Имя Лизы Пятаевой звучит все громче на просторах музыкального мира, хотя ей всего 10 лет.
Ученица известного педагога Александра Тебякина занимается в Детской музыкальной школе № 40 с трехлетнего возраста, а сейчас она участвует в конкурсах, исполняя сложные фортепианные произведения, которые обычно играют в старших классах. В день, когда мы приехали в школу, Лиза играла на камеру — записывали номер в новогодний концерт. Исполняла серьезно, сосредоточенно и, как мне показалось, очень уверенно. “Это “Кобальт” Эдварда Грига, — поясняет ее педагог Александр Тебякин. — Достаточно сложное произведение, его играют в 6-7-м классах, а Лиза учится в четвертом. Это не только техника — это и краски, и образность. Если я чувствую у ребенка потенциал, то всегда стараюсь усложнять программу. Но не настолько, чтобы отбить весь интерес заниматься музыкой, а чтобы это двигало его в развитии. У “конкурсных” детей всегда планочка завышена: они должны играть не по уровню первого класса, а по уровню третьего. Конкурс для того и нужен, чтобы выявлять способных детей”. По словам Александра Викторовича, Лиза в этом году побила рекорд: у нее было 18 конкурсов и фестивалей! И даже в Париже она заняла первое место. Только участвовала она в этой и других конкурсных программах заочно, онлайн. Из-за пандемии сорвались многие поездки. Не получилось посетить Южную Корею, хотя уже были на руках билеты на самолет. И планируемую задолго поездку в Израиль пришлось отменить. Хотя Лиза с родителями слетала в Москву, в Гнесинскую академию, где она стала дипломантом конкурса молодых исполнителей. Как она сама говорит, совсем не волновалась. И наставник подтверждает: “У Лизы есть очень редкое качество — умение мобилизоваться, сконцентрироваться: села, собралась и сыграла. В Москву они летали без меня. Я потом посмотрел видео ее выступления — мне очень понравилось. А мне редко нравится, я сам себе угодить не могу”. Лиза немногословна, хотя давала интервью уже не раз. Особенно любимых композиторов у нее нет — любит всех. И музыка ей нравится всякая, нравятся произведения, которые исполняет. Учится в гимназии № 44 и четыре раза в неделю ездит в музыкальную школу в Орджоникидзевский район. Далеко, но в дороге есть чем заняться. Половина класса Александра Викторовича Тебякина живет в других районах, а по пути на занятия ребята, по совету преподавателя, слушают музыку, смотрят музыкальные фильмы. “Чтобы поступить в консерваторию, нужно сдать трудный экзамен на знание всей музыки. А если готовиться последние два года, то этот колоссальный объем музыкального наследия просто физически не изучить. Я даю задания, что они должны в этом месяце изучить. Например, “Времена года” или “Картинки с выставки” — есть такие базовые произведения, которые все должны знать, даже те, кто не собирается выбирать музыку в качестве своей будущей профессии. А если хочешь связать судьбу с музыкантской деятельностью, сам Бог велел все это изучать. К тому же это и двигает хорошо. Моторика, слух развиваются, они слышат красками, появляется качество исполнения на другом уровне”, — говорит Александр Викторович. Надо сказать, что ребята у Тебякина занимаются упорно. Лиза Пятаева, например, недавно записала пьесу для конкурса Кабалевского. Положение о конкурсе получили за две недели до него! По его условиям незнакомое произведение надо было выучить “с нуля”. “Рондо-песню” Кабалевского Лиза освоила за полторы недели. Затем видео с выступлением отправили в Москву. Сложная задача — сыграть под запись так, чтобы пьеса звучала безупречно, с нужным настроением. А теперь Лиза и Александр Викторович готовятся к сольному выступлению: концерт состоится в школе весной. В программе 14 произведений. Лиза играет Баха, Чайковского, Листа. В том числе те вещи, которые трудно даются даже студентам музыкального училища. “А Лиза упорная, с характером. А когда человек с характером, он многого добьется”, — говорит о своей ученице Александр Тебякин. Спрашиваю у педагога, что он скажет, если его воспитанница когда-нибудь захочет играть джаз или рок-н-ролл. “Это вряд ли, — отвечает Александр Викторович. — Этот ребенок воспитан на классической музыке. А если захочет — ну и пожалуйста! Все, кто играет рок-н-ролл, учились на классике. И гаммы играть надо уметь”. |
Комментарии читателей: