Ровно 90 лет назад "мейерхольдовцы" приехали в наш город
Летом 1934 года всемирно известный Государственный театр имени Мейерхольда (ГосТиМ) впервые гастролировал в Сибири. Зрители Новосибирска, Прокопьевска и Сталинска (Новокузнецка) смогли познакомиться с пятью талантливыми постановками самого мастера режиссуры, новатора театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. На гастроли приехали около двухсот артистов, музыкантов и вспомогательного состава театра. Ехали на поезде, а декорации (они, даже по современным размерам, были громоздкими) везли на открытых платформах. «Приезд театра имени Мейерхольда в Новосибирск является, несомненно, крупнейшим событием в театральной жизни края. Один из крупнейших представителей дореволюционной художественной культуры, Мейерхольд стал на служение пролетарской культуры в первые же её годы», — писала газета «Советская Сибирь» в июне 1934 года. В Новосибирске гастроли проходили на лучшей сцене города той поры — Сибгостеатре (ныне это сцена театра «Красный факел»). Спектаклем, открывшим 1 июня и закрывшим 27 июня 1934 года гастроли мейерхольдовцев, был спектакль «Последний решительный» по пьесе Всеволода Вишневского. Конструктивная разработка этого спектакля по плану и под руководством Всеволода Мейерхольда была осуществлена Сергеем Вахтанговым, в будущем известным архитектором, сыном Евгения Багратионовича Вахтангова, музыку написал композитор Виссарион Шебалин, танцы поставил талантливый хореограф Асаф Мессерер. На гастролях в Новосибирске были показаны спектакли: «Мандат» Николая Эрдмана, «Лес» Александра Островского, «Ревизор» Николая Гоголя, «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина. Сам Всеволод Мейерхольд прибыл в Новосибирск 15 июня и на следующий день в Сибгортеатре выступил с докладом для театральных организаторов о своей работе над постановкой «Ревизора» и «Свадьбой Кречинского». Вход, как писала газета «Советская Сибирь» тех лет, был свободным. Счастливчики слушали интереснейший доклад из уст самого мастера! К сожалению, в архивах мне не удалось найти воспоминаний об этой встрече. В заключение гастролей мейерхольдовцев на товарищеской встрече с представителями советской общественности Новосибирска председатель горсовета тех времен Илухин выразил театру благодарность за приезд в Западную Сибирь и пожелание: «Добро пожаловать к нам, в Новосибирск, когда будет отстроен наш новый гигантский театр!» Речь шла о строительстве здания Новосибирского тетра оперы и балета, который начал свою работу в 1945 году. После Новосибирска гастроли Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда продолжились в июле в индустриальном городе Прокопьевске. Нынешнее здание городского драматического театра еще не было построено, поэтому актеры показывали спектакли в зрительном зале на 800 мест Дворца культуры имени Артема, сданном в эксплуатацию в ноябре 1933 года. Директором дворца в то время был З.Н. Юфит, ставший в 1938 году директором Новосибирского театра «Красный факел». Ныне Дворец культуры имени Артема является объектом культурного наследия федерального значения. Прокопчанам показали спектакли «Ревизор», «Последний решительный» и другие. Вот что писала газета «Забой» Прокопьевска о спектакле «Ревизор»: «В истории сценического разрешения пьесы трактовка «Ревизора» театром имени Мейерхольда займет одно из виднейших мест. В.Э. Мейерхольд смело рвет с традициями дореволюционного сценического толкования «Ревизора». Внимательный зритель «Ревизора» в театре Мейерхольда не мог не заметить, что гоголевские персонажи получили совсем новые биографии, отличные от толкования их другими театрами. Хлестаков был сделан заведомым авантюристом, шулером и мерзавцем. «Ревизор» у Мейерхольда — это один из талантливейших спектаклей нашей эпохи». Билетами на спектакли театра были награждены передовики производства: изотовцы, стахановцы. Гастроли мейерхольдовцев в Прокопьевске прошли с большим успехом. В Сталинске (Новокузнецке) гастроли театра Мейерхольда начались тоже в июле 1934 года в также недавно построенном здании Сталинского драматического театра (ныне это здание Театра металлургов, что на площади Побед). В день открытия гастролей был показан спектакль «Последний решительный» по пьесе Всеволода Вишневского в постановке Всеволода Мейерхольда, проникнутый идеей готовности граждан к обороне страны и на любые жертвы во имя победы пролетариата. В пьесе и на сцене, последовательно сменяя друг друга, прослеживаются три плана: борьба за искусство, борьба с разложением в наших рядах и героика защиты страны. Спектакль был тепло принят зрителями. Современная бытовая комедия «Мандат» Николая Эрдмана в постановке Всеволода Мейерхольда 1925 года также была показана на гастролях. Художники — И. Шлепянов и П. Вильямс. Сюжет спектакля в истории семьи Гулячкина. Сам Павел Гулячкин, ненавидя Советскую власть, выдает себя за члена партии и старается приспособиться к современным условиям бытия, нелепо пытается примазаться к настоящей жизни, врасти в революцию, утвердиться в ней, так как герой сам себе написал мандат, стремится вернуть старое время, ушедшее навсегда. В роли Гулячкина выступил любимец Мейерхольда артист Эраст Гарин. В гастрольной афише была представлена и русская литературная классика. Постановка Мейерхольда 1924 года спектакля «Лес» Александра Островского, который был показан на гастролях, стала знаковой не только для самого режиссера, но и для отечественного театра в целом. Во-первых, режиссер перекомплектовал текст пьесы, оставив всего 16 эпизодов; все персонажи поделил на два враждующих лагеря; а желание продемонстрировать заложенные в тексте социальные конфликты привело к главному принципу структуры спектакля — социальной маски. Второй принцип — параллельный монтаж. В разных концах сцены одновременно происходило два действия. При этом само пространство было почти пустым и бесцветным. На его фоне контрастировали разноцветные костюмы и яркие парики. Актеры же использовали приемы клоунады и акробатики. Все это придавало постановке «балаганный простонародный дух» — и это третий принцип. Спектакль на гастролях имел оглушительный успех. Ключевую роль спектакль сыграл и в жизни Зинаиды Райх — она в 1924 году впервые вышла на сцену в этом спектакле. Авангардная постановка принесла ей известность. Зрители посмотрели и спектакль «Ревизор» Всеволода Мейерхольда, поставленный им в 1926 году в ГосТиМе и считающийся одним из самых ярких «Ревизоров» ХХ века. Спектакль привлекал внимание сценографией. Первый план сцены был отделен от ее глубин полукруглой стеной с одиннадцатью дверями под красное дерево. На просцениуме было еще четыре двери: две справа и две слева. Когда центральные двери раскрывались, навстречу зрителям выезжала небольшая площадка, на которой в основном и происходило действие. Конструкцию режиссер разрабатывал сам, доверив художникам только работу с костюмами, гримом и бутафорией. А финальная сцена «Ревизора» Мейерхольда стала одной из самых сильных в истории русского театра. Немая сцена в конце пьесы часто не удавалась при постановках. Мейерхольд же сделал то, чего до него не делал никто. Он опустил занавес до немой сцены, а когда поднял его, на сцене вместо актёров были неподвижные куклы. Восхищенные зрители встречали актеров и режиссера аплодисментами. Спектакль Мейерхольда запомнился и актерским составом: роль жены Городничего Анны Андреевны исполнила Зинаида Райх, его дочери Марьи Антоновны — Мария Бабанова, Городничего — П.И. Старковский, Земляники — В.Ф. Зайчиков, а роль Хлестакова исполнил Эраст Гарин. Его Хлестаков-Гарин играл хамелеона и в каждом эпизоде был новым человеком: он менял костюмы и манеру поведения, но при этом всегда сохранял безразличность взгляда и надменность. Мейерхольд в своем творчестве не раз обращался к «Свадьбе Кречинского». В постановке 1933 года, которую он привез на гастроли, Кречинский предстал как «тип властного и страшного афериста, призванного действовать в мире в качестве агента великого капитала». Помимо текстовых изменений, в роль Кречинского были введены стихи Г.Р. Державина о прелести деревенской жизни, а в роль Расплюева — водевильные куплеты и романсы. Музыку к спектаклю писал М.Л. Старокадомский. Художником был В.А. Шестаков. Сцена из спектакля «Ревизор» В главной роли Кречинского блестяще выступил Юрий Юрьев, роль Расплюева сыграл Игорь Ильинский. В гастрольных спектаклях театра участвовал лучший состав артистов тех лет, ставших в будущем звездами театрального искусства. Вот имена лишь некоторых из них.Эраст Гарин (настоящая фамилия Герасимов) родился в 1902 году в Рязани. Окончив в 1919-м гимназию, ушел добровольцем в Красную армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани. Там же взял сценический псевдоним Гарин. С этим театром попал в Москву, где был замечен Мейерхольдом, давшим ему совет учиться. В 1921 году поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже — Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпроса РСФСР), которые окончил в 1926 году. С 1922 по 1936 год работал актером ГосТиМа, стал одним из любимых учеников и актёров Всеволода Эмильевича. В последующем работал в Рабочем театре Пролеткульта, Ленинградском Театре комедии, снимался в кино. Мария Бабанова родилась в 1900 году в Москве, училась в театральной студии при театре Художественно-просветительского союза рабочих организаций, работала в ГосТиМе, Театре революции. Игорь Ильинский в роли Счастливцева в спектакле «Лес» Игорь Ильинский родился в 1901 году в Московской губернии, учился в студии сценического искусства Ф.Ф. Коммисаржевского, служил в различных театрах, в 1920 — 1935 годах — в ГосТиМе, работал на «Мосфильме», записывался на радио. Преподавал в Высшем театральном училище имени Щепкина. Зинаида Райх родилась в 1894 году в Одессе. В 1921 году стала студенткой Высших режиссерских мастерских, училась вместе с С.М. Эйзенштейном и С.И. Юткевичем. Руководил этой мастерской Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Зинаида Райх дебютировала в 1924 году на сцене Театра имени Мейерхольда в роли Аксюши в спектакле «Лес» по пьесе А.Н. Островского и прослужила в нем до его закрытия. 8 января 1938 года ГосТиМ был закрыт, а вскоре арестован Мейерхольд. Вне этого театра артистическая деятельность Райх прервалась. Юрий Юрьев родился в 1872 году в Тверской губернии, учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС) (класс А.И. Южина) и на драматических курсах Московского императорского театрального училища (ныне — Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина) (класс А.П. Ленского). Был одним из ведущих актеров Александринского театра в Санкт-Петербурге, театра имени Мейерхольда в Москве, Большого драматического театра в Санкт-Петербурге. Василий Зайчиков родился в 1888 году в Москве. С 1918 года занимался в театральной студии Художественно-просветительского Союза рабочих организаций, затем работал в Театре революции, Театре имени Моссовета. Учился в Государственных Высших театральных мастерских под руководством Мейерхольда. Работал в ГосТиМе, затем — в Камерном театре и Театре-студии киноактера. После успешных гастролей Государственного театра имени Мейерхольда в Западной Сибири газета «Правда» в начале августа 1934 года писала: «В Сталинске для передачи опыта театра самодеятельному искусству была организована товарищеская встреча с рабочим театром металлургов. От сталепрокатчиков, общественных организаций и строителей Кузнецкстроя театр имени Мейерхольда получил почетные грамоты и значок Ударника». Правительство нашей страны тех лет высоко оценивало значение столицы Западно-Сибирского края — Новосибирска и индустриальных первенцев первой пятилетки — Сталинска и Прокопьевска, устроив в этих городах в 1934 году гастроли выдающегося театра современности! Благодарю сотрудников Прокопьевского краеведческого музея за предоставленные материалы газеты «Забой». Владимир Пилипенко, член Союза журналистов России, краевед. |
Комментарии читателей: