17 декабря - годовщина смерти новокузнецкого художника и поэта Сергея Шутова.
Об этом напоминает гость портала КузПресс СоваВоЗлеОлимпа: "Как-то на очередном открытии выставки мы разговорились с Александром Сусловым, тогдашним начальником Союза художников, речь пошла о новокузнецких гениях. Первым был Сергей Шутов, потом Карманов, Ротко, Электрон. Пятого, похоже, Суслов оставил для себя... Насчёт Электрона я возражал: "Ну да! Гений - эпатажа, но картинки, инсталляции, перформансы вторичны, с ощущением, что это не раз видимо".
А на Шутове мы сошлись, что он был единственен и неповторим.
...Супруга мне часто повторяет, какой-то ты непрезентабельный! И Шутовское творчество было непрезентабельное. Презент - подарок. А тут тебе ни лоска, ни упаковки, ни глянца. Картинки на гофрированных картонках, стихи на таких же картонках. Никаких рам, в основном, охра и кузбасслак. А идеи из него так и сыпались!Ещё во времена советской серости он предлагал делать на первых этажах кафешки и магазинчики. Летом полёживал на пляже в Топольниках и зарисовывал в блокнот купальщиц и загоральщиц. Первый в городе и, похоже, единственный разрисовывал девчонок на арт-площадках в День города, боди-арт — это его жанр изобразительного искусства. Боди однодневно! Но где его работы? Около тридцати вещей оставалось в подвале художественного музея, но по инструкции гофрированный картон нельзя хранить в музеях, дюже лакомый материал для микроорганизмов и мышей. А комната у родителей и последнее его прибежище были до потолков завалены картинками. Где они? Одна под потолком на шкафе в клубной комнате Гоголевки, другая в частной коллекции, свою я подарил Лысинской библиотеке и по опыту знаю, что сельские жители небольшие поклонники изобразительного искусства, даже лебедей на пруду уже не встретишь. Остался ролик библиотекаря Сергея Загнухина, сделанный к 8 Марта, даже не как обзор творчества художника, а общий подарок библиотекаршам. Смотрю я на слайды, и чувствую гениальность, неповторимость, уникальность. И радуюсь, от Шутова хоть это осталось: от многих и праха не найти. А вдруг вырубят свет?!Сергей Загнухин, 8 марта 2011 года: На фоне чарующего пения французского дуэта Mylene Farmer vs Jean Louis Murat вы можете посмотреть ролик-память об ушедшем друге, любившем женщин и цветы. В клипе использованы фото картин моего (недавно ушедшего) друга, художника и поэта Сергея Шутова, а также чудесных цветов Сибири и Алтая (сфотографированных собственноручно). 17 декабря не стало Сергея Шутова (продолжаю свой проект «Кузнецкое Отечество» Персоналии Новокузнецка) Режиссёр театра поэтов «Пилигрим», активный участник поэтического клуба. «Недопоэт, недохудожник, – как о нем писал ведущий журналист «Кузнецкого рабочего» Валерий Немиров, – но он почва, на которой возрастает культура. "Сколько зим и сколько лет Когда я выбирал венок в похоронном агентстве, твердил себе: «Что ещё я могу, Серёга, сделать для тебя?!!»
Пришёл на квартиру с утра, часа три сидели на диване с отцом! Отец всё говорил, говорил, плакал, пережил сына: неделю назад похоронил жену, и Сергей простудится на кладбище, и за два дня сгорел в больнице. Шутову было шестьдесят, несколько раз получил пенсию. "Ему стало стыдно получать от государства!", - опять я в уме проговаривал свой невесёлый черный юмор. Потом ждали гроб, во дворе набирается толпа, родственники удивляются, племянница суетится с поминками, перезаказывает количество человек в кафе. Родственники и не знали, что он имеет довольно обширную городскую известность, и многие пришли на прощание с ним. Ждём: сейчас покойников не заносят домой, не бдят ночью, довольствуются прощанием у порога подъезда! Один из друзей Серёги спрашивает меня, поеду ли я на кладбище. А как я могу не поехать?! Должен же я знать, куда приходить! За стёклами Художественного музея выставляются работы самодеятельных художников «Родные просторы». Работы в рамках, кроме картинок Сергея. Говорю Сергею, ты единственный свободный художник, остальные на продажу - рамки дороже внутренностей! Воистину свободный и, может быть, единственный в городе! Его комната в квартире на пятом этаже, что около цирка, была почти полностью завалина картонками! Писал он на гофрированной картоне выброшенных на помойку упаковок холодильников. Как-то приношу ему свою маленькую книжку на обмен! «Выбирай!» - махнул он на эту кучу. Мне понравилась рыба с внутренностями наружу, какие-то шестерёнки, цепи, болты, но я выбрал сюжетную картину «край света». Пустыня, сухое дерево, затухающее солнце, и маленькая рождающееся новая звезда! Два цвета: охра и кузбасслак! Такие у него были красочные возможности. Потом её передарил библиотеке села Лыс. Для его стиля я придумал неологизм "Живографика". Как то я подарил ему набор масляных красок и пустую рамку. Просил нарисовать мне портрет реинкарнации по Индуизму, типа, душа меняет тела! Ещё я ему предлагал поставить памятник Быдлоизму в сквере у СМИ. Скрепить куски бетона в подобие человеческой фигуры. На что он мне ответил, а ты посмотри вокруг, этот монумент уже стоит – это мы все вместе! Когда встречался он на улице, то закидывал идеями, проектами, предложениями. В конце 90-х создал театр поэтов «Пилигрим», благодаря этому театру мы даже попали на экран областного телевидения. Бульвар Героев - его место прогулок с собачкой, летом он был на двух дачах. На вечере его памяти в Гоголевке я сказал, что он занимал нишу городского дурачка, на что пьяный Сидоров, выскочив на меня, стал махать руками и указывать на фотографии на стенда: «Смотрите какие они красивые! Он имел ввиду не фото, а запечатлённых людей. И ты, мой дорогой читатель, посмотри на эти фото, сохранившиеся в моём архиве… Сергей, ты остался в моей душе, ты почва! Но растёт ли культура?.. Это вопрос! |
Комментарии читателей: