Новокузнецкая постановка "Палачей" Ярослава Рахманина получила приз за лучшую режиссуру и открыла новый взгляд на Мартина МакДонаха.
V юбилейный Международный фестиваль Мартина МакДонаха, стартовавший в 2014 году по инициативе художественного руководителя Пермского театра "У Моста" Сергея Федотова – это14 спектаклей, из которых 5 премьерных, и 10 театров из России, Беларуси и Казахстана. Раз в два года именно в Пермь слетаются креативные театральные команды со всего мира, чтобы поделиться своими трактовками восьми, а с нынешнего года уже девяти! – пьес великого кинорежиссера и сценариста. Старейший театр Кузбасса - Новокузнецкий драматический театр - приехал на Фестиваль Макдонаха с масштабной, большеформатной постановкой черной комедии "Палачи". "Палачи", пожалуй, самая зажигательная из пьес МакДонаха. Тут черный юмор скорее смешной, чем чёрный, а за плечами персонажей не ощущается неразрешимых трагедий. Вероятно, поэтому редкие в России постановки этой пьесы столь популярны. По словам актеров Новокузнецкого драматического театра, их "Палачи" регулярно собирают полный зал на 600 человек, и здесь в Перми, в большом зале Театра-Театра был полный аншлаг.Новокузнецкие "Палачи" стремятся воссоздать нуарную атмосферу Англии 1960-х, и у них это получается. Зритель будто смотрит остросюжетный детективный фильм, где завсегдатаи паба задирают каждого входящего, палачи в холодной камере вешают приговорённого, а зловещий тип в черном пальто вызывает серьёзные подозрения. В спектакле есть интерактивность - отдельные сцены публика видит одновременно в комнате за стеклом и на большом экране. В особо экспрессивные моменты камеры транслируют лица актеров крупным планом. А между сценами хор исполняет песни в разных жанрах, и перед зрителями появляется мифический человек-олень! Но не только спецэффекты привлекают внимание в данной постановке. Это ещё и игра актеров. Суровый снаружи, но ранимый внутри палач Уэйд (Андрей Ковзель) - он так привык держать язык за зубами, но эмоции невозможно скрыть в самые волнительные моменты. Его жена (Елена Амосова) наоборот, живая, горячая в проявлении чувств, вынуждена быть суровой в жёсткой среде паба. Отдельного внимания заслуживает Ширли - эта роль дебютная для актрисы Натальи Курлыковой. В момент самого ее яркого монолога зал разразился аплодисментами - так непосредственно это выглядело! Муни (Андрей Грачёв) выглядит в некоторые моменты зловещим, а в другие - прямо диким! По крайней мере, человеком, с которым побоишься сесть в автомобиль. Признаться, даже те, кто смотрели пьесу не первый раз, поверили на какое-то время, что Ширли похищена им. Новокузнецкий театр максимально сохраняет текст МакДонаха, воспроизводит дух эпохи и английский колорит, но добавляет в спектакль свои элементы. Мистический хор и человек-олень - они выносят "Палачей" из сферы реалистичной драматургии, как бы напоминая нам - темы смерти, преступления, вины всегда окутаны тайной. С древнейших времён и до наших дней мы верим в злых духов, чьё влияние бросает людей в объятия тьмы. Заставляет их - сознательно или нет - делать что-то ужасное. И чтобы отпугнуть злых демонов, мы поем песни, надеваем маски и изображаем их на сцене. По сути, подход очень близок к тому, что делает театр "У Моста" уже более 30 лет. Вера Шамина была рада увидеть актеров крупным планом на экранах, эта современная деталь показалось ей выразительной и интересной. Из актёров выделила Наталью Курлыкову, которая играла Ширли: "В ней было много непосредственности". Дина Давлетшина была очень впечатлена спектаклем и выразила больше своё не профессиональное мнение, а зрительское. "Экран помог разглядеть трёх алкоголиков. За тремя бестолковыми мужиками, я увидела их судьбу". На фестивале спектакль был удостоен приза за лучшую режиссуру (Ярослав Рахманин). Пятый Международный Фестиваль Мартина МакДонаха подошёл к концу, а завершили его тоже "Палачи", но уже в постановке Сергея Павловича Федотова – художественного руководителя и основателя Театра "У Моста", организатора фестиваля. |
Комментарии читателей: