Музей изобразительных искусств Кузбасса открывает новую интересную выставку.
Впервые Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени совместно с Музей изобразительных искусств Кузбасса представляет в регионе Западной Сибири масштабную выставку национального искусства "Три века русского портрета". Открытие выставки состоится 13 сентября в 16:00.
В рамках выставки будут представлены 60 портретов отечественных и зарубежных живописцев XVIII – XIX веков из собрания московского музея и 13 полотен XX века из музея Кузбасса, среди которых работы выдающихся мастеров Фёдора Рокотова, Ивана Аргунова, Василия Тропинина, Степана Щукина, Луи Каравака, Пьетро-Антонио Ротари, Сергея Зарянко, Дамона Ортолани, Ивана Подключникова, Александра Маковского, Дмитрия Налбандяна, Василия Мешкова, Петра Оссовского, Клары Голицыной, Владимира Игошева и других.
"Три века русского портрета" – выставка об эволюции одного из самых сложных жанров в изобразительном искусстве. Портрет – это и документ эпохи, и презентация личности – как самой модели, так и художника. Подчиняясь общим изменениям, которые происходили с русской живописью с момента правления Петра I, портрет развивался как отдельное направление, отражая и запросы общества, и индивидуальность его авторов. Перед зрителями предстанут одни из лучших образцов национальной живописной школы – блистательные парадные изображения самодержцев и аристократии – Екатерины Великой, Александра I, Павла I и Марии Федоровны, "представительские" портреты знати и купцов – князей Долгоруковых, графов Олсуфьевых, членов семей богатых купеческих фамилий – Е.И. Карзинкиной, И.А. и А.С. Перловых, Д.В. и А.И. Киселевых и С.А. и Е.В. Мазуриных, деятелей искусства, чиновников, дворян и людей "третьего сословья", а также образы XX в. выдающихся представителей советской культуры из собрания Музея изобразительных искусств Кузбасса. Временной вектор в портрете выражается не только в манере изображения, изменениях "больших стилей", сменявших друг друга, но в социальной плоскости – изначально портрет рассматривался как знак отличия – портрета удостаивались особы царской крови, аристократы, дворяне, затем богатые купцы. Возможность заказать портрет было привилегией, а у известного живописца – привилегией избранных.
Постепенно жанр трансформируется из символа статуса модели в более прикладной формат – семейные и детские портреты. Далее портрет фокусируется на психологических особенностях личности модели, но при этом учитывает социальное положение. В советское время меняются живописные приёмы, идёт поиск новой художественной пластики, способной отразить суть "советского человека" и "новую аристократию" – творческую интеллигенцию. Музей изобразительных искусств Кузбасса представил галерею образов балерины Г. Улановой, писателя В. Афонина, искусствоведа Л. Малкиной и многих других значимых для отечественной истории и культуры людей. |
Комментарии читателей: