"Представляешь, оказывается, у нас проезд в транспорте подорожал: теперь двадцать пять рублей вместо двадцати!"
Об этом мне сообщила подруга в субботу. — Но почему никому раньше не сообщили? Я сама-то узнала от кондуктора в трамвае, и то случайно, я ж обычно на автобусе езжу…" Подозреваю, возросшая стоимость проезда в городском транспорте стала открытием не только для нее. Известие о том, что Региональная энергетическая комиссия Кузбасса утвердила новые тарифы, появилось в последний день прошлого года, когда горожане торопились сделать последние приготовления к празднику. До того ли было? В новогодние каникулы на первый план вышли более глобальные события, а к первой рабочей неделе информация и вовсе ушла из верхних строк новостных лент. И вообще, сложилось впечатление, что повышение стоимости проезда прошло тихо, как будто незаметно? Хотя мы подробно рассказывали об этом ("Какие "корни" такие и "отростки"). В минувшие выходные мы покатались на общественном транспорте и посмотрели, как восприняли эту новость пассажиры. — А почему цена 25 рублей? — разглядев билет, спросила молодая женщина у кондуктора в троллейбусе. — Повышение с 15 января. Двадцать пять — это если платить картой, а наличными — тридцать, — пояснил кондуктор. — Люди не ругаются, что проезд подорожал? — интересуюсь у него в свою очередь. — Да по-разному реагируют, — получаю ответ. Хорошо, когда есть кому задать вопрос: даже в муниципальном электротранспорте, трамваях и троллейбусах, часто плату за проезд принимает водитель. В пятницу, например, трамвай "двойка" остановился между остановками, вагоновожатая прошла по салону, "обилечивая" пассажиров. Это заняло около пяти минут, и задержка явно не была предусмотрена графиком движения. Но люди молчали, ни один не возмутился: "А почему стоим?.." И случаев недовольства по поводу подорожавшего проезда мы за время поездок по городу не встретили. Может быть, в первые два дня пассажиры еще не ощутили перемен, к тому же в выходные транспорт почти пустой. Такая неприятность "с отложенным эффектом". Или пять рублей прибавки — не такое уж расстройство? В автобусе маршрута № 88 девушка рассчиталась за проезд наличными. "Тридцать рублей", — предупредил водитель. Она спокойно взяла билет, сдачу и отошла. Не удивилась и не расстроилась. А вот пенсионерка, с которой я разговорилась на остановке, явно огорчилась, узнав о новых тратах: "Раньше "десятничек" приготовишь — и все. Транспортная карта у меня была, да я ее потеряла, выронила где-то. Да и зачем она мне — что так, что так десять рублей. А теперь на сколько больше надо платить? На пять рублей? Ой, много… Что ж они так, ведь обещали, что не будут повышать! Или пенсии подняли немножко — можно и за проезд побольше брать? Как же не стыдно, могли бы хоть пенсионеров пожалеть!" Пришлось услышать и такое мнение — от молодого человека лет 25-ти: "Понятно, почему проезд дорожает: чтобы "отбить" потери от безбилетников! Наивные, они думают, что больше денег будут собирать. Ага, конечно! Да "зайцев" теперь еще больше будет". К слову, даже в выходной на линию выходят контролеры. Правда, никаких репрессий не устраивают: проверяют факт оплаты, а безбилетников не штрафуют, а отправляют к водителю — оплачивать. Мера для борьбы с "зайцами" слабовата, однако для более жестких нужно сопровождение полиции, ведь прежде чем наказать нарушителя, надо установить его личность. Так что это песня без конца. Интересно, что ни в одном автобусе, в которых пришлось ездить в течение последних нескольких дней, нет информации о новой стоимости проезда! Уж извините, что приходится вспоминать времена маршруток (у наших властей это считается дурным тоном: в свете транспортной реформы о маршрутках принято говорить только в негативном контексте), но если ожидалось повышение цены билета, то в салоне автобуса эти цифры были на видном месте — и самым крупным шрифтом. А теперь — как будто стыдно признаться, что с середины января поездка в автобусе стоит дороже. "Почему у вас в троллейбусе нет информации о повышении проезда?" — задаю вопрос кондуктору. Тот указывает на листочек бумаги в половинку альбомного листа, приклеенный к стене кабины водителя: "Вот там все написано". Но, чтобы прочитать мелкий шрифт, надо пройти через весь троллейбус. Есть листок и крупнее, и ближе, в середине салона. Но и на нем текст мелкий: чтобы прочитать, надо приблизиться вплотную. Это понятно, категорий пассажиров несколько (кроме тех, кто не имеет льгот, есть пенсионеры, студенты и учащиеся), для каждой по две цены — при оплате картой или другими "девайсами" и наличными. Цифр много, места в салоне мало, а пассажиры могут и запутаться от такого обилия информации. Опять же ни в автобусах, ни в трамваях, ни в троллейбусах не было ни одного голосового объявления, что стоимость проезда возросла с 15-го числа. Об обязанности оплачивать проезд говорят, а сколько стоит билет — молчок. В итоге пассажир автобуса, где нет кондукторов, рассчитываясь картой, узнает о потраченной на поездку сумме, только когда откроет мобильное приложение или прочитает сообщение из банка. Ведь валидатор молчит и билетов не выдает. "Поговаривают, что это не последнее повышение, — поделилась со мной кондуктор в троллейбусе. — Если люди промолчат, еще поднимут". Оригинальный способ "прощупать" терпение пассажира, нечего сказать.Помня, что представители управления по транспорту говорили о возможности использовать для оплаты новые средства — брелоки и браслеты, захожу в ближайший киоск "Подорожника": якобы там эти приспособления должны продавать. Но на витрине есть только транспортные карты, а на мой вопрос о новых платежных средствах продавец лишь пожимает плечами… Не в первый раз есть ощущение, что транспортники "догоняют" реформу, которую сами же затеяли. И явно отстают. |
Комментарии читателей: