Утро. Две женщины, вооружившись тряпками, щетками и чистящими средствами, сосредоточенно оттирают малопонятные по содержанию надписи на стене торгового павильона.
Причем здесь только на днях завершили ремонт, закрыв стену фасадными панелями нежного сливочного цвета. И уличные "художники" тут же оставили на ней свой "автограф"…
Граффити. Чтобы найти их, не надо далеко ходить: достаточно прогуляться по своему микрорайону — и вы тут же увидите их на пластике остановочного павильона, на кирпичной стене дворовой хозпостройки или на мозаичной плитке, которой еще в прошлом веке были облицованы стены жилой многоэтажки. И тут, и там видны разноцветные произведения "кистей неизвестных мастеров". Только сделаны они маркерами, краской из аэрозольных баллончиков и еще бог весть чем. По крайней мере, оттереть эти "шедевры" получается не всегда.
— У нас частенько стенку разрисовывают, — рассказывает продавец небольшого магазина, расположенного на первом этаже жилого здания. — И когда успевают? Приходишь утром на работу — и вот оно, готово, очередная надпись. Главное — быстро успеть оттереть. Ругают-то за эти "художества" нас! А засохнет — вообще не отскрести. Чем отмываем? Бывает, даже мылом и водой получается, а иногда и растворитель не берет.
На стене длинной девятиэтажки каких только надписей нет! Заметно, что предприниматели, арендующие магазины и офисы на первом этаже, стараются по мере сил бороться с надписями: что-то смывают, стирают (хотя следы все равно заметны), а что-то, совершенно нестираемое, остается только закрасить. Но попасть в исходный оттенок довольно трудно, особенно если стенка покрашена давно, и получается неопрятная пестрота. Иногда выход только один — перекрашивать всю поверхность. А что делать — по правилам, надписей быть не должно!
Недавно неизвестные вандалы (по-другому их не назовешь) оставили надпись даже на постаменте мемориального комплекса "Бульвар Героев". Горожане возмутились увиденным, и надпись стерли буквально за несколько часов: это сделал неравнодушный новокузнечанин Антон Покачалов. Мы побывали на бульваре на следующий день и обнаружили, что граффити есть и на других мраморных поверхностях комплекса. Теперь их, к слову, уже нет, надписи оперативно ликвидировали.
Если уж "художники" посмели упражняться в таком месте, то что говорить об обычных жилых кварталах — стенах домов, столбах, табло светофоров вызывного типа и даже урнах для мусора? Я попыталась (абсолютно безуспешно, исключительно ради эксперимента) поскрести ногтями надпись на стенке дома — а вдруг краска отойдет? Эксперимент не остался незамеченным. Ко мне подошла пожилая женщина и спросила: "Вам тоже эта пакость глаз режет? Это же просто позор для нашего города! Ведь явно какие-то подростки развлекаются. Неужели родители не догадываются, чем их дети заняты? Краска оставляет следы на руках или одежде, я уверена. Если бы мои внуки такое сотворили, я бы сначала всыпала им "по первое число", а потом отправила отмывать. И сама бы с ними пошла, раз недоглядела. Но мне кажется, что чаще родителям просто наплевать".
Считается, что расцвет граффити пришелся на 20 — 30-е годы прошлого века, когда американские уличные банды оставляли друг другу "послания". В СССР часто писали "Зина+Коля" или рисовали нехитрые картинки: точка, точка, запятая, вышла рожица кривая. Впрочем, неприличные слова на заборах тоже появлялись регулярно. Только наносили их тогда мелком или кусочком угля, а не краской со сложным химическим составом. Конечно, такие произведения никакой художественной ценности не представляли, да и сейчас не представляют.
И лишь в последние годы граффити стал частью уличного искусства, способом выражения своих душевных и терзаний, отношения к событиям в мире. В Новокузнецке, например, есть целая галерея граффити-картин, созданных опытными и начинающими райтерами, которые ежегодно приезжают со всей страны на фестиваль стрит-арта "Неделя уличного искусства" и создают новые шедевры на стенах хозяйственных построек или в арках жилых домов. Причем эскизы проходят процедуру согласования с властями, жильцами и управляющими компаниями.
То есть граффити можно без особых усилий сделать цивилизованным, легальным — и красивым! — Нелегальное граффити — тоже часть культуры, а наше искусство призвано способствовать борьбе с вандализмом, ведь художник не может портить чужое, — считает организатор фестиваля "Неделя уличного искусства" Юлия Шайдулина. — У граффити-художников есть свой, внутренний кодекс: если ты рисуешь, нельзя перекрывать чужие работы, но если рисуешь поверх другого изображения, то надо, чтобы получилось лучше него. Что касается этих надписей, то их делают подростки — и скорее от незнания. Им хочется выделиться, рискнуть. Собственно, так зародилась основа культуры граффити, когда подростки писали на стенах свое имя. А потом уже появились стили, шрифты, объемы… Но даже свое имя написать можно очень красиво и приятно для глаза.
|
Комментарии читателей: