в домах — объектах культурного наследия, когда кондиционеры попадают под полный запрет. Теперь же авторы инициативы говорят: "Можно — если осторожно". Главное, чтобы конденсат не попадал на фасад, а декоративные элементы были в цвет фасада. Свои требования — и к работам на придомовой территории. А "на сладкое" депутаты предлагают собственникам квартир в домах — объектах культурного наследия самим поддерживать здания в надлежащем техническом состоянии: "Собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, включенным в реестр, или выявленным объектом культурного наследия, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или выявленным объектом культурного наследия, обязаны обеспечивать поддержание таких объектов культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия, а также выполнять иные требования к содержанию и использованию таких объектов культурного наследия, определенные настоящей статьей". Иными словами, собственники должны за свой счет содержать имущество дома, как того требует Жилищный кодекс, а также и по требованию закона об объектах культурного наследия? Что-то подсказывает, что жить в музее люди не очень хотят и очень скоро скажут: "Да пропади он пропадом, этот объект наследия!"… Впрочем, авторы инициативы допускают, что в случае отсутствия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия его содержанием могут заниматься волонтеры. Те, планируя проводить работы по содержанию бесхозяйного объекта культурного наследия, обязаны не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения таких работ уведомить орган охраны объектов культурного наследия о своих намерениях — с указанием видов, объемов и сроков проведения работ. В этом предложении прекрасно всё! И то, что объект культурного наследия может быть бесхозяйным, и то, что альтруисты, вызвавшиеся добровольно привести в порядок такое здание, должны уведомить об этом орган, призванный охранять культурное наследие… Позвольте, этот орган будет только милостиво позволять проводить работы по поддержанию порядка или все-таки исполнять свои прямые функции по охране объектов? Согласитесь, временами инициативы наших законодателей напоминают антрепризы из театра абсурда. Недавно зампред Комитета Совфеда по экономической политике Александр Трембицкий рассказал, что на приведение в порядок объектов культурного наследия в России требуется как минимум 4 триллиона рублей. Эти деньги нужны, чтобы отремонтировать (или хотя бы законсервировать) 16% из 154 тысяч объектов культурного наследия — те, что находятся в неудовлетворительном состоянии. И это только по предварительным подсчётам. А для ускорения процесса необходимо привлекать частный капитал. В сообщении об этой инициативе сенатора в "Парламентской газете" проскользнуло слово "приватизация". Да, да, похоже, инвесторы получат возможность получить ценный с исторической точки зрения объект в собственность: "Плюсами приватизации объектов культурного наследия является то, что процесс ветшания и разрушения исторических ценностей приостанавливается". Трембицкий уверен, что когда на объект заходит частный инвестор, то, проведя там определенные работы по реконструкции, он обязан сохранить его основную функцию. Более того, сенатор считает, что риски того, что инвестор снесет историческое здание и построит на его месте что-то новое, минимальны. Вот только не сказал — а кто будет следить за тем, чтобы историческое здание после такой заботы не развалилось окончательно? Может, волонтёры? У нас в Новокузнецке и пригородах, конечно, нет охотничьих домиков Петра Первого или дворцов Екатерины Второй, которые не по карману частным инвесторам. А те объекты культурного наследия, что есть и остались без должного присмотра, не особо интересуют толстосумов. Кстати, областной комитет по охране объектов культурного наследия отказался включить здание городской бани № 1 на проспекте Пионерском в перечень охраняемых. Приказ об этом вышел в феврале 2024 года, когда от бани в процессе реконструкции уже остались одни стены. Зато здание универмага на улице Кирова признано обладающим признаками объекта культурного наследия, а ведь оно в частной собственности. Словом, все эти инициативы явно будет непросто реализовать, а кроме того, есть опасность, что пока они рассматриваются и обсуждаются, объекты культурного наследия без государственного контроля лишь продолжат ветшать. Только у государства могут быть ресурсы для финансирования этих дорогостоящих мероприятий. Однако у него, видимо, нынче другие приоритеты… |
Комментарии читателей: