Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Число взрывов и поджогов в столице России достигло десятка

"Что-то давно наши власти не жаловались на безбилетников…" - читатели КР

Песков: россиян "не интересует возвращение YouTube"

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    10.08.2024 | Выдающийся театр современности просмотров: 1220 | комментариев: 3
    90 лет назад "мейерхольдовцы" приехали в наш город
    Ровно 90 лет назад "мейерхольдовцы" приехали в наш город
    Летом 1934 года всемирно известный Государственный театр имени Мейерхольда (ГосТиМ) впервые гастролировал в Сибири.

    Зрители Новосибирска, Прокопьевска и Сталинска (Новокузнецка) смогли познакомиться с пятью талантливыми постановками самого мастера режиссуры, новатора театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

    На гастроли приехали около двухсот артистов, музыкантов и вспомогательного состава театра. Ехали на поезде, а декорации (они, даже по современным размерам, были громоздкими) везли на открытых платформах.

    «Приезд театра имени Мейерхольда в Новосибирск является, несомненно, крупнейшим событием в театральной жизни края. Один из крупнейших представителей дореволюционной художественной культуры, Мейерхольд стал на служение пролетарской культуры в первые же её годы», — писала газета «Советская Сибирь» в июне 1934 года.

    В Новосибирске гастроли проходили на лучшей сцене города той поры — Сибгостеатре (ныне это сцена театра «Красный факел»).

    Спектаклем, открывшим 1 июня и закрывшим 27 июня 1934 года гастроли мейерхольдовцев, был спектакль «Последний решительный» по пьесе Всеволода Вишневского. Конструктивная разработка этого спектакля по плану и под руководством Всеволода Мейерхольда была осуществлена Сергеем Вахтанговым, в будущем известным архитектором, сыном Евгения Багратионовича Вахтангова, музыку написал композитор Виссарион Шебалин, танцы поставил талантливый хореограф Асаф Мессерер.

    На гастролях в Новосибирске были показаны спектакли: «Мандат» Николая Эрдмана, «Лес» Александра Островского, «Ревизор» Николая Гоголя, «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина.

    Сам Всеволод Мейерхольд прибыл в Новосибирск 15 июня и на следующий день в Сибгортеатре выступил с докладом для театральных организаторов о своей работе над постановкой «Ревизора» и «Свадьбой Кречинского». Вход, как писала газета «Советская Сибирь» тех лет, был свободным. Счастливчики слушали интереснейший доклад из уст самого мастера! К сожалению, в архивах мне не удалось найти воспоминаний об этой встрече.

    Picture background

    Всеволод Мейерхольд

    В заключение гастролей мейерхольдовцев на товарищеской встрече с представителями советской общественности Новосибирска председатель горсовета тех времен Илухин выразил театру благодарность за приезд в Западную Сибирь и пожелание: «Добро пожаловать к нам, в Новосибирск, когда будет отстроен наш новый гигантский театр!» Речь шла о строительстве здания Новосибирского тетра оперы и балета, который начал свою работу в 1945 году.

    После Новосибирска гастроли Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда продолжились в июле в индустриальном городе Прокопьевске.

    Нынешнее здание городского драматического театра еще не было построено, поэтому актеры показывали спектакли в зрительном зале на 800 мест Дворца культуры имени Артема, сданном в эксплуатацию в ноябре 1933 года.

    Директором дворца в то время был З.Н. Юфит, ставший в 1938 году директором Новосибирского театра «Красный факел». Ныне Дворец культуры имени Артема является объектом культурного наследия федерального значения.

    Прокопчанам показали спектакли «Ревизор», «Последний решительный» и другие. Вот что писала газета «Забой» Прокопьевска о спектакле «Ревизор»: «В истории сценического разрешения пьесы трактовка «Ревизора» театром имени Мейерхольда займет одно из виднейших мест. В.Э. Мейерхольд смело рвет с традициями дореволюционного сценического толкования «Ревизора». Внимательный зритель «Ревизора» в театре Мейерхольда не мог не заметить, что гоголевские персонажи получили совсем новые биографии, отличные от толкования их другими театрами. Хлестаков был сделан заведомым авантюристом, шулером и мерзавцем. «Ревизор» у Мейерхольда — это один из талантливейших спектаклей нашей эпохи».

    Билетами на спектакли театра были награждены передовики производства: изотовцы, стахановцы. Гастроли мейерхольдовцев в Прокопьевске прошли с большим успехом.

    В Сталинске (Новокузнецке) гастроли театра Мейерхольда начались тоже в июле 1934 года в также недавно построенном здании Сталинского драматического театра (ныне это здание Театра металлургов, что на площади Побед).
    В день открытия гастролей был показан спектакль «Последний решительный» по пьесе Всеволода Вишневского в постановке Всеволода Мейерхольда, проникнутый идеей готовности граждан к обороне страны и на любые жертвы во имя победы пролетариата. В пьесе и на сцене, последовательно сменяя друг друга, прослеживаются три плана: борьба за искусство, борьба с разложением в наших рядах и героика защиты страны.

    Спектакль был тепло принят зрителями.

    Современная бытовая комедия «Мандат» Николая Эрдмана в постановке Всеволода Мейерхольда 1925 года также была показана на гастролях. Художники — И. Шлепянов и П. Вильямс.

    Сюжет спектакля в истории семьи Гулячкина. Сам Павел Гулячкин, ненавидя Советскую власть, выдает себя за члена партии и старается приспособиться к современным условиям бытия, нелепо пытается примазаться к настоящей жизни, врасти в революцию, утвердиться в ней, так как герой сам себе написал мандат, стремится вернуть старое время, ушедшее навсегда. В роли Гулячкина выступил любимец Мейерхольда артист Эраст Гарин.

    Актёр Эраст Гарин

    В гастрольной афише была представлена и русская литературная классика.

    Постановка Мейерхольда 1924 года спектакля «Лес» Александра Островского, который был показан на гастролях, стала знаковой не только для самого режиссера, но и для отечественного театра в целом.

    Во-первых, режиссер перекомплектовал текст пьесы, оставив всего 16 эпизодов; все персонажи поделил на два враждующих лагеря; а желание продемонстрировать заложенные в тексте социальные конфликты привело к главному принципу структуры спектакля — социальной маски. Второй принцип — параллельный монтаж. В разных концах сцены одновременно происходило два действия.

    При этом само пространство было почти пустым и бесцветным. На его фоне контрастировали разноцветные костюмы и яркие парики. Актеры же использовали приемы клоунады и акробатики. Все это придавало постановке «балаганный простонародный дух» — и это третий принцип.
    Спектакль на гастролях имел оглушительный успех.

    Ключевую роль спектакль сыграл и в жизни Зинаиды Райх — она в 1924 году впервые вышла на сцену в этом спектакле. Авангардная постановка принесла ей известность.

    Зрители посмотрели и спектакль «Ревизор» Всеволода Мейерхольда, поставленный им в 1926 году в ГосТиМе и считающийся одним из самых ярких «Ревизоров» ХХ века.

    Спектакль привлекал внимание сценографией. Первый план сцены был отделен от ее глубин полукруглой стеной с одиннадцатью дверями под красное дерево. На просцениуме было еще четыре двери: две справа и две слева. Когда центральные двери раскрывались, навстречу зрителям выезжала небольшая площадка, на которой в основном и происходило действие. Конструкцию режиссер разрабатывал сам, доверив художникам только работу с костюмами, гримом и бутафорией.

    А финальная сцена «Ревизора» Мейерхольда стала одной из самых сильных в истории русского театра. Немая сцена в конце пьесы часто не удавалась при постановках.

    Мейерхольд же сделал то, чего до него не делал никто. Он опустил занавес до немой сцены, а когда поднял его, на сцене вместо актёров были неподвижные куклы. Восхищенные зрители встречали актеров и режиссера аплодисментами.

    Спектакль Мейерхольда запомнился и актерским составом: роль жены Городничего Анны Андреевны исполнила Зинаида Райх, его дочери Марьи Антоновны — Мария Бабанова, Городничего — П.И. Старковский, Земляники — В.Ф. Зайчиков, а роль Хлестакова исполнил Эраст Гарин.

    Его Хлестаков-Гарин играл хамелеона и в каждом эпизоде был новым человеком: он менял костюмы и манеру поведения, но при этом всегда сохранял безразличность взгляда и надменность.

    Мейерхольд в своем творчестве не раз обращался к «Свадьбе Кречинского». В постановке 1933 года, которую он привез на гастроли, Кречинский предстал как «тип властного и страшного афериста, призванного действовать в мире в качестве агента великого капитала». Помимо текстовых изменений, в роль Кречинского были введены стихи Г.Р. Державина о прелести деревенской жизни, а в роль Расплюева — водевильные куплеты и романсы. Музыку к спектаклю писал М.Л. Старокадомский. Художником был В.А. Шестаков.

    Сцена из спектакля «Ревизор»

     В главной роли Кречинского блестяще выступил Юрий Юрьев, роль Расплюева сыграл Игорь Ильинский.

    В гастрольных спектаклях театра участвовал лучший состав артистов тех лет, ставших в будущем звездами театрального искусства.

    Вот имена лишь некоторых из них.

    Эраст Гарин (настоящая фамилия Герасимов) родился в 1902 году в Рязани. Окончив в 1919-м гимназию, ушел добровольцем в Красную армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани. Там же взял сценический псевдоним Гарин. С этим театром попал в Москву, где был замечен Мейерхольдом, давшим ему совет учиться.

    В 1921 году поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже — Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпроса РСФСР), которые окончил в 1926 году. С 1922 по 1936 год работал актером ГосТиМа, стал одним из любимых учеников и актёров Всеволода Эмильевича. В последующем работал в Рабочем театре Пролеткульта, Ленинградском Театре комедии, снимался в кино.

    Мария Бабанова родилась в 1900 году в Москве, училась в театральной студии при театре Художественно-просветительского союза рабочих организаций, работала в ГосТиМе, Театре революции.

    Игорь Ильинский в роли Счастливцева в спектакле «Лес»

    Игорь Ильинский родился в 1901 году в Московской губернии, учился в студии сценического искусства Ф.Ф. Коммисаржевского, служил в различных театрах, в 1920 — 1935 годах — в ГосТиМе, работал на «Мосфильме», записывался на радио. Преподавал в Высшем театральном училище имени Щепкина.

    Зинаида Райх родилась в 1894 году в Одессе. В 1921 году стала студенткой Высших режиссерских мастерских, училась вместе с С.М. Эйзенштейном и С.И. Юткевичем. Руководил этой мастерской Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Зинаида Райх дебютировала в 1924 году на сцене Театра имени Мейерхольда в роли Аксюши в спектакле «Лес» по пьесе А.Н. Островского и прослужила в нем до его закрытия. 8 января 1938 года ГосТиМ был закрыт, а вскоре арестован Мейерхольд. Вне этого театра артистическая деятельность Райх прервалась.

    Юрий Юрьев родился в 1872 году в Тверской губернии, учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС) (класс А.И. Южина) и на драматических курсах Московского императорского театрального училища (ныне — Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина) (класс А.П. Ленского).
    Был одним из ведущих актеров Александринского театра в Санкт-Петербурге, театра имени Мейерхольда в Москве, Большого драматического театра в Санкт-Петербурге.

    Василий Зайчиков родился в 1888 году в Москве. С 1918 года занимался в театральной студии Художественно-просветительского Союза рабочих организаций, затем работал в Театре революции, Театре имени Моссовета. Учился в Государственных Высших театральных мастерских под руководством Мейерхольда. Работал в ГосТиМе, затем — в Камерном театре и Театре-студии киноактера.

    После успешных гастролей Государственного театра имени Мейерхольда в Западной Сибири газета «Правда» в начале августа 1934 года писала:

    «В Сталинске для передачи опыта театра самодеятельному искусству была организована товарищеская встреча с рабочим театром металлургов. От сталепрокатчиков, общественных организаций и строителей Кузнецкстроя театр имени Мейерхольда получил почетные грамоты и значок Ударника».
    Правительство нашей страны тех лет высоко оценивало значение столицы Западно-Сибирского края — Новосибирска и индустриальных первенцев первой пятилетки — Сталинска и Прокопьевска, устроив в этих городах в 1934 году гастроли выдающегося театра современности!

    Благодарю сотрудников Прокопьевского краеведческого музея за предоставленные материалы газеты «Забой».

    Владимир Пилипенко, член Союза журналистов России, краевед.
     

    Комментарии читателей:

    10.08.2024 09:29 lis0chca
    Прочитала статью товарища Пилипенко. Журналист не забыл правильно отразить роль партии и правительства в гастролях.
    10.08.2024 09:36 lis0chca
    Лучше бы фото старого театра ДК ИМ АРТЁМА в Прокопьевске приложил. Интересно же, что щас осталось.
    10.08.2024 10:43 UVG
    Сейчас тоже грех обижаться на отсутствие именитых гостей, недавно на крепость привозили якобы дальнюю родственницу Боба Марли

    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП

    Реклама: