Не так давно почитателям таланта Владимира Новикова были представлены его работы, посвящённые родному городу. И вот — новая экспозиция!
Выставка, как уже было сказано выше, называется «Плакатные истины Владимира Новикова». И поскольку в центре внимания зрителя находится плакат, сначала скажем несколько слов об особенностях этого вида искусства.
На живопись плаката особо повлиял тот факт, что она демонстрируется в принципиально ином для себя месте: не в интимных пространствах музея или галереи, а на рекламных тумбах, в театральных помещениях и рекламных проспектах. Другими словами, выходит на улицы, «в люди». Как тут не вспомнить Владимира Маяковского: «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры». Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие, кричащие краски, крупные объекты, плоские формы, лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации, причем непосредственное на него воздействие кратковременно. При этом тот же Маяковский всегда делал ставку на смысловую нагрузку и, говоря о знаменитых «Окнах РОСТА», подчеркивал, что плакат — это «телеграфные вести, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой». По плакатам можно не только изучать историю, но и воссоздавать систему ценностей общества, понимать желания и устремления людей. Плакат должен быть плакатным. Плакатный — это значит простой, легко воспринимаемый. Он адресован любому из нас, даже тем, кто не отягощен особыми художественными вкусом и знаниями. Броское изображение и броский заголовок или призыв, понятный каждому. Плакат должен быть сигналом. А сигнал — это акцентированная точка. Мысль в нем настолько уплотнена, что порой выходит за рамки изображенного и написанного. Впервые к плакату Владимир Михайлович обратился во время известных событий — развала Союза.В то время он уже как два года жил на Украине, где занимался живописью. Результат — звание лауреата республиканской выставки в Киеве и золотая медаль в номинации «Графика» за политический плакат. Плакат назывался «Сохраним планету детям». Прошло почти 30 лет, а тема, поднятая художником, сегодня актуальна как никогда! К теме плаката Новиков вновь обратился в 2014 году. Так появился «Геноцид». Он был написан в тревожное время: конфликт между Израилем и Палестиной уже тогда разгорался с неимоверной силой, затем убийство Ясира Арафата, которого «прогрессивный и миролюбивый» Запад представлял злейшим врагом, убийцей и террористом, тогда как для палестинского народа он является борцом за независимость и национальное освобождение, героем. 2014 год сложно назвать мирным. В течение года начались, как минимум, два крупных военных конфликта — на востоке Украины и в Ливии. Многие конфликты, начавшиеся в прошлые годы, разгорелись с новой силой, например, палестино-израильский или нагорно-карабахский, который напомнил о потенциальной опасности инцидентом со сбитым армянским вертолетом. Радикальная группировка "Исламское государство"* появилась в середине прошлого десятилетия, но активность резко возросла летом 2014 года после масштабного и победоносного наступления в Сирии и Ираке. Можно вспомнить Афганистан и Сомали… В центре плаката «Геноцид» — разбитое яйцо на фоне разваленных «греческих» колонн. Яйцо испокон веков считалось символом жизни, символом нашей Земли. Такая вот планетарная вещь. Яйцо разбито, и художник как бы говорит нам: «Геноцид — международное преступление, и он расползается по всему миру». Как же это актуально в свете сегодняшних событий на Ближнем Востоке! Как продолжение обозначенной темы плакат «Мировой террор».В нем художник напрямую называет зло, породившее геноцид. Гиена (двуполое существо, способное менять пол, явная ошибка природы) на фоне радужного флага (интернациональный символ сообщества ЛГБТ) и флага американского. Гиены питаются падалью, трусливы, но среди них встречаются и гиены-людоеды, кровожадные безжалостные существа. Посмотрите на хищный оскал символа «мирового террора». Перед вами борец за справедливость и демократию во всем мире, главный гарант безопасности на планете добрый дядюшка Сэм! Кстати, дядюшка Сэм — известный образ, символизирующий государство США, — по-английски пишется как Uncle Sam, что совпадает с коротким обозначением самих США — US, то есть United States. Вторым именем Америка обзавелась в 1813 году, когда в ходе англо-американской войны в американскую армию поставлялось мясо в бочках, на которых стояла метка — US. Метка означала именно United States, но парадокс в том, что поставщика этого мяса звали Samuel Wilson, а кличка его была Uncle Sam, то есть Дядюшка Сэм. Какие чудные параллели проводит художник: гиены-людоеды и мясник Сэм Уилсон, двуполые гиены и радужное племя недочеловеков! Вот лицо истинного террориста! Близок по тематике и эмоциональному наполнению и другой плакат — «Реквием», написанный несколькими годами позже: «Потерявший веру теряет волю…» Напомню читателю, что requies — это «покой, упокоение», заупокойная месса в католической церкви, а также жанр концертной музыки на основе текстов заупокойной мессы. Сначала Новиков задумал нарисовать, как на фоне европейского флага падают песочные часы, но решил, что не многие поймут до конца его авторскую задумку. И надо же было случиться событию, из ряда вон выходящему: 15 апреля 2019 года сгорел знаменитый кафедральный собор в Париже — символ Франции, один из самых известных архитектурных памятников в мире Notre-Dame de Paris Cathedral — Собор Парижской Богоматери, воспетый поэтами, писателями, художниками… Новиков представил гибель собора как разрушение всего Евросоюза, а исчезающие в пламени пятиконечные звезды на голубом фоне (флаг Евросоюза) усиливают смысловое наполнение плаката. Подпись под плакатом прямым попаданием вторгается в разум, сердце и душу зрителя, заставляя задуматься о смысле человеческого существования, проводит прямую параллель между верой человека и его волей. В общем, мыслит художник глобально и, возможно, предвосхищает грядущие события! Следующая работа — «Цифровая ложь. Зомби».Это о не менее опасном явлении, которое мы называем «фейки». События выворачиваются наизнанку, искажая их истинный смысл, это что-то ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное с целью ввести в заблуждение. Человек, напичканный ложью, теряет своё собственное мнение, превращается в зомби, которым так легко манипулировать. Плакат «Цифровой дождь — имя ему чума» художник написал после «Цифровая ложь. Зомби». И как бы подвел черту: на планету надвигается цифровой дождь, сродни все уничтожающей на своем пути чуме. Цифра навязана сверху. Она не исходит из внутренней потребности души человека. Как гром средь ясного неба, как кара небесная… Обезличенный и обездушенный мир ждет лишь страдание — терновый венец Христа.
С данным плакатом перекликается и другой, с многозначительной надписью: «В начале было слово, потом стала цифра…» Это выражение принадлежит Т.В. Черниговской, одному из ведущих специалистов в области когнитивных наук — психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии — в России и за рубежом. В своих статьях она много говорит о способностях нашего мозга, факторах, влияющих на его развитие, известна особо популярными лекциями на тему «Как научить мозг учиться». Черниговская говорит о воспитании современных детей, о том, что мешает формировать всесторонне развитую личность, и о цифре, которая, по мнению ученого, превращает их в зомби. Так у Новикова родился этот сюжет. Пропаганда западного образа жизни, ЕГЭ, ОГЭ, уничтожение нашего подхода к обучению и образованию, полная компьютеризация, засилье гаджетов, символическая отцифровка книг… Видите, как много всего, что лишает нас подлинных ценностей и приводит к жизни в выдуманном виртуальном мире, заключая нас в добровольную тюрьму, где тьма и одиночество! На плакате «Тартария» изображён мамонт — символ Сибири да и России в целом. И мамонт догоняет машину хаммер. Хаммер, безусловно, культовый американский автомобиль, военный символ Америки. Впрочем, и хаммеры и хамерсы прекрасно горят в огне российской артиллерии, хотя и пытаются сломить и разрушить нашу целостность на пазлы. Не удастся!Так вот, в европейских источниках Тартария стала наиболее распространённым обозначением Центральной Азии и Сибири в ряду негативно окрашенных названий, которые не имели связи с реальным населением региона. Любопытно, что у европейцев термин превратился в «тартары» по аналогии с Тартаром, который в Средние века означал как глубочайшие области ада, где были заточены титаны, так и далёкие и неизвестные области Земли, откуда, как казалось европейцам, пришли «дикие» орды кочевников. То есть, смысл выражения «мир катится в тартарары» означает «мир катится в ад, в бездну». Древние греки так называли земли восточнее Каспийского моря (Туркменистан, Казахстан, Монголия), восточнее Волги (вплоть до Тихого океана), а также земли за полярным кругом (в том числе Норвегию и Финляндию) — это и есть Тартария.
И даже после принятия греками христианства те земли так и остались называться ею в честь древнего мифа. Когда в Х веке Русь переняла христианство у греков, то вместе с религией переняла и кое-что из культуры, искусства науки, языка. И еще в XIII веке, как пишет историк Н.М. Карамзин, русские летописцы в своих записях называют земли Урала и Сибири — Тартария (Татария). А земли эти были глухие, дикие, варварские, а кое-где на сотни километров ни одной живой души. Ну и получается, что выражение «мир катится в тартарары» означает деградацию, а «провалиться в тартарары» означает попасть в место, где нет ничего цивилизованного. Только вот художник предлагает нам переосмыслить известные понятия и символы. И невольно задаешься вопросами: так кто же канет в бездну? Кто рассыпается на пазлы и не находит точку опоры? По ком плачет Тартария? У следующего плаката, на котором написано: «Путь к свету труден. Как нет Иуды без зависти, так нет зависти без предательства», своя предыстория, причем основанная на личных событиях из жизни художника, но поскольку каждый в жизни сталкивался с предательством, то и сюжет будет понятен каждому. А дело в том, что несколько художников втихаря написали против Владимира Михайловича письмо в администрацию, в комитет культуры, чтобы ему не давали мастерскую. При встрече они «обнимались и целовались», как ни в чём не бывало, а за глаза поступили подло. Известие об их предательстве так возмутило художника, что строки и сюжет родились моментально! А теперь попробуйте сами разгадать зашифрованные смыслы. Что вы видите? Буханка хлеба; «тридцать сребреников», вывалившиеся из денежного мешочка, причем как рубли, так и доллары; опрокинутый кубок с вином, а может, с ядом, которым отравили Сократа, или же это колокол, предвестник кровавой беды; тень в виде креста, которую отбрасывает окно храма или церкви; и, наконец, сам фон плаката не напоминает ли развернутое письмо, прежде сложенное в несколько раз? Не стану утомлять вас расшифровкой столь явных и весьма очевидных вещей, а предоставлю самим последовать за мыслью и кистью автора. Плакат «Гибель пчёл — планетарный голод…» перекликается по смыслу с первым плакатом Новикова «Сохраним планету детям». На плакате изображена пчела на ромашке. Художник поднимает насущный вопрос экологии, относя нас к рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром», к его «эффекту бабочки». Как связаны человек и природа? Несет ли человек ответственность за свои поступки перед природой? Что повлечет за собой исчезновение пчел, всего лишь одного из мельчайших насекомых на нашей огромной планете? Среди работ Новикова встречаются плакаты, написанные с иронией и даже сарказмом. Так в 2016 году в Америке проходили одиозные выборы Трампа. Когда художник посмотрел всю эту «клоунаду», он написал плакат «Шутовство и балаган правят миром». У этого плаката более глубокий смысл: мы каждый день стоим перед выбором, и как важно принять единственно верное решение. Впрочем, уважаемые читатели, предлагаю вам самим сделать вывод из «набора изображенных автором предметов». Итак, пред нами микрофон ТВ, шут в колпаке с бубенцами, бублик с символической дыркой и наперсточник с полной атрибутикой лохотрона! А вот на следующем плакате изображён, по словам самого автора, Кот-Чубайс с «бабками» и напёрстками. Технология обмана людей не такая уж и «нано»! Новоявленного «нанотехнолога» Новиков изобразил в виде кота Базилио из «Золотого ключика» и приравнял к наперсточникам. Помните известную песенку:
"Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, Несите ваши денежки, иначе быть беде, И в полночь ваши денежки заройте в землю там, И в полночь ваши денежки заройте в землю где… Не горы, не овраги и не лес, Не океан без дна и берегов, А поле, поле, поле, поле, поле чудес…" Свой выбор тематики плакатов В. Новиков объясняет так: «Если что-то меня трогает, то на это я и отзываюсь своим творчеством. К чему душа тянется, то я и изображаю. Это моя жизнь!» Возможно, именно поэтому его плакаты отличаются от общепринятых, таких, например, какие были в советское время. Плакаты Новикова — своего рода микрофильмы. Чтобы их понять, нужно разбираться в деталях, вникать в суть изображенных вещей и явлений, разгадывать авторскую символику, с которой он, по собственному признанию, «очень любит играть». Ну а почему бы и нет?!Такой вот плакатный символизм! А в целом, его плакаты можно смело классифицировать как вид нового искусства — философского политического плаката. Разумеется, невозможно в одной статье рассказать обо всех «плакатных истинах» художника Новикова и особенностях их прочтения. Я дал лишь отправную точку, которая поможет посетителям выставки наиболее полно воспринять работы Владимира Михайловича Новикова. Рассматривайте их и удивляйтесь многогранному таланту художника. Будем ждать его новых творческих работ! А пока все желающие могут бесплатно ознакомиться с этими и другими его работами в выставочном зале по адресу: улица Кутузова, 31, в рабочие дни с 9 до 17 часов. * - признана террористической и запрещена в РФ |
Комментарии читателей: