16 июля 2022 года открылся после реставрации Гурьевский краеведческий музей, находящийся в здании бывшей кирпичной купеческой лавки.
Об этом сообщает гость портала КузПресс Михайлов. "Дом является лучшим образцом здания в старинном - кирпичном стиле – в Кузбассе. Гурьевский городской краеведческий музей имени Александрова, был основан в 1959 году первым почётным гражданином Гурьевска – Фёдором Ильичём Александровым. По материнской линии Фёдор Александров был потомком донского казака Императорского Конвоя Александра II Освободителя. В 1939 году Александров был уполномоченным Комиссии советского контроля СНК СССР; в 1940-е годы был секретарём Гурьевского райкома партии по кадрам. В 1945 по 1952 год был председателем горисполкома. При нём были построены лучшие архитектурные достопримечательности сталинского классицизма улицы Ленина. Выйдя на пенсию, Фёдор Ильич увлёкся краеведением и археологией, и собрал богатую коллекцию различных экспонатов для создания народного музея. С 1959 года по 1970-е годы - это был лучший краеведческий музей малого города - в Сибири. На здании Краеведческого музея висит визитная табличка музея с названием архитектурного стиля здания музея – «неорусский стиль». Неорусский стиль – звучит, конечно, патриотично и красиво, но интрига состоит в том, что настоящий архитектурный стиль этого памятника архитектуры регионального значения – звучит не так пафосно – кирпичный стиль.Цитата: "Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для строительства в нашем климате...". ... В начале 20 века богатейший купец Салаирской волости Кузнецкого уезда Томской губернии Нарцисс Павлович Ермолаев заказал артели алтайских каменщиков построить кирпичную лавку в посёлке в кирпичном стиле. Для строительства первого каменного, гражданского дома в посёлке Гурьевский завод купец нанял одну из лучших на Алтае артель каменщиков мастера Фёдора Рогова, который был родом из алтайского села Жуланиха Барнаульского уезда. Слава о каменщиках Рогова разошлась по Салаирскому краю после постройки первой каменной церкви в округе – в горном посёлке Салаирского рудника. До лавки гурьевского купца, артель каменщиков Рогова построила каменную церковь Петра и Павла в посёлке Салаирского рудника, которая строилась с 1900-го по 1907 год. Церковь поразила местное население красотой своей каменной архитектуры. Как показало время, артель каменщиков алтайского мастера Рогова, таким образом, создала два памятника дореволюционной архитектуры в Гурьевском районе – единственные образцы дореволюционных кирпичных домов на Среднем Кузбассе. Такого шедевра купеческого, кирпичного стиля, как дом купца Ермолаева в Гурьевске, нет на всём Кузбассе. В 2010-х годах, в пору восстановления салаирской Петропавловской церкви архитектурный стиль церкви ошибочно назвали эклектикой – смешением псевдорусского стиля с сибирским модерном. На самом деле, в архитектуре Петропавловской церкви в Салаире нет элементов модерна – нового стиля в России начала 20 века. Модерн, в переводе с английского языка, означает "новый": в декоре здания нет ни одного нового элемента архитектуры, который бы позволил назвать этот элемент элементом модерна. В архитектуре храма нет ни одного элемента, который бы выходил за рамки традиционных церковных стилей архитектуры России, таких как - классицизм, византийский стиль, русский стиль. Нет и другого признака архитектурного модерна – использования контраста между разными по фактуре материалами и контраста цветовой палитры - во внешнем декоре здания. Нет таких признаков модерна, как - революционные элементы, отсутствующие в старых архитектурных стилях, например, такого характерного элемента модерна как - «текучесть» архитектурных линий. ... Несмотря на последующую, после строительства магазина купца Ермолаева, революционную, антикапиталистическую бурю гражданской войны, единственное кирпичное, гражданское здание в заводском посёлке Гурьевский завод - сохранилось. Сын каменщика Фёдора Рогова, построившего Петропавловскую церковь в Салаире, Григорий Фёдорович Рогов, также стал подрядчиком по строительству церквей, но после Октябрьской революции 1917 года, в 1918 году, - спустя девять лет после того, как его отец – Фёдор Рогов - построил магазин для гурьевского купца, - собрал партизанский отряд анархистов - для грабежа и уничтожения "эксплуататорских классов" Алтая и Кузбасса - буржуазии, купцов, заводских и городских управляющих, военных и интеллигенции. Особенно беспощадно сын строителя церквей уничтожал священников. Таким образом, анархистская банда Рогова, уничтожала заводскую, городскую, государственную цивилизацию, ради возвращения из города в деревню - в крестьянскую, догосударственную общину, напоминая этим будущих кампучийских коммунистов Пол Пота. "В июле-августе 1919 года объединённый отряд Рогова и Анатолия численностью 107 человек стремительным рейдом прошёл через Залесовский район разгромил в Салаире отряд колчаковцев, захватил всё вооружение. В Салаире роговцы убили попа и дьякона, но Петропавловскую церковь не тронули, потому что её строил отец Григория Рогова (Прим. авт). В ходе боевых действий партизанами под командованием Рогова было разрушено и сожжено 96 церквей из более чем 400, находившихся на территории Алтая" Перед этими трагическими событиями гражданской войны - гурьевский купец Нарцисс Ермолаев - заказал построить лавку при Гурьевском железоделательном заводе той же артели каменщиков мастера Рогова, которая построила Петропавловскую церковь на Салаирском руднике. Архитектурным стилем для купеческого магазина был выбран кирпичный стиль, ставший популярным у сибирского купечества в начале 20 века. Например, стиль здания на Красном проспекте, 15/1 города Новосибирска, построено в начале XX века, бывший доходный дом Надежды Бузолиной, ныне – здание Аптеки, практически идентичен по архитектуре зданию лавки купца Ермолаева в Гурьевске, ошибочно относят к стилю модерн, но на самом деле, здание на Красном проспекте 15 нужно относить к кирпичному стилю, которому он соответствует, в отличие от модерна. Дом купца Крюкова — двухэтажное кирпичное здание в Железнодорожном районе Новосибирска, построенное в 1908 году по инициативе купца Захария Григорьевича Крюкова. Занимает угол улиц Советская и Максима Горького (ул. Советская, дом 25) . Имеет такой же типа архитектуры, как здание Аптеки № 2 - на Красном проспекте, в Новосибирске, и здание Гурьевского краеведческого музея - на улице Коммунистическая города Гурьевска. Един у этих трёх зданий не только типовой проект - Г-образный двухэтажный кирпичный дом, с входной дверью на угловом фасаде, но и стиль архитектуры – кирпичный стиль. Также похож на эти дома двухэтажный кирпичный дом по улице Октябрьская (бывшая Болдыревская) № 47 - в Центральном районе Новосибирска – (Ново-Николаевска). Построен в 1909 году. Принадлежал И. Г. Ведерникову. Цитата: образец соединения приемов кирпичной пластики с мотивами классицизма (редкий, адекватный вывод об архитектурном стиле подобных кирпичных, купеческих домов начала 20 века – Прим. авт). К кирпичному стилю относится также архитектура дома на улице Депутатская 9, в Новосибирске. С 2000-х годов начался поиск названия архитектурного стиля Гурьевского Краеведческого музея. 25 февраля 2012 года Лариса Максименко, в газете «Комсомольская правда», назвала стиль здания ГКМ – неоклассицизмом, чем, в принципе, оказалась ближе всех к истине потому, что основным источником вдохновения для кирпичного стиля является архитектурная номенклатура классицизма - дентикулы, триглиф, руст, замковый камень оконных проёмов, филенки, пилястры и т.д. В этом ряду сибирского кирпичного стиля имеет архитектурные особенности кирпичный особняк томского купца, построенный в 1900 году, на ул. Мичурина 6, в Новосибирске. Некоторыми специалистами стиль этого здания назван «неорусским». От вышеназванных кирпичных купеческих зданий дом отличается включением токарно силуэтно вырезанных полуколонн – пилястр в индийском стиле (типа колонн храма Хойсалешвара, Индия), таким образом, эти токарные пилястры являются модернистским включением в кирпичный стиль особняка на улице Мичурина 6, а не элементом русского стиля. Таким образом, в архитектуре кирпичного купеческого особняка нет ни одного элемента «неорусского» стиля, что делает утверждение о том, что это здание построено в неорусском стиле, не имеет никаких архитектурных доказательств.А можем ли мы назвать стиль этого особняка улицы Мичурина - Модерном, как это делают некоторые, например, называя стиль дома Ермолаева в Гурьевске – эклектикой – смешением неорусского стиля с модерном? Ведь вроде бы, в фасадный ансамбль классических цитат здания на улице Мичурина 6 включены пилястры в экзотическом «индийском» стиле. На это можно возразить так: хотя в модерне действительно любят соединять экзотические элементы с классическими элементами, но такие контрастные по стилю элементы в модерне обычно сопровождаются контрастным материалом, например, - камень соединяется с металлом, или деревом; также - имеют обычно контрастный цвет соединяемые - разные по стилю - элементы. Здесь же мы видим, в новосибирском купеческом особняке, что все элементы на здании сделаны из одного материала – красного кирпича, в котором каменщики проявили импровизацию, и включили в ряд цитат из классического стиля - фигурно выточенные полуколонки в «индийском» стиле. Поэтому стиль этого здания, также относится к кирпичному стилю, как и все вышеназванные сибирские, кирпичные, купеческие дома начала 20 века. Бывшая директриса Гурьевского Краеведческого музея И. А. Богачёва, решила, что архитектурный стиль здания лавки Ермолаева - неорусский стиль потому, что - красиво звучит. На самом деле, у здания Гурьевского Краведческого музея нет ни одного элемента неорусского стиля, таких как, например, утолщения на столбах, колонках – типа дынька, нет имитации русской деревянной резьбы, нет гирьки - в оконном или дверном проёме, нет закомара, кокошника, кубышки, луковицы, шатра, ананасной грани, рушника, аркатурного фриза, нет цветной росписи растительными орнаментами. На здании Гурьевского Краеведческого музея имеются только классические элементы в кирпичном стиле: ордерные сухарики – дентикулы, триглиф, руст, замковый камень оконных проёмов, филенки, кирпичные пилястры. Не просто любуйтесь архитектурными красотами городов Кузбасса – изучайте их стили архитектуры! |
Комментарии читателей: