"Шолохов или Крюков?", - задается вопросом гость портала КузПресс Сципион.
"Вроде бы вопрос окончательно решён - Шолохов. Найдена рукопись и хранится в ИМЛИ. Подробности обнародованы и широко известны, читайте тут Но возникла новая волна скепсиса. Центральная его фигура - писатель и деятель антибольшевистского движения на Дону Фёдор Крюков, которому нынче могло бы исполниться 150 лет. Вроде бы это он написал первые части романа. А не дописал, потому что помер в 1920 году от сыпного тифа. Шолохов же, дескать, переписал роман "по заданию чекистов". Самому создать типажи донских жителей - Григория, Аксиньи, других насельников хутора Гремячего - Михаилу Александровичу было не по разуму и по отсутствию таланта. Кто написал несомненно шолоховские "Донские рассказы"? Не вопрос - "чекисты" научили. Кто создал "Поднятую целину", "Судьбу человека" и "Они сражались за Родину"? Тем более не вопрос - на Шолохова работали "литературные негры", упрочивавшие славу "пролетарского писателя". Литература даёт широкие возможности для мистификаций. Или для повода усомниться в чьём-либо авторстве. Помнится, в 1960-е активно обсуждалась история о подделке "Слова о полку Игореве". Потом договорились всё же, что произведение аутентично эпохе и языковому строю русского средневековья. А вокруг явной мистификации с "Велесовой книгой" шум в околонаучных, окололитературных, а главное - в околополитических кругах не утихает по сей день. Подделки бывают очень талантливыми. Например, "Краледворская рукопись". Или поэмы легендарного барда Оссиана, написанные Джеймсом Макферсоном. В авторстве Шекспира по сей день есть сомнения, а не Марло ли это...Сам Пушкин попался на "Гузле" - придуманной Проспером де Мериме книге песен некоего балканского самородка. Можно вспомнить Козьму Пруткова, сотворённого Толстым и Жемчужниковыми, или экзотическую Черубину де Габриак, под звучным именем которой скрывалась Елизавета Дмитриева, а некоторые её стихи, как говорят, писал Максимилиан Волошин. В новейшее время возник детективщик Гривадий Горпожакс, созданный советскими писателями Овидием Горчаковым, Григорием Поженяном и Василием Аксёновым. Самые злые - подделки политических документов. Вроде "Завещания Петра" или "Протоколов сионских мудрецов". Шумиха вокруг шолоховского авторства одновременно литературная и политическая. Но ничуть не академическая. У меня, как у читателя, читавшего и Крюкова, и Шолохова, сомнений в оригинальности Шолохова не возникает. "Донские рассказы" и "Тихий Дон" несут настоящий, густой, пахучий колорит крестьянского Дона, они гениальны. Дополню, что всё написанное молодым Шолоховым находится в русле порядком подзабытой литературы Гражданской войны, а это "Партизанские повести" Всеволода Иванова, "Конармия" Исаака Бабеля, "Железный поток" Серафимовича, "Россия, кровью умытая" Артёма Весёлого, "Ватага" Шишкова, романы Бориса Пильняка и Ильи Эренбурга. Там страсть, там кровь, там неистовая поэзия борьбы. Рассказы же Крюкова - гладкописание среднестатистического русского литератора. На том и завершим дискуссию. Автор: Я |
Комментарии читателей: