В Доме творческих союзов свою одиннадцатую выставку открыло объединение “Кузнецкая слобода”.
И эта и предыдущие десять выставок (а я видела их все) погружают вас в мир фантазии, в сказочный мир. На открытии в выставочном зале было так много народу, словно приехала мировая звезда. В театре такое столпотворение называют битковым аншлагом. Произведения семидесяти художников-прикладников были отобраны строгим жюри. За несколько дней до вернисажа руководитель “Кузнецкой слободы” Анатолий Думлер объездил юг Кузбасса, отобрал работы мастеров и привез их на выставком. Новокузнечане принесли свои изделия сами. В комиссии — заслуженный художник России Пётр Рещиков, Алевтина Архиповская, Людмила Якунина, Николай Вовк и Анатолий Думлер. Выставком длился четыре часа. Отобрали 240 работ. Не все вошли в экспозицию. Декоративно-прикладное творчество, иногда говорят — искусство, определение историческое. Это вроде что-то не самостоятельное, прикладное. Посуда, мебель, вешалка, одежда, предметы обихода. На самом деле это творчество все активнее выходит за пределы прикладной вещи, становясь явлением самодостаточным. Прикладники, их так зовут больше по привычке, люди разносторонние, с неуемной энергией и фантазией. С Ольгой Прониной я познакомилась лет семь назад. На гончарном круге она делала горшки, вазы, чайники. Всю жизнь бы их лепила и цены бы им не было. Но увлеклась свистульками, колокольчиками, всякой расписной керамикой. На этой выставке в стеклянной витрине есть ее свистулька. Но главное — ее четыре расписные тарелки. Они расписаны по глазури, как объяснила мне Ольга, четыре обжига делала. В общем, это уже технология. Две тарелки сделала сама. Две купила и выполнила по ним рисунок. Один — геометрический. На другом карточная фигура — джокер. Думлер высоко ценит талант Ольги, сказал мне, что она и живописью хочет заняться. Кстати, о живописи. Эта выставка отличается от всех десяти предыдущих наличием живописных и графических работ. В основном авторы этих акварелей, натюрмортов и пейзажей, написанных маслом, прикладники. Всеохватные люди. Их картины, скорее, декоративные. Но есть и тематическая картина, жанровая — “Масленица” Евгения Хлопотова. Так и держится в памяти румяное, смеющееся лицо молодой женщины. Не могу сказать, что выход прикладников на соседнюю территорию безупречный. Сравнения с профессиональными мастерами живописи и акварели они пока не выдерживают. Но сам факт вызывает уважение. Великолепны они все-таки на своей родной территории, где им и сравнения нет. Прокопчанин Ашот Акопян — профессиональный скульптор. Его глиняные сосуды (ручная лепка) выглядят одухотворенными существами. Он, конечно, профессионал. Но в художественное училище принимают талантливых людей. Он не только наученный, он владеет своим вдохновением. Эльвира Бабаева — участница почти всех выставок “Кузнецкой слободы”. Ее скульптуры из кусочков металла — это какой-то сказочный мир, возможно, подводный, потому что здесь рыбы, какие-то несуществующие морские животные. — Она — настоящий художник, — говорит мне Анатолий Думлер. — Каждый день у нее новые идеи. Три месяца назад была наша десятая выставка. Она на нее принесла пять новых вещей. В большинстве своем представленные экспонаты — это сказочные персонажи. Создаются они хоть из чего, из того, что под руками лежит или под ногами валяется. Владимир Демин показал художественную корнепластику. А Елена Кикоть в этой же технике сотворила лошадь. Лошадка прямо-таки сказочная, так бы и поскакал на ней. Кстати, в этой же экспозиции есть еще одна лошадь. Ее из бересты сплела двенадцатилетняя Светлана Денисюкова. Ей на открытии Анатолий Иванович Думлер вручил благодарственное письмо за участие в выставке. Девочке очень горячо аплодировала собравшаяся публика. Семьдесят участников, талант каждого достоин отдельной статьи. Но где же место взять? Есть на выставке витрина авторских кукол. Великолепный “Башмак” Елены Манаковой (ковка, сварка, металл, эмаль) напоминает персонажей Андерсена. Горячий батик представлен не только мастером этой техники Галиной Назаровой, но и другими участниками. Вернисажи не бывают без музыкальных номеров. Выступление фольклорных ансамблей “Щедрыня” и “Параскева Пятница” украсило открытие выставки. С удовольствием слушали и поющего под свою гитару участника выставки резчика по дереву Сергея Варламова, и живописца Владимира Панина. Выставки “Кузнецкой слободы” можно посещать постоянно, разглядывая каждый экспонат. “Слобода” — детище Анатолия Думлера. Он не только родил его, он трепетно (с какой любовью он всегда говорит об участниках!) сохраняет это объединение, держит и по возможности развивает его художественный уровень. Татьяна Тюрина. Александр Бокин (фото) |
Комментарии читателей: