Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Курьеры создают "угрозу" для экономики России

Скончался Сергей Шакуро

Члены СПЧ раскритиковали фетву о многоженстве мусульман

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    19.06.2024 | Вывеска на оформлении просмотров: 870 | комментариев: 3
    Коммерческие вывески на фасадах домов вызывают раздражение и вопросы
    Коммерческие вывески на фасадах домов вызывают раздражение и вопросы.
    Нередко в многоквартирных домах (как правило, в нежилых помещениях на первом этаже) располагаются офисы, магазины, аптеки, медицинские или образовательные учреждения.

    Наш жилфонд, построенный в 60 — 80-х годах прошлого века, конечно, не был приспособлен к такого рода переустройствам, хотя некоторые типовые многоэтажки проектировались уже с учетом размещения каких-то учреждений и служб на первом этаже, и квартиры там изначально не предполагались. Но времена изменились, и теперь редкий дом на «красных линиях» обходится без какого-нибудь магазина или парикмахерской.

    Однако любой предприниматель, открывая свой бизнес, надеется привлечь внимание потенциальных клиентов.

    Прежде всего — яркой, запоминающейся, манящей вывеской. Но вывеска должна крепиться к фасаду дома, и вот тут возникают спорные ситуации. Ведь использование фасада дома (то есть общедомового имущества) для бизнеса (то бишь получения прибыли) допускается лишь с согласия собственников помещений в доме на правах аренды. А за это надо платить.

    Недавно Верховный суд РФ рассмотрел спорное дело о размещении вывесок на фасаде одного из многоквартирных домов в Красноярске.

    Индивидуальный предприниматель открыл во встроенно-пристроенном помещении дома магазин со звучным названием «Ермак» и повесил на уровне первого этажа два настенных панно и две каркасные конструкции общей площадью 48,4 кв. м. Управляющая компания, увидев такое, вспомнила, что никаких согласований по размещению вывесок с УК предприниматель не проводил и, соответственно, денег за аренду поверхностей не платил. И подала в суд с требованием взыскать сумму неосновательного обогащения плюс проценты за пользование чужими средствами.

    Первая инстанция — Арбитражный суд Красноярского края — исковые требования удовлетворила. Апелляционный суд оставил жалобу ответчика без изменения, а вот Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оба решения отменил и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, которая в удовлетворении иска отказала. И жалоба от управляющей компании была направлена в Верховный суд РФ.

    «Разрешая спор, (…) суды исходили из того, что спорная вывеска с обозначением «Ермак канцелярия» информирует о нахождении магазина ответчика, находится непосредственно в месте реализации товара, над входом в помещение, ее размещение имеет своей целью обозначение места входа в занимаемое помещение, — говорится в определении ВС РФ.

    С учетом размера конструкции, способа ее исполнения, суды пришли к выводу, что она не является рекламной, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований».

    Суды решили, что спорные конструкции лишь ориентируют потребителя о фактическом расположении и наименовании организации, при этом отсутствие в спорной конструкции сведений о месте нахождения организации и о режиме работы не является основанием для признания данной конструкции рекламой и не соответствующей закону о защите прав потребителей.

    К тому же спорные конструкции размещены непосредственно в месте осуществления предпринимательской деятельности — на фасаде помещения, занимаемого магазином. И этот фасад не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку не обслуживает более чем одного помещения, имеет иное предназначение, не связанное с функцией содержания, обслуживания и доступа к помещениям многоквартирного дома. Ущерб общей собственности не был нанесен, и сведения о нарушении каких-либо прав собственников дома в материалах дела отсутствовали.

    Но управляющая компания посчитала, что суды ошиблись в трактовке норм права, решив, что фасад помещения не относится к общедомовому имуществу, и отказавшись приравнять к рекламе информацию, размещенную на спорной конструкции. И Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации пришла к выводу, что жалоба УК подлежит удовлетворению.

    Потому что закон разрешает предоставлять объекты общего имущества в многоквартирном доме в пользование отдельным собственникам помещений в этом доме и иным лицам (например, арендаторам, субарендаторам), но при соблюдении процедуры обязательного согласования со всеми собственниками помещений либо с уполномоченной на решение таких вопросов управляющей компанией. А компания может заключать от своего имени в интересах собственников помещений договоры на предоставление общедомового имущества (холлы, крышу, подвал, фасад дома) в пользование физическим и юридическим лицам за плату.

    При этом использование фасада дома как общего имущества допускается в различных целях: размещение рекламных и иных конструкций, какого-либо инженерного оборудования, систем вентиляции и кондиционирования с установлением в каждом конкретном случае размера платы за размещение либо указание на возможность бесплатного размещения.

    А собственники этого дома в Красноярске ещё в 2019 году утвердили размер платы за размещение информационных конструкций, вывесок, баннеров, панно, плакатов на фасаде дома, в том числе на фасаде встроенно-пристроенного помещения, за исключением парапета встроенно-пристроенного помещения, на входной группе крыльца, относящегося к двум и более встроенно-пристроенных помещений, не принадлежащих одному собственнику, — 300 рублей за 1 кв. м в месяц.

    И даже предусмотрели дифференцированный размер платы за пользование общим имуществом: для личных и бытовых нужд его использовать можно и безвозмездно, но только с соблюдением процедуры предварительного согласования.

    «По существу, суды допустили уменьшение объема общего имущества в многоквартирном доме в отсутствие согласия всех собственников помещений, безосновательно предоставив ответчику право безвозмездного пользования частью фасада здания, — говорится в определении. — Также являются несостоятельными выводы судов относительно права ответчика на безвозмездное размещение спорной конструкции, имеющей лишь информационный характер, но не отвечающей признакам рекламной конструкции».

    И вот тут мы добрались до главного: какую вывеску или иную конструкцию следует считать информационной, а какую — рекламной?

    За рекламу надо платить, с этим никто не спорит, а вот информация потребителю должна предоставляться бесплатно, а посему и собственники не могут требовать платы за такую вывеску на доме.

    Учитывая закрепленную в Законе о защите прав потребителей обязанность размещения определенного перечня информации о хозяйствующем субъекте в месте осуществления им соответствующей деятельности, размещение такой информации осуществляется им самостоятельно безвозмездно, вне зависимости от волеизъявления иных собственников помещений в здании, — решил ВС РФ. — Между тем суды не учли, что для разрешения вопроса о наличии обязанности вносить плату за размещение конструкции необходимо установить ее характеристики, поскольку без внесения платы предусмотрено размещение только информационных вывесок в соответствии с Законом о защите прав потребителей в интересах потребителей и неопределенного круга лиц, то есть для исполнения публичной обязанности, установленной законом.

    "При этом размещение информационных табличек не может быть произвольным, поскольку их вид и размер всегда регламентирован и должен соответствовать требованиям, определенным нормативными правовыми актами органа местного самоуправления".
    И в Красноярске, разумеется, существуют правила благоустройства территории, которые эти требования устанавливают. Да и закон о рекламе прямо говорит, что реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

    А если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на ее установку и эксплуатацию возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме.

    И все же — минуточку!

    Арендаторы (и субарендаторы), используя фасад дома в своих целях, а не по прямому предназначению, должны получить на это одобрение от собственников. И собственники, устанавливая размер платы за использование общего имущества дома, явно хотят получить некую прибыль — иначе говоря, «монетизируя» пользу от собственности.

    Но только не в случае размещения информации в соответствии с предписаниями Закона «О защите прав потребителей»! Если речь не идет о размещении рекламы, торговых автоматов, платежных терминалов и других явно «денежных» конструкций, общее собрание не должно принимать какие-либо решения, противоречащие законодательству и вопреки ему ограничивающие права третьих лиц. Вот только в случае с красноярским домом суды с характеристиками конструкций разбираться не стали — разве что решили: спорная вывеска не отвечает признакам рекламной.

    Тем не менее на этот счет есть судебная практика, которая свидетельствует, как важно отграничивать рекламные вывески от информационных. Например, уже в 2024 году в Верховном суде РФ рассматривалось несколько таких дел. И вот каким выводам пришел суд. «Вывеска «Парикмахерская» не является рекламной (указание на профиль деятельности служит целям идентификации объекта и не может рассматриваться как его реклама), — комментирует портал правовой информации Гарант.ру. — Вывеска «Красное&Белое», напротив, является рекламной (размещение коммерческого обозначения организации в месте ее нахождения обычно не преследует целей, связанных с рекламой, однако размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеет целью привлечение внимания к объекту рекламирования и должно рассматриваться как реклама).

    Если рекламная вывеска размещается на козырьке, который обслуживает всего одно помещение в МКД, однако сам козырек при этом крепится к фасаду МКД, то собственнику рекламной конструкции необходимо получить согласие собственников помещений в МКД для размещения на козырьке этой рекламы».

    Вот такие тонкости.
    Так что, решая вопрос о стоимости аренды поверхности фасада дома, собственникам следует внимательно изучить все нюансы: не за все вывески арендатор обязан платить, возможно, размещение какой-то таблички может быть безвозмездным.

    Комментарии читателей:

    19.06.2024 14:25 ARIEL
    Ну вылетают буквы, и что? Несложно заново прикрепить
    19.06.2024 14:25 ARIEL
    Пусть разбираются
    19.06.2024 15:13 Манижа
    Мне нравится некоторые вывески

    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП